«Осенний фестиваль знаний 2024»

Проект " Иппотерапия"

Проект "Иппотерапия" о предназначении лошадей и лечении методом иппотерапии

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки





Тема: «Иппотерапия»




Выполнил: Анварбеков

Мухаммед


Научный руководитель:

Жукова Наталья

Анатольевна







Усть- Каменогорск


Содержание


Введение 3

1. Из истории иппотерапии 4

2. Лошади умеют лечить движением 5

3. Почему именно лошадь? 7

Заключение 8

Список использованной литературы 9





Введение


У каждого, кто любит лошадей,

Есть лошадь всех прекрасней и умней.

Не важно: то араб или рысак, -

Порода не влияет здесь никак.

Однажды лошадь, а быть может конь,

Уткнется мягким носом вам в ладонь,

Посмотрит взглядом добрым и простым,

И вы поймете, что роднее с ним...


Я хочу рассказать об удивительном открытии, сделанном мной этим летом - знакомству с лошадьми и их удивительными способностями.

В Восточно-Казахстанской области есть небольшая конюшня, где разводят лошадей и обучают желающих верховой езде. Там вместе с мамой и папой я побывал этим летом и познакомился с этими животными.

Они были очень красивые, добрые. Мы кормили их хлебом из рук и катались верхом. Я тоже научился самостоятельно управлять лошадью. Мне это очень понравилось, и я совсем не боялся упасть.

И тут мы увидели, как к конюшне подъехала машина, из нее вытащили инвалидную коляску, а потом на руках вынесли мальчика примерно моего возраста. Мальчик был болен, он не мог ходить. Тренер помог отцу посадить мальчика на лошадь, и они медленно пошли по кругу: сын - на коне, папа и тренер – рядом.

Я не мог понять, зачем больного, не ходячего ребенка посадили на лошадь, он же может упасть и разбиться, но нам все подробно рассказали и показали.

Оказывается, лошади – не только помощники человека в хозяйстве, не только верные друзья, но и врачи! И лечение с помощью лошадей называется иппотерапией (от греческого hippo – лошадь).

1. Из истории иппотерапии.

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В современной Европе лечебная верховая езда стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Швеции, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др. Центры лечебной верховой езде стали открываться во многих странах. Так, в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек. В Польше работают около 60 подобных центров.

Толчком к распространению иппотерапии послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом, и в результате на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль.

В Восточном Казахстане иппотерапией начали заниматься с 2009 года, хотя этот метод известен ещё с древних времён.

Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:

- нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т. д.;

- поражение органов чувств – слепота, глухота;

- психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении;

- умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;

- послеоперационная реабилитация.



2. Лошади умеют лечить движением.

Так как же лошадь может помочь больным с такими различными недугами?

Вот что рассказала нам тренер-иппотерапевт Елена Черникова.

Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия лечебной верховой езды от физкультуры не исчерпываются.

Не всякая лошадь пригодна для занятий с больными. Так, лошади не должны быть слишком высокими, чтоб тренеру было не тяжело с ними работать. Нежелательна высокая костистая холка, так как на такую лошадь нельзя будет посадить ребенка без седла, а этот способ широко применяется на занятиях.

По возрасту для занятий наиболее подходят лошади между 5-6 и 13-14 годами. К 5-6 годам лошадь уже сложилась и физически и эмоционально, поэтому можно не опасаться неожиданного проявления каких-либо нежелательных качеств.

Выбирая лошадь, необходимо достоверно убедиться в том, что она не боится щекотки, спокойно реагирует на прикосновение к ушам, хвосту, пояснице, что не препятствует сидящему на ней всаднику поворачиваться во все стороны, ложиться ей на круп, садиться задом наперед и т.д.

Очень часто занятия на лошади проводят с детьми, которые больны ДЦП - детским церебральным параличом. Никита (так звали мальчика) и был таким больным. Он никогда не мог двигаться нормально, не мог сидеть, одеваться, есть, пить, а тем более, ходить. Очень многие вещи ему трудно делать даже сейчас, когда ему 9 лет, хотя его начали лечить с самого рождения.

К нам подошла лечащий врач Никиты, Маргарита Сергеевна Цапко. Она рассказала, что мальчик занимается с конем уже почти месяц, за это время он окреп, у него стали реже проявляться судороги, он стал лучше двигаться. Она рассказала, что раньше он не мог сидеть на лошади и ездил только лежа, а теперь, через месяц, уже сидит в седле! Это объясняется следующим образом.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: биомеханический и психологический. Рассмотрим биомеханический фактор.

Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях, снимают спазмы, уменьшают судороги. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом. А тазобедренная область и ноги при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения.

Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения.

При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет работать вместе мышцы спины, туловища, рук, то расслабляя, то напрягая их. В результате этого в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют.

Психологический фактор складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми.

Кроме этого, человек, который много лет, или даже всю жизнь, как Никита, провел в инвалидной коляске, чувствует себя свободным, раскрепощенным, ведь когда он на коне, он – выше всех!

Лечебная верховая езда способствует активному развитию моторики, освоению сложных движений, улучшению координации, равновесия, тренировке чувства равновесия.


3. Почему именно лошадь?

Преимущества иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что ни один из спортивных снарядов не может сравниться с настоящим, живым конем. С одной стороны, человек испытывает страх, неуверенность в своих силах, боязнь не удержаться, с другой же стороны появляется огромное желание преодолеть свой страх, усидеть на лошади, почувствовать себя всадником. На занятиях с лошадью больной получает возможность справиться со своими проблемами, достичь успеха, почувствовать себя способным преодолевать жизненные трудности, сложности во взаимоотношениях с другими людьми.

Замечательный эффект дает поглаживание гладкой, атласной кожи коня. Между человеком и животным возникает удивительное чувство близости и единения: энергия животного передается человеку, очищает его поле, настраивает на слияние с природой. Даже просто перебирая шелковистую конскую гриву, человек часто испытывает комфортные ощущения, его настроение и душевное состояние значительно улучшаются, укрепляется жизненный тонус.

Оказалось, что в центре регулярно проводятся соревнования по конному спорту среди лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти соревнования приносят ощутимую пользу и людям с ограниченными возможностями, и обществу в целом.

Зная, что инвалиды могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, окружающие начинают понимать, что люди с ограниченными возможностями могут иногда даже больше чем остальные, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

Улучшая физическое, психологическое и эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями здоровья иппотерапия расширяет горизонты их возможностей и помогает преодолевать барьеры инвалидности.

Если бы я сам не видел этих двух пациентов перед началом занятий в инвалидных колясках, то никогда не догадался бы, что передо мной – инвалиды. Думаю, мне удалось почувствовать, что означает для человека, чьи физические возможности резко ограничены по сравнению со всем остальным миром, оказаться верхом на коне и приобрести способность видеть окружающих с высоты, а не с низкой коляски, и двигаться самостоятельно.


Заключение

Что приходит в голову при мысли о лошади? Скачки, охота, прогулки верхом, наконец, крестьянин, везущий на возе хворост из лесу. Навряд ли кто-то подумает о том, что лошадь - это еще и уникальный доктор. Именно благодаря этой ее способности возник метод лечебной верховой езды, или иппотерапии, который стал одним из эффективных способов реабилитации инвалидов.

О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных, было известно с Античных времен. Гиппократ утверждал, что раненные и больные поправляются быстрее, если ездят верхом. При этом следует заметить, что большинство родителей, чьи дети занимаются в центре «Иппотерапия», изначально не верили, что лечебная верховая езда подойдет для их ребенка, сомневались в способностях своих детей, достижении какого-либо эффекта от занятий иппотерапией.

Однако специалисты и родители, с которыми я познакомился, оценивая результаты занятий детей-инвалидов иппотерапией, отмечают положительные изменения у детей. Подчеркивается, что в процессе занятий инвалиды становятся более коммуникабельными, при появлении первых успехов обретают все большую уверенность в своих силах, у них появляется мотивация регулярно посещать занятия иппотерапией. Как считают родители, это вселяет в них надежду на будущее.


Список использованной литературы



  1. Л.К.Грачев, И.Ю.Казаченко, И.С.Роберт. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 2004 г. – 80 стр.

  2. П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 2007 г. – стр.22-23.

  3. А.В. Смолянинов «Иппотерапия для детей». - М. Остров Надежды, 2010 г. – 90 с

  4. Д. Спинк «Развивающая лечебная верховая езда». - МККИ, Санкт-Петербург 2001г.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее