10
Маничева Т.В.,
высшая квалификационная категория,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 4
п.г.т. Умба Терский район,
Мурманская обл
учитель начальных классов
Продуктивные творческие задания как средство развития и совершенствования речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка
Обучение школьников умению свободно и связно выражать собственные мысли и пользоваться языковыми средствами для создания устных и письменных высказываний является важной задачей обучения русскому языку в школе. [4]
Процесс развития, совершенствования речевой деятельности младших школьников длительный и достаточно сложный. В Терском районе, представителем которого я являюсь, большая часть детей приходит в школу с речевыми проблемами. Чаще всего это: бедный словарный запас, нарушение последовательности выражаемых мыслей, расплывчатость выбираемых языковых средств, использование неверных синтаксических конструкций, употребление слов в несвойственном им лексическом значении, неверное образование форм слова при склонении и другие. Следовательно, так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Именно поэтому, опираясь на действующий образовательный стандарт начального общего образования, особое внимание на уроках русского языка уделяю содержательной линии «Развитие речи».
Наиболее успешно, на мой взгляд, развивается речь младших школьников при условии использования творческих продуктивных заданий, которые требуют применения знаний в изменённой или новой ситуации, в нестандартной ситуации. Эти задания, прежде всего, включают элементы проблемности, предполагают вариативность решения, и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.
В 1 классе сначала даю творческие задания, такие как подобрать слова, сходные с данными, противоположные по смыслу, составить предложения по картинке, по схеме, распространить предложение, составить рассказ по вопросам, продолжить рассказ, составить памятку и другие. В дальнейшем в качестве творческих работ включаю более сложные виды: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, выборочное изложение, работу с деформированными предложениями, разные виды сочинений.
Вышеперечисленные приёмы работ в силу их длительного применения хорошо известны и часто применяются на уроках. В настоящее время в процесс обучения вводятся новые виды творческих продуктивных заданий. Остановлюсь на эффективных видах письменных творческих работ, которым отдаю предпочтение на уроках.
Для активизации коммуникативно-речевой деятельности на уроке использую задания на основе элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Рассмотрим некоторые из них:
Для формирования умения находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова использую:
- Прием «Синквейн». Это пятистрочная строфа стихотворения, в котором в кратких выражениях обобщена информация по изученной теме. Первая строка – одно слово – существительное (тема). Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. Четвёртая строка – фраза (афоризм, пословица). Пятая строка – итоговое слово, которое позволяет выразить личное отношение к теме. Например:
1. Вкус 2. Сладкий, сочный 3. Наслаждаться, смаковать, лакомиться 4. Во рту тает 5. Наслаждение
- Приём «Составление кластера». Суть приёма заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие.
- Приём «Лови ошибку». Учитель заранее подбирает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Тексты подбираются таких речевых жанров, которые актуальны для практики общения: письма, поздравления, инструкции, рассказы о жизни. Задание содержит ошибки явные и скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализирую предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Особое место среди продуктивных заданий занимает творческий диктант. Это запись под диктовку текста с орфографическими, пунктуационными, стилистическими изменениями предложений по заданию учителя (на расширение текста, с заменами слов, на сужение текста). Особенно эффективны «Диктанты с дополнением» на вставку слов по картине, так как являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. Ученикам предлагается рассмотреть картину и записать под диктовку составленный учителем текст, дополняя его содержание необходимыми прилагательными. Учащиеся могут придумывать прилагательные самостоятельно или выбирать из перечня предложенных. В 4 классе на уроке русского языка был проведён творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». (Приложение 1).
Чтобы диктанты стали познавательными, не вызывали страх и напряжённость во время написания использую творческие диктанты - сюрпризы. У такого диктанта есть «завлекающее» название. Первая часть – письмо текста с творческим заданием. Вторая часть – собственно, и есть сюрприз. Это текст, в котором содержится неожиданная интересная информация. Его можно просто прочитать или написать выборочно, преследуя определённые дидактические цели. Например, диктант в 3 классе по повторению темы «Родовые окончания имён прилагательных». (Приложение 2). При записи первой части текста, ученики должны выполнить творческое задание – заменить прилагательные противоположными по смыслу. Во второй части – неожиданная познавательная концовка. При наличии нескольких текстов для диктантов-сюрпризов на определённую тему предоставляю школьникам выбор. В этом случае они мотивируют и принимают хоть маленькую, но уже ответственность за свой выбор. [2]
Развитию умения свободно и связно выражать свои мысли и пользоваться разнообразными языковыми средствами способствуют изложения с творческим заданием:
- Изложение с предварительным прогнозированием текста. Это письменный пересказ текста, дополняемого событиями, признаками или действиями, подходящими к лексической и логической структуре текста. Произведение читается фрагментарно. Учитель делает остановки, где перед учащимися ставятся вопросы, сформулированные в соответствии с логикой текста. Учащиеся предлагают свои варианты на месте пропущенного слова, и после этого учитель зачитывает авторский вариант.
- Изложение с элементами сочинения. Это тексты смешанной структуры. Первые две части повествование и описание. Третья часть – сочинение-рассуждение. Вторая часть заканчивается вопросом, ответ на который и будет тезисом третьей части.
- Написание изложений в парах по методике Ривина. Школьники работают над изложением по алгоритму, который помогает организовать эффективное взаимодействие, обсуждение текста и проверку. [3] (Приложение 3)
Продиагностировать уровень речевой подготовки каждого ученика и построить коррекционную работу помогает творческое задание «Реставрация». Это восстановление текста на основе слов, данных в случайном порядке. Исходный текст предъявляется учащимся в виде списка слов в алфавитном порядке. В зависимости от подготовленности класса слова можно или записать на доске, или учителю прочитать дважды вслух, сначала медленнее и чётко, затем быстрее. Учащиеся самостоятельно определяют тему, микротемы и их границы, идею текста в её исходном образце, озаглавливают тест. На последнем этапе записывают отреставрированный текст.
Кроме того, практикую изложения с дополнительным заданием: ответить на проблемные вопросы, изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Прекрасным средством создания на уроках речевой ситуации являются творческие задания на основе изобразительной наглядности. Приём «Переход в картину» заключается в том, что после рассмотрения и анализа картины детям предлагается закрыть глаза и представить себя в её композиции. Например, работая с картиной И.И. Левитана «Золотая осень», учащимся задаются вопросы: Что тебя окружает? Что ты слышишь? Оглянись вокруг. Чем ты любуешься? Подойди к деревьям, к реке, вдохни осенний воздух. Что ты чувствуешь? Какое у тебя настроение? Дети рассказывают о своих впечатлениях, а затем описывают картину.
Немалая доля творчества требуется при выполнении заданий, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста. Ученики читают текст, определяют тему, основную мысль, подбирают заголовок и выясняют, какая часть рассказа пропущена. Затем дается задание, восстановить отсутствующую часть, используя в качестве вспомогательного материала иллюстрации.
Повышает интерес школьников к письменной творческой деятельности, развивает их устную и письменную речь, совершенствует их творческие способности введение новых видов сочинений. [1]
В 1 классе знакомлю учащихся с сочинением – загадкой. Во время подготовительной работы учитель предлагает для отгадывания две – три загадки. Загадки подбираются на одну и ту же тему и близкой структуры. Ученики составляют загадку на ту же тему и такой же структуры. При составлении загадки необходимо, чтобы учащиеся имели полное представление о загадываемом предмете.
Для первоначального ознакомления школьников с деловым стилем проводится сочинение – записка. Этот вид письменного высказывания доступен детям и имеет высокую степень востребованности. Они учатся коротко, точно, с соблюдением правил этикета формулировать речевые высказывания, адресованные людям различного возраста, статуса.
Работая над сочинением-тестом, школьники осваивают понятие «тест». Сочинение-тест выполняется по следам прочитанных литературных произведений и на темы, касающиеся личности ученика. Детям предлагаются вопросы теста. К каждому вопросу даётся несколько ответов. Ребятам надо выбрать из нескольких ответов один, тот, который они считают правильным. Отвечая на вопросы, учащиеся могут раскрыть сюжет произведения, рассказать о каком-нибудь действующем лице, о себе.
По следам прочитанных литературных произведений также провожу сочинение – совет. На уроке учащиеся знакомятся с лексическим значением слова совет, узнают, кто имеет право давать советы и в какой форме это осуществляется. Устный текст совета составляется коллективно. Письменный вариант каждый ученик пишет самостоятельно.
На формирование умений составлять разностороннюю характеристику конкретного предмета, явления направлено сочинение – презентация. Написанию его предшествует домашняя подготовительная работа. Например, сочинение-презентация «Журнал «Ералаш»», «Моя школа», «Мой любимый вид спорта». Для этого учитель формулирует вопросы, с помощью которых школьники собирают и систематизируют требуемые сведения о представленном объекте, указывает доступные им источники. Во время классной подготовительной работы учащиеся знакомятся с понятием презентация (представление информации о каком-либо предмете), с целью и особенностями её проведения.
Работа над сочинением-фантазией – очень важное направление в области письменного творчества младших школьников, оно развивает воображение учащихся, обогащает его индивидуальный опыт. Учитель предлагает школьникам непривычные (и с первого раза непонятные) темы, например, «Чехарепа», «Котозавр», объясняет задачу – создать такой образ, который в окружающем мире не существует. Учитель приводит примеры детских сочинений такого рода, после чего с помощью беседы по выбранной теме оказывает ученикам содействие в составлении их собственного видения предмета, явления. Опыт показывает, что ученикам интересны такие виды сочинений, они с удовольствием пересказывают дома написанные в классе сочинения.
Качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ учащихся определяются по результатам выполнения творческих работ.
К концу четвёртого класса повысилось качество написания творческих работ. Учащиеся освоили новые виды и более сложные темы, научились оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывания учеников стали всё более художественными, глубокими, обоснованными, личностными. Результатом стали и творческие отчёты: изготовление книжек-самоделок, организация выставок работ, создание дидактических игр, презентаций.
Применение творческих продуктивных заданий помогло учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, развивало их речевое творчество, коммуникативные умения, формировало способность к смысловому чтению и тем самым помогло повысить эффективность современного урока.
Список литературы
Бакулина Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе// Начальная школа. – 2014. - № 7. – С. 37 – 43.
Винокурова И.А. Увлекательные диктанты по русскому языку. Ростов-на Дону: Феникс, 2015.
Дейс С.В. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм.//Начальная школа – 2007. - № 12 – С. 23 – 28.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования науки Рос. Федерации.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 31с. – (Стандарты второго поколения).
Приложение 1 (на слайдах)
Творческий диктант по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Уголок (русской) деревни зимой. (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, тёплый). Над головой (голубое, ясное) небо. Всюду лежит (белый, талый) снег. Он сверкает, сияет, переливается перламутровыми оттенками (розового, голубого, бирюзового). В центре картины (пёстрые, весёлые, важные) куры выискивают зёрнышки в (рыхлом) снегу. Справа красуются (пушистые, вечнозелёные) ели. Слева (большой, деревянный) дом. У дома (тонкие, стройные, белоствольные, статные) берёзки. Группа лыжников вернулась с прогулки. (Яркое) солнце слепит глаза, согревает воздух. Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина!
Приложение 2 (на слайдах)
Творческий диктант-сюрприз
Тема: «Родовые окончания имён прилагательных».
1 часть (Заменить прилагательные противоположными по смыслу)
Цель
Мудрый учитель стрельбы из лука обучал учеников:
- Вот слабое дерево. Там висит мишень. Кто что видит?
- Я вижу тонкий ствол дерева.
- Я вижу тусклое солнце.
- Узкая крона у дерева.
- Пасмурное небо сегодня.
2 часть (текст – сюрприз)
Подходит мастер к своему лучшему ученику:
- А ты что видишь?
- Я не могу видеть ничего, кроме мишени, – последовал ответ. Учитель обратился ко всем ученикам:
- Только такой человек может стать попадающим в цель.
Приложение 3 (на слайдах)
Алгоритм работы над изложением по методике Ривина:
1. Прочитай текст, проговаривая слова, как они написаны.
2. Объясни значение незнакомых слов.
3. Расскажи друг другу, о чём говорится в тексте.
4. Повторное восприятие текста.
5. Составление плана в парах сменного состава:
А) прочитай часть;
Б) перескажи друг другу;
В) выдели главную мысль;
Г) озаглавь часть.
6. Орфографическая работа.
7. Изложение текста в парах сменного состава:
А) прочитай пункт плана;
Б) перескажи друг другу;
В) самостоятельно запиши часть;
Г) проверь друг друга;
Д) в новой паре: прочитайте друг другу то, что написано в предыдущей части, и продолжайте работу по алгоритму.
8. Взаимопроверка.