Тема. Продолжительность жизни растений.
Цель: сформировать у учеников понятия про однолетние и многолетние растения; научить приводить примеры однолетних и многолетних растений своей местности; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки; воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы, бережное отношение к растениям.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
1) Проверка домашнего задания. Устный опрос.
- Что происходит с деревьями и кустами осенью?
- Что происходит с травянистыми растениями осенью?
- Чем отличаются между собой деревья, кусты и травянистые растения?
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Учитель: - Не похожи между собой растения и по продолжительности жизни. Сегодня на уроке вы узнаете, какие растения принадлежат к однолетним, а какие к многолетним.
IV. Изучение нового материала
1. Работа с учебником (с. 48-49)
Учитель: - Рассмотрите рисунки на с. 48. Вспомните, как по строению различаются между собой деревья, кусты и травянистые растения.
2. Работа в парах
Учитель: - Составьте описания дерева, куста и травянистого растения, используя вспомогательные слова: ствол, главный, много стволов, нет главного, травянистый, сочный.
Учитель: - Цветик Семицветик рассмотрел фотографии растений и поинтересовался: «Как быстро после посадки растения начинают давать плоды?». Сколько лет нужно ждать, пока яблонька даст плоды?
- А кусты смородины?
- А сладкая, пахучая, садовая клубника?
- А урожай помидор и огурцов, арбузов и дынь?
- На какие группы делятся растения по продолжительности жизни?
- Какие растения только многолетние?
Учитель: - Век многих деревьев очень долгий, намного больше, чем век животных и людей. Если конь или собака могут дожить до 15-20 лет, то для дерева – это как детство. Сосна считается взрослой в 70 лет, а дуб – не раньше 100 лет. Можно встретить дуби, которым больше тысячи лет.
3. Работа в группе
Учитель: - Кто вспомнит больше названий растений и загадок про них. К какой группе по продолжительности жизни они принадлежат?
- Рассмотрите фотографии и расскажите: однолетние или многолетние растения изображены на фотографиях?
Итог. Среди растений есть многолетние и однолетние растения. Деревья и кусты – многолетние растения. Травянистые растения бывают многолетними, двухгодичными и однолетними.
Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Робота над загадками
Кто прячет под кустом наши супы и борщи? (Картошка)
Сам красный, а чуб зелёный. (Свёкла)
Сидит девица в темнице, а коса её на улице. (Морковь)
Под лопухом зелёное яйцо с хвостом. (Огурец)
У какого растения вместо листьев колючки?
- Распределите растения, которые вы отгадали, на однолетние и многолетние. Объясните, почему горох – однолетнее растение, морковь – двухгодичное, пролесок, картошка – многолетние травянистые растения.
VI. Итоги урока. Рефлексия
Учитель: - Что нового про растения вы узнали на уроке?
- Какие бывают растения по продолжительности жизни?
- Приведите примеры однолетних растений.
- Приведите примеры многолетних растений.
VII. Домашнее задание