«Осенний фестиваль знаний 2024»

Проблемы обучения грамоте в свете требований ФГОС НОО

Обучение грамоте, как учебный предмет, занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста.Именно на «Обучение грамоте» в первую очередь ложится реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Проблемы обучения грамоте в свете требований ФГОС НОО.

Обучение грамоте, как учебный предмет, занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. «Обучение грамоте» - первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу. А это значит, что именно на «Обучение грамоте» в первую очередь ложится реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Современным школьникам, живущим в чрезвычайно агрессивной и постоянно меняющейся языковой среде, основы грамматики русского языка даются с большим трудом, нежели детям, постигшим эти азы десять-двадцать лет назад. И вот он ХХI век с его новейшими разработками, с возможностями каждого гражданина получить достойное образование. Но не все дети желают получить это образование. Современные дети не желают читать, не умеют логически мыслить, испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. В наш информационный век дети не умеют работать с информацией, они «тонут» в этом потоке информации. Учитель сегодня должен не только научить ребенка читать, писать. Интернет, СМИ выступают источником получения знаний в различных областях, источником знаний, полученных в готовом виде. Постепенно это привело к потере интереса к учению, к снижению количества одаренных и способных детей, к увеличению категорий «интеллектуально-пассивных» учащихся, не умеющих работать самостоятельно, испытывающих трудности в обучении, проблемных детей. Большинство современных первоклассников не умеют элементарно слушать и слышать не только учителя, одноклассников, но и самих себя.

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного существа ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

«Как же сформировать УУД?», приведу пример некоторых приёмов по формированию УУД:

  • учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя развивающие задания, постановки вопросов

  • учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами

  • учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям

  • учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала; организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд

  • учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия;учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других

  • учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке , обучая детей их способам нахождения и исправления ошибки;дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания;учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки

  • учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель совместно с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет; учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально – главное – уметь учиться на ошибках

  • учитель обучает детей ставить цели урока и учебные задачи– “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”;учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать

  • учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации

Фрагмент урока по теме: «Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а])

На этапе организационного момента, когда необходимо подготовить учащихся к работе, ставлю конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. В этом помогают рифмовки:

«- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Станем буквы изучать

И научимся читать.

- Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.»

На этом этапе формируются личностные и регулятивные УУД: смыслообразование, организация учащимися своей деятельности, целеполагание.

Второй этап – актуализация опорных знаний. Цель: обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; развитие логических операций. Идет формирование познавательных УУД.

- На какие 2 группы можно разделить все звуки? (Все звуки можно разделить на гласные и согласные.)

- Как отличить гласные звуки от согласных?

-На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- Назовите буквы, которые мы изучили. ( А, я.)

- Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки? Почему? 
- Какая гласная отдает команду твёрдости согласным звукам, а какая гласная – команду мягкости? (Буква 
а отдает команду твердости, буква я – мягкости.)»

На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества, формирование познавательных и регулятивных УУД).

«- Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость. В его имени есть изученные вами буквы. Посмотрите на доску и скажите, как зовут медвежонка. (По звуковой схеме дети определяют, что гостя зовут Вася.)

- Не успел Вася появиться в нашем классе, как за ним устремилось множество пчел (с. 34 учебника). Поможем мишке от них отбиться?

Скажите, как называется множество пчел, летящих вместе. (Рой.)

Верно. Но пчелы улетят, только если мы выполним звуковой анализ слова «рой».

Назовите первый звук в слове. (Рррой – первый звук [р].)

Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой. (Твердый согласный, синяя фишка.)

«Прочитайте» слово «рой» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите второй звук. (Рооой – второй звук [о].)

Какой это звук? Обозначьте соответствующей фишкой. (Гласный, красная фишка.)

«Прочитайте» слово так, чтобы был отчетливо слышен третий звук. Назовите третий звук. (Рой – третий звук [й’].)

Какой он: гласный или согласный? (Мягкий согласный, зеленая фишка.)

«Прочитайте» слово «рой», ведя указку по схеме звукового состава слова.

Вася принес вам в подарок стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте слова, в которых есть одна и та же буква.

Учитель читает стихотворение В. Лунина (показ иллюстраций на доске).

Я однажды видел сам:

Як летал по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани.

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

Какие слова с буквой я вы запомнили?

Кто догадался, какую букву будем изучать на уроке?

Ребята, а кто заметил, чем похожи слова с буквой я в стихотворении Лунина? (Во всех словах буква я стоит в начале слова.)

- Так вот сегодня на уроке мы не просто будем изучать букву я, мы должны выяснить, обыкновенная эта буква или особенная. И если особенная, то в чем состоит ее особенность.»







На первых уроках обучения грамоте я ставила перед учащимися учебные задачи, сначала вместе со мной, а потом и сами дети объясняли последовательность своих действий. Ориентируясь на модель слова при проведении звукового анализа, первоклассники проговаривали свои действия и выработали следующий алгоритм:

  • Определяю количество звуков в слове.

  • Называю эти звуки.

  • Даю им характеристику.

  • Обозначаю каждый звук фишкой.

Сначала эти действия выступают как предметные, а в дальнейшем план выполнения учебной задачи используется, как алгоритм действий и может быть использован при работе с любым учебным содержанием. Предметные действия переходят в формирование познавательных и регулятивных УУД.

Хотелось бы коротко остановиться и на тех требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального образования, которые сформулированы в новом стандарте

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • осознание значимости чтения для личного развития; 

  • формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев



Все языковые отношения усваиваются первоклассниками при обучении грамоте с помощью самостоятельного построения моделей - сначала модели предложения, затем модели звукового состава слова, анализируют звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой и звуко-буквенный анализ звучащего слова. Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, характеристика определение слогового состава является началом фонетического разбора, которым дети будут заниматься в последующих классах. В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны, анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения.

В учебнике даны интересные, но достаточно сложные для детей задания по преобразованию моделей, по подбору слов к определенным моделям и т. д. Практически в каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют использовать знания для решения познавательных и практических задач. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием.
При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать выполненное действие.
В учебнике и в соответствующих рабочих тетрадях в каждом уроке имеются задания разного уровня сложности, направленные на решение одних и тех же учебных задач .Каждый урок включает задания для тех, кто только учится чтению слога, для тех, кто может читать слова, состоящие не более чем из двух слогов, для тех, кто может читать очень короткие предложения, и, наконец, тексты для тех, кто уже хорошо читает.

Когда первоклассники уже умеют читать, очень большое внимание уделяется работе с прочитанными текстами. Вопросы, которые ставят перед детьми, как правило, не имеют однозначного ответа, они требуют раздумья от первоклассника, умения четко формулировать свою точку зрения и отстоять ее c приведением доказательств из текста. 

Таким образом, работа с текстом, формулировка вопросов к ним позволяют в полной мере выполнить еще одно требование нового стандарта:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; 

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, поступков героев

Обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: беседы, наблюдения, рассказы, отгадывание загадок пересказ, декламацию. Эти виды способствуют созданию речевых ситуаций осмыслению процессов чтения и письма и формированию речевых навыков - чтения и письма

Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово».
Всё это ребёнок познаёт с помощью особых умственных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
В своей практике я применяю технологию «Развитие критического мышления».
И цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Применяя эту технологию в педагогической деятельности, посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций мы развиваем познавательные способности и процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Но опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии не просто. Поэтому в 1 классе я ограничилась только элементами данной технологии. 
Приём «Верите ли вы, что…»
Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать квадрат зеленого цвета – да, квадрат красного цвета – нет).

  • Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных? 

  • Верите ли вы, что в русском языке 36 букв? 

  • Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?  и т.д.

«Корзина идей», «Да-нет-ка» и др.

Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, где ученики должны делать не то, что делает учитель (не копировать его образцы), а искать собственные способы работы.

Задания-«ловушки» учат ребенка самостоятельному, неимитационному ответу на любой вопрос. Учитель спрашивает и сам предлагает неверный ответ. Дети либо копируют ответ, либо отвечают по-своему.

Задачи, не имеющие решения, помогают и учителю, и детям отличить разумное поведение, ориентированное на логику задачи (в данном случае отказ от ее решения), от школярской исполнительности, направленной на буквальное понимание слов учителя: «Реши эту задачу». К  примеру, когда перед ребенком нарисованы схемы трех- и пятизвукового слов, а учитель просит найти «звуковой домик» для слова ПЕТЯ. Разумный ученик с начатками учебной самостоятельности не будет наугад выбирать схему, а объяснит учителю, почему задание невыполнимо.
Задачи с недостающими данными усложняют ту же линию воспитания умения учиться самостоятельно. В данном случае ученик должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных. Например, на вопрос учителя: «Назови первый звук слова, если оно начинается на букву Т» — ученик должен ответить вопросом: «Какая следующая гласная буква?» То, что ребенок предвидит возможность двух ответов и не желает гадать, есть четкий критерий сформированности умения учиться. 


Одним из важнейших элементов урока является работа в группах.
Такой подход даёт учителю возможность вовлечь учащихся в содержание обучения и органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Обучение грамотному письму – труднейшая задача, с которой из года в год пытаются справиться педагоги. Какие бы инновационные подходы ни внедрялись в школе, к сожалению, до сих пор никто не придумал простого способа, эффективно и гарантированно позволяющего научить детей грамотно писать

Необходимым условием формирования полноценного, прочного орфографического навыка является развитие орфографического анализа.

Орфографический анализ слова – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.

Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Поэтому необходимо развивать у младших школьников орфографическую зоркость.
Использую в своей работе метод «фиксации ошибки». Сама не исправляю ошибку в «Прописи», которую допустил ученик, а только фиксирую ее место. Ребенок самостоятельно находит ошибку, выясняет причину ее возникновения, собственной рукой исправляет. Также использую и взаимоконтроль при работе в парах. Дети обмениваются тетрадями и находят ошибку в работе соседа. Таким образом, школьник вводится в ситуацию самоконтроля взаимоконтроля, выступает ответственным за свою деятельность, у него формируются регулятивные УУД.

Стараюсь в работе с первоклассниками создавать ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

Совет коллегам: при планировании уроков ставить понятные и значимые для учеников цели, продумывать каждое их действие, потому что любое действие должно быть осмысленным. Удачи, творческих полетов!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее