«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Природные зоны России. Тундра.

Разработка урока по природным зонам России. Растительный и животный мир тундры.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема

Тундра

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Знакомство младших школьников с природной зоной – Тундра.

Задачи урока

Образовательная.

Формировать представления младших школьников об особенностях, животных и растительности тундры.

Развивающая. Развивать познавательную сферу учащихся. Воспитательная. Воспитывать любовь к окружающему миру

Оборудование.

Учебник, раздаточный материал, презентация



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Организационный момент

Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Приветствуют учителя.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.


Приветствуют учителя, слушают стихотворение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Фенологическая минутка

-И начнём мы его с фенологической минутки.

- Кто дежурный и может отметить погоду?

-Когда вы сегодня шли в школу, какая на улице была погода?

-Какая была температура?

-Какое состояние неба?

-Были ли осадки?

-Отгадайте загадку.

Все мрачней лицом природа:

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

-Как вы догадались?


- А какие вы знаете народные названия нашего месяца?

-А вы знали, что в народе, месяц октябрь называли «грязник».

- По какой причине его так могут называть?

-Обратите внимание на доску, как вы понимаете поговорку: Осенью и воробей богат.

Как вы поняли данную поговорку?



-Прочитайте примету осени: Осень — погод восемь.

- Как вы понимаете эту примету?


А вы замечали, как меняется погода?


-Какие изменения происходят в октябре в неживой природе?





-Какие изменения происходят в октябре в живой природе?






- На этом наша фенологическая минутка подошла к концу, приступим к изучению новой темы.

Отвечают на вопросы связанные.

Дежурный ученик отмечает погоду.




-Октябрь.

-В октябре, вся земля покрывается ковром из листьев, птицы улетают в теплые края, звери впадают в спячку.

- Осень.




-Очень грязно, идет дождь .





- Осенью поспевают плоды, ягоды, злаки и все, что ест воробей, в огромном изобилии.


- Осенью можно ожидать любую погоду.


- Изменение осадков утром можно увидеть иней на траве, машинах и т.д., , появление туч, дожди, местами снег, холодный ветер, солнце уже светит не так ярко,

- В октябре животные запасаются едой на зиму, кто то уже укладывается в зимнею спячку, животные меняют окрас

- Люди собирают урожай, и заканчивают работы на огородах, сменяют вещи на теплые, и начинают теплее одеваться т.к. погода бывает более изменчива.


Актуализация знаний

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в

выполнении учащимися задания.

- Итак, что такое природная зона?





- Какую природную зону вы уже изучили?

- Что вы знаете о ледяной зоне?

- Покажите ее на карте откройте страницу 60-61 природных зон России. (на доске расположена карта, ребенок указкой показывает природную зону, остальные пальцем в учебнике)

- А можете ли вы ответить, какие животные живут в ледяной зоне?

- Какие растения растут в этой зоне?


Природные зоны - это большие пространства со сходными природными условиями, особым растительным и животным миром.


Очень холодно

Расположение Ледяной зоны Ледяная зона расположена на самом севере страны. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.

Растения ледяной зоны Суровые природные условия переносят только самые стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них-то и растут лишайники. В южных районах ледяной зоны кое-где можно встретить полярный мак, стелющиеся полярные ивы.


Открытие новых знаний

Цель: сообщение темы, постановка учебной проблемы.

- Тема сегодняшнего нашего урока звучит так:
«Тундра и его? обитатели».

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры?

Давайте откроем учебники на стр. 74 и найдем особенности Тундры.




Тундра, ее животные и растения

Что она расположена в верхней части Арктики.





Физ.минутка

Видео.



Применение нового знания

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Вопросы карточки «Помогай-ка»

- Где расположена Тундра

(запишите в таблицу)

-Какие времена года выделяют в тундре?

-Какая зима в тундре?

( продолжительность, температура)

-Какое лето?

( продолжительность, температура) Запиши в таблицу

- С чем связаны суровые условия тундры?

Растительный мир тундры

Просмотр видеоролика

Уч. стр. 75-78.;

-Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу)

-Как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья) запишите в таблицу

Животный мир тундры

- уч. стр. 78-79, стр. 76-77;

- Перечислите птиц, которые обитают в тундре (запишите в таблицу)

- Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

- Перечислите зверей , которые обитают в тундре (запиши в таблицу)

- Как звери приспособились к жизни в суровых условиях?

(запиши в таблицу)




Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

- Какая температура в тундре в зимнее время года?

- Какой глубины достигает вечная мерзлота?

-Как вы думаете, это отражается на почве?








Давайте оценим нашу работу с помощью необычной шкалы:

Поставим правую руку на локоток и левой рукой отметим
- Если вы усвоили весь материал, и вам было интересно на уроке, коснитесь кончиков пальцев правой руки.

- Если вы усвоили, но не весь материал, и вам нужно еще поработать над этой темой, коснитесь середины правой руки.

- Если вы не поняли, но вы будете изучать эту тему, коснитесь локтя правой руки.

Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров.

– Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая.






























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее