Тема | Тундра |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель урока | Знакомство младших школьников с природной зоной – Тундра. |
Задачи урока | Образовательная. Формировать представления младших школьников об особенностях, животных и растительности тундры. Развивающая. Развивать познавательную сферу учащихся. Воспитательная. Воспитывать любовь к окружающему миру |
Оборудование. | Учебник, раздаточный материал, презентация |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. | Приветствуют учителя. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
| Приветствуют учителя, слушают стихотворение. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Фенологическая минутка | -И начнём мы его с фенологической минутки. - Кто дежурный и может отметить погоду? -Когда вы сегодня шли в школу, какая на улице была погода? -Какая была температура? -Какое состояние неба? -Были ли осадки? -Отгадайте загадку. Все мрачней лицом природа: Почернели огороды, оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? -Как вы догадались?
- А какие вы знаете народные названия нашего месяца? -А вы знали, что в народе, месяц октябрь называли «грязник». - По какой причине его так могут называть? -Обратите внимание на доску, как вы понимаете поговорку: Осенью и воробей богат. Как вы поняли данную поговорку? -Прочитайте примету осени: Осень — погод восемь. - Как вы понимаете эту примету?
А вы замечали, как меняется погода?
-Какие изменения происходят в октябре в неживой природе?
-Какие изменения происходят в октябре в живой природе?
- На этом наша фенологическая минутка подошла к концу, приступим к изучению новой темы. | Отвечают на вопросы связанные. Дежурный ученик отмечает погоду.
-Октябрь. -В октябре, вся земля покрывается ковром из листьев, птицы улетают в теплые края, звери впадают в спячку. - Осень.
-Очень грязно, идет дождь .
- Осенью поспевают плоды, ягоды, злаки и все, что ест воробей, в огромном изобилии.
- Осенью можно ожидать любую погоду.
- Изменение осадков утром можно увидеть иней на траве, машинах и т.д., , появление туч, дожди, местами снег, холодный ветер, солнце уже светит не так ярко, - В октябре животные запасаются едой на зиму, кто то уже укладывается в зимнею спячку, животные меняют окрас - Люди собирают урожай, и заканчивают работы на огородах, сменяют вещи на теплые, и начинают теплее одеваться т.к. погода бывает более изменчива. |
|
Актуализация знаний Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания. | - Итак, что такое природная зона?
- Какую природную зону вы уже изучили? - Что вы знаете о ледяной зоне? - Покажите ее на карте откройте страницу 60-61 природных зон России. (на доске расположена карта, ребенок указкой показывает природную зону, остальные пальцем в учебнике) - А можете ли вы ответить, какие животные живут в ледяной зоне? - Какие растения растут в этой зоне?
| Природные зоны - это большие пространства со сходными природными условиями, особым растительным и животным миром.
Очень холодно Расположение Ледяной зоны Ледяная зона расположена на самом севере страны. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. Растения ледяной зоны Суровые природные условия переносят только самые стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них-то и растут лишайники. В южных районах ледяной зоны кое-где можно встретить полярный мак, стелющиеся полярные ивы. |
|
Открытие новых знаний Цель: сообщение темы, постановка учебной проблемы. | - Тема сегодняшнего нашего урока звучит так: - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры? Давайте откроем учебники на стр. 74 и найдем особенности Тундры.
|
Тундра, ее животные и растения Что она расположена в верхней части Арктики.
|
|
Физ.минутка | Видео. |
|
|
Применение нового знания Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Вопросы карточки «Помогай-ка» - Где расположена Тундра (запишите в таблицу) -Какие времена года выделяют в тундре? -Какая зима в тундре? ( продолжительность, температура) -Какое лето? ( продолжительность, температура) Запиши в таблицу - С чем связаны суровые условия тундры? Растительный мир тундры Просмотр видеоролика Уч. стр. 75-78.; -Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу) -Как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья) запишите в таблицу Животный мир тундры - уч. стр. 78-79, стр. 76-77; - Перечислите птиц, которые обитают в тундре (запишите в таблицу) - Как они приспособились к жизни в суровых условиях? - Перечислите зверей , которые обитают в тундре (запиши в таблицу) - Как звери приспособились к жизни в суровых условиях? (запиши в таблицу)
|
|
|
Подведение итогов урока, рефлексия. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | - Какая температура в тундре в зимнее время года? - Какой глубины достигает вечная мерзлота? -Как вы думаете, это отражается на почве?
Давайте оценим нашу работу с помощью необычной шкалы: Поставим правую руку на локоток и левой рукой отметим - Если вы усвоили, но не весь материал, и вам нужно еще поработать над этой темой, коснитесь середины правой руки. - Если вы не поняли, но вы будете изучать эту тему, коснитесь локтя правой руки. | Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. – Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. |
|
|
|
|
|