«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Примерные вопросы для проведения устного экзамена по литературе.

Список вопросов для проведения устного экзамена или зачёта по русской литературе (конец19в - 20 в). Предназначается для студентов 1 курса СПО.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Литература» для студентов I курса СПО


  1. Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза».

  2. Своеобразие конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

  3. «Гроза» как социально-психологическая драма.

  4. Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» и её место в системе персонажей.

  5. Образ Калинова и его роль в пьесе «Гроза».

  6. Проблема человеческого достоинства и власти денег в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

  7. Историческая основа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. 1). Роль детали в раскрытии характеров главных героев в романе.

  8. Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Характер конфликта, система персонажей, композиция.

  9. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  10. Образ любви и его смысл в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  11. Столкновение Базарова и общества в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  12. Образы Н.П. Кирсанова и П.П. Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: характеры «отцов» и «детей».

  13. Основные темы творчества Н.А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения, посвящённого Панаевой А.Я.

  14. Вечные образы в поэзии Ф.И. Тютчева (на примере двух стихотворений по выбору студента).

  15. Своеобразие поэзии А.А. Фета. Чтение наизусть стихотворения.

  16. Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: приёмы иносказания, эзопов язык, авторская позиция (на примере сказки «Премудрый пискарь»).

  17. Образ рабства в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» и «Баран-непомнящий».

  18. Образ Петербурга и его смысл в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  19. Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  20. «Двойники» Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  21. Теория Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  22. Правда изображения «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  23. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  24. Смысл легенды о воскресении Лазаря в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч.4, гл. IV).

  25. Смысл эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  26. История создания романа-эпопеи «Война и мир»: изначальный замысел и его трансформация.

  27. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Основной композиционный принцип построения произведения.

  28. Образ светского общества и его смысл в романе «Война и мир» на примере эпизода в салоне Анны Павловны Шерер (т.1, ч.1, гл. 1-5). Какова внутренняя закономерность в изображении персонажей данного эпизода?

  29. Образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в начале романа «Война и мир» (т.1, ч.1).

  30. Изображение семейства Ростовых в романе «Война и мир». Сравнительная характеристика образов Веры и Наташи (т.1, ч.1, гл.8-11).

  31. Боевое крещение Николая Ростова в Шенграбенском сражении (т.1, ч.2, гл.19).

  32. Подвиг капитана Тушина (т.1, ч.2, гл.20). Какова роль глав, в которых Тушин показан до сражения (т.1, ч.2, гл.15-16)?

  33. Подлинный и показной героизм: образы Жеркова, Тимохина, Тушина, Болконского во время Шенграбенского сражения и после него (т.1, ч.2, гл.19-21).

  34. Противостояние императора Александра и Кутузова накануне Аустерлица (т.1, ч.3, гл.10-12, 14).

  35. Каковы итоги Аустерлицкого сражения для князя Андрея (т.1, ч.3, гл.16, 19).

  36. Семейство Ростовых в романе «Война и мир» (т.2, ч.1, гл.1).

  37. Пьер Безухов во втором томе романа «Война и мир»: Английский клуб (т.2, ч.1, гл.4), сцена дуэли с Долоховым (т.2, ч.1, гл.5), разговор с Элен (т.2, ч.1, гл.6), вступление в масонское общество (т.2, ч.2, гл.1-3), разочарование (т.2, ч.3, гл.7).

  38. Сравнительная характеристика образа Андрея Болконского до Аустерлица и после него. Смерть жены (т.2, ч.1, гл.9).

  39. Философский смысл диалога Андрея и Пьера в Богучарове (т.2, ч.2, гл.11-12). Князь Андрей в Отрадном: образ Наташи, две встречи с дубом (т.2. ч.3, гл.1-3).

  40. Смысл противопоставления образов Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир» (эпизоды по выбору студента).

  41. Сравнительная характеристика Жюли Карагиной и Марьи Болконской (по письмам в гл.22, ч.1, т.1).

  42. Бородинское сражение в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: роль пейзажей, образы главных героев (т.3, ч.2, гл.31-39).

  43. Смысл и место эпилога в романе «Война и мир».

  44. Взгляды Л.Н. Толстого на историю.

  45. Новаторство А.П. Чехова в драматургии.

  46. Своеобразие конфликта в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

  47. Жанр пьесы «Вишнёвый сад»: комедийное и драматическое.

  48. Социально-философский смысл рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  49. Композиция рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание». Тема жизни и смерти в рассказе. Смысл названия произведения.

  50. Люди цивилизации и люди природы в рассказе А.И. Куприна «Олеся».

  51. Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

  52. Проблема идеала в рассказе в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

  53. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне».

  54. Образ «дна» жизни в пьесе М. Горького «На дне».

  55. Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне».

  56. Серебряный век русской литературы и его основные направления: символизм, акмеизм, футуризм.

  57. Своеобразие трёх этапов в творчестве А. Блока.

  58. Своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока (на примере двух стихотворений по выбору студента).

  59. Образ России в творчестве А. Блока (на примере одного из стихотворений по выбору студента).

  60. Идейно-художественное своеобразие стихотворения А. Блока «Незнакомка».

  61. Трагическое мироощущение лирического героя в поэме А. Блока «Двенадцать».

  62. Ранняя лирика В.В. Маяковского: мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» (стихотворения «Ночь», «Адище города», «Нате!», «Послушайте!» и др.).

  63. Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»: поэтическое новаторство. Тема безответной любви и этапы её поиска.

  64. Своеобразие ранней лирики С.А. Есенина (на примере двух стихотворений по выбору студента).

  65. Тема Родины и матери в лирике С.А. Есенина («Гой ты, Русь моя родная…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская», «Письмо матери», «Снежная замять дробится и колется…»).

  66. Художественные особенности лирики А.А. Ахматовой. Чтение наизусть стихотворения (по выбору студента).

  67. Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»: история создания и публикации, особенности сюжетостроения, лирическое переживание. Сквозные мотивы.

  68. Художественное своеобразие лирики М.И. Цветаевой (стихотворения «Если душа родилась крылатой…», «Кто создан из камня, кто…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Вчера ещё в глаза глядел…», «Рас-стояния, вёрсты, мили…»).

  69. «Донские рассказы» М.А. Шолохова. Их исторический контекст, тематика, идейно-художественное своеобразие.

  70. Образ главного героя в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

  71. Идейно-художественное своеобразие повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

  72. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: история создания и публикации. Основные мотивы романа.

  73. Своеобразие сатиры в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (гл. 5, 12).

  74. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  75. Философская основа романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  76. Стихотворения Б. Пастернака: философская углублённость и художественная неповторимость (одно из стихотворений по выбору студента наизусть).

  77. Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»: социально-исторический контекст, образ памяти и его смысл.

  78. Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: человек и тоталитарное государство.

  79. Идейно-художественное своеобразие рассказов В. Шукшина (на примере одного из рассказов по выбору студента).

  80. Повесть В.П. Распутина «Живи и помни»: своеобразие конфликта, смысл названия.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее