Экзаменационные вопросы по дисциплине «Литература» для студентов I курса СПО
Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Своеобразие конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
«Гроза» как социально-психологическая драма.
Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» и её место в системе персонажей.
Образ Калинова и его роль в пьесе «Гроза».
Проблема человеческого достоинства и власти денег в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».
Историческая основа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. 1). Роль детали в раскрытии характеров главных героев в романе.
Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Характер конфликта, система персонажей, композиция.
Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Образ любви и его смысл в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Столкновение Базарова и общества в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Образы Н.П. Кирсанова и П.П. Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: характеры «отцов» и «детей».
Основные темы творчества Н.А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения, посвящённого Панаевой А.Я.
Вечные образы в поэзии Ф.И. Тютчева (на примере двух стихотворений по выбору студента).
Своеобразие поэзии А.А. Фета. Чтение наизусть стихотворения.
Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: приёмы иносказания, эзопов язык, авторская позиция (на примере сказки «Премудрый пискарь»).
Образ рабства в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» и «Баран-непомнящий».
Образ Петербурга и его смысл в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Двойники» Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Теория Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Правда изображения «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Смысл легенды о воскресении Лазаря в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч.4, гл. IV).
Смысл эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
История создания романа-эпопеи «Война и мир»: изначальный замысел и его трансформация.
Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Основной композиционный принцип построения произведения.
Образ светского общества и его смысл в романе «Война и мир» на примере эпизода в салоне Анны Павловны Шерер (т.1, ч.1, гл. 1-5). Какова внутренняя закономерность в изображении персонажей данного эпизода?
Образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в начале романа «Война и мир» (т.1, ч.1).
Изображение семейства Ростовых в романе «Война и мир». Сравнительная характеристика образов Веры и Наташи (т.1, ч.1, гл.8-11).
Боевое крещение Николая Ростова в Шенграбенском сражении (т.1, ч.2, гл.19).
Подвиг капитана Тушина (т.1, ч.2, гл.20). Какова роль глав, в которых Тушин показан до сражения (т.1, ч.2, гл.15-16)?
Подлинный и показной героизм: образы Жеркова, Тимохина, Тушина, Болконского во время Шенграбенского сражения и после него (т.1, ч.2, гл.19-21).
Противостояние императора Александра и Кутузова накануне Аустерлица (т.1, ч.3, гл.10-12, 14).
Каковы итоги Аустерлицкого сражения для князя Андрея (т.1, ч.3, гл.16, 19).
Семейство Ростовых в романе «Война и мир» (т.2, ч.1, гл.1).
Пьер Безухов во втором томе романа «Война и мир»: Английский клуб (т.2, ч.1, гл.4), сцена дуэли с Долоховым (т.2, ч.1, гл.5), разговор с Элен (т.2, ч.1, гл.6), вступление в масонское общество (т.2, ч.2, гл.1-3), разочарование (т.2, ч.3, гл.7).
Сравнительная характеристика образа Андрея Болконского до Аустерлица и после него. Смерть жены (т.2, ч.1, гл.9).
Философский смысл диалога Андрея и Пьера в Богучарове (т.2, ч.2, гл.11-12). Князь Андрей в Отрадном: образ Наташи, две встречи с дубом (т.2. ч.3, гл.1-3).
Смысл противопоставления образов Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир» (эпизоды по выбору студента).
Сравнительная характеристика Жюли Карагиной и Марьи Болконской (по письмам в гл.22, ч.1, т.1).
Бородинское сражение в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: роль пейзажей, образы главных героев (т.3, ч.2, гл.31-39).
Смысл и место эпилога в романе «Война и мир».
Взгляды Л.Н. Толстого на историю.
Новаторство А.П. Чехова в драматургии.
Своеобразие конфликта в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
Жанр пьесы «Вишнёвый сад»: комедийное и драматическое.
Социально-философский смысл рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Композиция рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание». Тема жизни и смерти в рассказе. Смысл названия произведения.
Люди цивилизации и люди природы в рассказе А.И. Куприна «Олеся».
Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Проблема идеала в рассказе в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне».
Образ «дна» жизни в пьесе М. Горького «На дне».
Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне».
Серебряный век русской литературы и его основные направления: символизм, акмеизм, футуризм.
Своеобразие трёх этапов в творчестве А. Блока.
Своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока (на примере двух стихотворений по выбору студента).
Образ России в творчестве А. Блока (на примере одного из стихотворений по выбору студента).
Идейно-художественное своеобразие стихотворения А. Блока «Незнакомка».
Трагическое мироощущение лирического героя в поэме А. Блока «Двенадцать».
Ранняя лирика В.В. Маяковского: мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» (стихотворения «Ночь», «Адище города», «Нате!», «Послушайте!» и др.).
Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»: поэтическое новаторство. Тема безответной любви и этапы её поиска.
Своеобразие ранней лирики С.А. Есенина (на примере двух стихотворений по выбору студента).
Тема Родины и матери в лирике С.А. Есенина («Гой ты, Русь моя родная…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская», «Письмо матери», «Снежная замять дробится и колется…»).
Художественные особенности лирики А.А. Ахматовой. Чтение наизусть стихотворения (по выбору студента).
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»: история создания и публикации, особенности сюжетостроения, лирическое переживание. Сквозные мотивы.
Художественное своеобразие лирики М.И. Цветаевой (стихотворения «Если душа родилась крылатой…», «Кто создан из камня, кто…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Вчера ещё в глаза глядел…», «Рас-стояния, вёрсты, мили…»).
«Донские рассказы» М.А. Шолохова. Их исторический контекст, тематика, идейно-художественное своеобразие.
Образ главного героя в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
Идейно-художественное своеобразие повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: история создания и публикации. Основные мотивы романа.
Своеобразие сатиры в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (гл. 5, 12).
Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Философская основа романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Стихотворения Б. Пастернака: философская углублённость и художественная неповторимость (одно из стихотворений по выбору студента наизусть).
Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»: социально-исторический контекст, образ памяти и его смысл.
Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: человек и тоталитарное государство.
Идейно-художественное своеобразие рассказов В. Шукшина (на примере одного из рассказов по выбору студента).
Повесть В.П. Распутина «Живи и помни»: своеобразие конфликта, смысл названия.