«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Применение проектного метода на уроках технологии и производственного обучения по профилю «швейное дело»

Принципиально значимым в работе с детьми являются расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием.

Несоответствие уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ГКОУ РО Донецкая школа-интернат

















Выступление на МО учителей трудового обучения

Применение проектного метода на уроках технологии и производственного обучения по профилю «швейное дело»

























учителя трудового обучения:

Кауфман Вера Дмитриевна

Птицена Елена Олеговна



2019

Принципиально значимым в работе с детьми являются расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием.

Несоответствие уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.

Одним из перспективных методов, способствующих решению развития личности обучающихся и формированию познавательной активности, является метод проектной деятельности.

Значимость проектной деятельности на уроках технологии изготовления швейных изделий- овладевать организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке- от идеи до её реализации и модели.

Активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер;

Повышать личную уверенность каждого участника проектной деятельности, его самореализацию. С помощью различных средств: наглядных, организации соревнований, экскурсий и т. д. активизируется эмоциональное реагирование и эмоциональные проявления, что используется для развития практической деятельности, общения детей и адекватного их поведения.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проекта развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектный метод позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Проект – это увлекательная поисково-познавательная деятельность всей группы детей и взрослых.

С 2018 года в промежуточной аттестации в 10 классе проводится в форме творческого проекта. Проект по технологии изготовления швейных изделий «Изготовление рубашки» разработан с учетом психофизических особенностей обучающихся. Работа велась в тесном сотрудничестве с учителем , так как выполнить творческий проект полностью обучающиеся самостоятельно не могут, из -за низкого уровня мотивации, слабой саморегуляции, недостаточного уровня познавательных интересов.

При выборе изделия для творческого проекта предусмотрены все виды обработки швов и деталей изделий, поэтому выбор сделан на изготовление рубашки из джинсовой ткани (Деним).

Перед собой поставили цель: Изготовить рубашку.

Задачи:

  1. Изучить историю появления рубашки

  2. Ознакомиться с технологией пошива рубашки

3 . Научиться пользоваться выкройкой рубашки из журнала «Бурда»

4. Соблюдать последовательность изготовления изделия.

5. Во время работы соблюдать правила Т.Б.



В начале работы над проектом составили план



1.Оформление титульного листа.

2.Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части:

Глава 1. Конструкция изделия.

Глава 2. Технология изготовления.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта.

Глава 4. Экологическая оценка проекта.

Глава 5. Техника безопасности.

6. Заключение.

7. Библиографический список используемой литературы.

8. Приложения.

Обоснование проблемы.

. Ассортимент одежды для молодежи очень широкий. Для её изготовления используются различные материалы, особенно изделия из джинсовой ткани, которые пользуются популярностью благодаря своей практичности уже не один век. Она имеет универсальную текстуру и отличается видовым разнообразием. Общая оценка свойств материала положительная. Покупатели высоко ценят универсальность джинсы, ее прочность и удобство в носке. Изделия из джинсовой ткани разнообразные это брюки, куртки. комбинезоны и рубашки. . При выборе джинсовой ткани для творческого проекта сделали экологические оценку. Выяснили, что используемые материалы не наносят вреда здоровью и окружающим. Ткань легко утилизируется . Изготовление изделия - экологически чистое производство- практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих атмосферу;

- при работе с материалами (нитки, ткань, фурнитура) не выделяются вредные вещества для организма человека;

Для уменьшения отходов ткани можно изготавливать декоративные изделия

Поэтому, прежде всего определились с помощью педагога с выбором фасона будущего изделия и его отделкой.


Проект состоит из трех этапов:


  • Поисково-исследовательский

  • Технологический этап

  • Заключительный этап


Исследования и анализ проблемы ( слайд5)

По заданию учителя ребята находили информацию об истории возникновения рубашки ,свойствах ткани и месте её производства в интернете, журналах мод, библиотеке.

При изучении информации из интернет-источников, журналов мод об истории происхождения рубашки у ребят возникали сложности при отборе главного и необходимого.

Для выбора ткани посетили с экскурсией магазин «Ткани» , (слайд 6) .Целью экскурсии было знакомство с ассортиментом, назначением ткани и ценой

Придя в магазин «Ткани» ребята посмотрели  весь ассортимент тканей, нашли ткани со знакомым названием (х/б ткань, льняная, шерстяная, шелковая, джинсовая). В витрине увидели разнообразие тесьмы, а на стенде – разнообразие пуговиц и кнопок. Они с интересом наблюдали за работой продавца тканей: как ловко она справляется с огромным куском ткани, как ровно, без разметки линии режет ткань. Возвращаясь с экскурсии многие, воодушевленные увиденным, продолжали задавать вопросы, делиться впечатлениями. Одни были разочарованы, что у них мало уроков труда, другие говорили, что, придя домой, поделятся впечатлениями с родителями.

     Ребята с большим интересом слушали консультанта по продаже о разных видах тканей, рассмотрели и подобрали фурнитуру, которой большое разнообразие.

Побывав с экскурсией на производстве по изготовлению махровых изделий, ( слайд 7)

экскурсовод показал полностью технологический процесс производства материала. Ребята побывали во всех основных цехах ткацкого производства, где подробно рассказывали о работе цехов, увидели работу ткацкого станка и ткачей, которые ловко обслуживали по несколько станков. Увидели синхронную работу вышивальных машин. В раскройном цехе, слушали подробный рассказ о работе раскройщика махровых тканей, о соблюдении техники безопасности. Раскрой выполняют электрическими машинами с прямым или дисковым ножом. Настил рассекают сначала на крупные участки, а затем окончательно выкраивают детали по контурам.

Побывав в швейном цехе увидели, швейное современное оборудование с приспособлениями для различных операций, большой ассортимент изделий изготовленных из махровой ткани. Ребята узнали, как выглядит работа современного швейного производства. В цехе упаковки встретили выпускников нашей школы.


Для окончательного варианта будущего изделия была организована экскурсия на производство « Глория Джинс», где изготавливают изделия из джинсовой ткани . (слайд 8)

Цель экскурсии- расширение знаний обучающихся об организации процесса изготовления швейных изделий в основных цехах на швейной фабрике, через ознакомление с современным массовым производством.

Швейная фабрика Gloria Jeans производит и реализует белье, бижутерию, блузки, брюки и капри, джемпера, джинсы, куртки, майки, платья, шорты, юбки .Ребят поразил масштаб выпускаемой продукции, чистота в помещениях и организованность работников швейного цеха. Обучающиеся проявили живой интерес к данному предприятию. Цех специализирован по выпуску джинсовой  одежды . Ребят познакомили с технологическим процессом производства изделий из джинсовой ткани, показали различное швейное оборудование с приспособлениями для обработки узлов и деталей изделий, особенно был проявлен интерес к петельным и пуговичным машинам, ребята увидели как машины самостоятельно выполняют операции.

Обучающимся показали, как изготавливаются изделия из джинсовой ткани, как выполняются операции по обработке изделий. Отшитые изделия складываются в контейнеры.     В цехах работают начальники цехов, мастера, и швейники. Начальник распределяет работу бригадам, следит за порядком в цехе, выполнением плана и качественной продукции, проверяет сдачу готовой продукции.

Большое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности при работе на промышленном швейном оборудовании, правилам поведения в швейном цехе. На швейном предприятии обучающиеся с радостью встретили работающих выпускников школы.

Помимо этого обучающиеся во время экскурсии с целью изучения (слайд 9) ассортимента изделий из джинсовой ткани , который предлагает нам торговая сеть магазинов города и рынок, познакомились с разными моделями рубашек и их стоимостью. Сравнив цены на готовые изделия и ткань, обучающиеся были удивлены разницей в цене и пришли к выводу, что , если они самостоятельно изготовят рубашку, купив ткань в магазине, изделие будет стоить намного дешевле, чем купленное. Кроме того , используя фурнитуру и отделочные материалы, они могут изготовить рубашку, которой нет больше ни у кого, т.е. сшить эксклюзивное изделие.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет приучать детей к самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

(слайд 10) На технологическом этапе идет подготовка ткани к раскрою, подготовка бумажных лекал выкройки, раскладка лекала на ткани с учетом сторон, нитей и экономии ткани, которая завершатся обмеловкой и раскроем. На данном этапе работы нам приходилось сталкиваться с некоторыми сложностями. Например, при переводе лекал с листа выкроек из журнала burda, обучающиеся испытывали затруднения в поиске контура нужной детали, с трудом соотносили их с техническим рисунком и готовым изделием. С этими обучающимися проводилась индивидуальная работа. (слайд 11)

Далее рассматривали способы обработки отдельных узлов изделия и швы, подходящие для обработки и соединения деталей изделия. Обсуждали технологию пошива изделия и составляли карту технологической последовательности. Здесь моя задача посредством рефлексии помочь обучающимся проанализировать. Наводящие вопросы, фиксация внимания обучающихся на теме поиска способствовали тому, что план работы пересматривается и корректируется.

(слайд 1) На этом этапе разработанный проект в форме практических работ обучающихся реализуется индивидуально или группами. Для экзаменационного проекта ребята изготавливали рубашки, у каждого обучающегося был свой индивидуальный план работы подобранный с учетом его возможностей, отличался фасон изделия, ткань и на некоторых этапах последовательность обработки. Но сложности в работе все, же возникали. К примеру при обработке планки для одного обучающегося, при втачивании воротника для другого и при обработке разреза рукава для третьего, и это при том что в предварительной обработке узлов изделия на образцах у тех же обучающихся могли, встречались ошибки другого характера. Корригировали в индивидуальном порядке: в одном случае достаточно было распороть и выполнить операцию повторно, а в другом приходилось подкраивать новую деталь. В процессе работы ребятам приходилось выполнять довольно сложные операции по обработке узлов, такие как прорезной карман и обработка разреза рукава обтачной планкой, с которыми они успешно справились. Предварительная практическая работа на образцах позволила провести работу над ошибками, что в дальнейшем помогло создать ситуацию успеха для каждого обучающегося. (слайд 13)

В первую очередь проект рассчитан на закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении швейных изделий. (слайд 14) Готовое изделие является лишь одним из результатов проектной деятельности. Важным ее элементом следует считать процесс учения. Во время работы над проектом каждый ученик становится участником всех видов деятельности швейного производства, побывав в течение учебного процесса в роли художника-модельера, конструктора, технолога, оператора швейного производства, демонстратора одежды, что создает основу, фундамент для последующей профессиональной подготовки. (слайд 15) В завершение всего обучающиеся защищают свой проект перед одноклассниками, и здесь важно научить ребят отмечать достоинства и недостатки своих работ и работ товарищей, радоваться не только своим успехам, но и успехам других.

На ряду с обязательным экзаменационным проектом, который выполняется во втором полугодии обучающимися 10 класса индивидуально, мы так же ведем работу по краткосрочным групповым проектам. За период с 2017 по 2019 год включительно, с обучающимися 10 и 11 классов были выполнены следующие творческо-исследовательские групповые проекты: «Пилотки» (слайд 16), «Куртка повара» (слайды 17,18), «Костюм мушкетера» (слайды 19,20), «Форма для ЮИД» (слайды 21,22), «Школьные фартуки» (слайды 23) и «Мягкая игрушка» (слайды 24,25) для благотворительной ярмарки ко Дню добрых дел. Парная и групповая работа имеет большой воспитательный смысл - школьники учатся работать коллективно, обсуждать, делиться всем необходимым, помогать друг другу, сравнивать свою работу с работой других. Если практическая работа выполняется бригадным методом, то воспитывается чувство ответственности на своем участке, так как, необходимо быстро и качественно выполнять свою операцию, чтобы не подвести остальных.

Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность интересна для обучающихся, ставит перед ними конкретные задачи, корректирует недостатки умственного и физического развития, воспитывает положительное отношение к труду. (слайд 26)







































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее