(Слайд 1 )«Применение (АМО) активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»
Цель: Раскрыть понятие АМО, показать, как применять активные методы обучения на разных этапах уроков православной культуры в начальных классах.
Ход: (Слайд 2)
-Уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с одной из инновационных технологий, это АМО (активные методы обучения).
Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов, это решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения является системно-деятельностный подход. Этот подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода и активные методы работы, применяемые на уроке. За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни.
(Слайд 3) Актуальность проблемы. Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов обучения в учебном процессе.
(Слайд 4) Результативность. Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.
Одна из более достоверных версии, стратегия активного обучения разработана группой специалистов «Фонда Образования для Демократии», центр которого находится в Польше, базируется на теории американского исследователя профессора Д. Колба. Белоруссия, Украина, Польша, Германия и др. страны Евросоюза применяют активные методы обучения для тренировки космонавтов, разведывательных групп, для умения принимать групповые решения в разных условиях, в том числе и экстремальных. Есть различные варианты применения активных методов обучения в начальной школе.
(Слайд 5) АМО Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие (побуждение) мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
(Слайд6) Активные методы обеспечивают решение следующих образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
(Слайд 8,9) Классификация АМО существует нескольких видов имитационные и неимитационные. Имитационные
Игровые
Деловые игры (исследовательская, учебная)
Игровое проектирование
Ролевая игра
Оргдеятельностные игры
Неигровые
- Анализ конкретных ситуаций
Тренинг
Неимитационные
(Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция).
Какова же будет эффективность активных методов на уроках ОРКСЭ? На своих уроках по математике, русскому языку, окружающему миру я пользовалась АМО и они всегда давали положительную динамику.
(Слайд 9) Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных, правильно ответили на вопросы.
Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога М. Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных людей разные.
(Слайд 10) Итак, АМО ставят ученика в новую позицию, он перестаёт быть тем сосудом, в который мы вливаем знания, а становится активным участником образовательного процесса.
(Слайд 11) А теперь давайте познакомимся с основными видами АМО.
АМО можно применять на всех этапах урока.
1.Орг. момент
Активный метод начала образовательного мероприятия.
(Слайд 12) Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами или локтями или ладошками. (Метод «Поздоровайся глазами», «Круг дружбы», «Поздоровайся локтями» «Поздоровайся ладошками»).
Цель таких методов: положительный настрой на работу, доброжелательная атмосфера, и установление контакта между учениками.
– Мы с вами поздоровались ладошками.
–Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
(Слайд13,14,15)
Желаю (большой)
Большого (Указательный)
Успеха (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
– А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).
(Слайд 16, 17) Можно ещё придумать несколько вариантов приветствия.
2. Постановка цели и задач урока
АМ нацеливают на выяснение целей, опасений и ожиданий. (Слайд 18, )
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Методы «Фруктовый сад» (Слайд 19)
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться с целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
(Слайд 20)Учитель заранее готовит два больших плаката. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимон», а ученикам заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках дети пишут свои ожидания, на лимонах – опасения.
– А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».
– Зачитайте вслух свои ответы (по желанию зачитывают). В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.
Можно вместо «Фруктового» «Осенний сад» и тогда у нас будут жёлтые листья и зелёные.
3. Новый материал
-АМ на этапе изучения учебного материала. (Слайд21 )
Методы: «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм».
Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка»
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах. Для работы в группах нам необходимо разделиться. Используем метод «Композиция». В игровой форме нужно разделить учащихся на группы.
– Мы с вами разделились на группы по цвету «ладошек». (Слайд22 )
– Приступим к заданию, возьмите, пожалуйста, листы бумаги, на которых записано название. Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. Запишите.
Сектор 2 – этапы урока.
-На каких этапах урока можно применять АМО?
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
Сектор -4. Цели применения АМО.
-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)
Можно сделать вывод, что активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
(Слайд 23)Метод – «Инсерт- пометки на полях»
Этот метод помогает ученику, изучая новый материал отслеживать своё понимание прочитанного текста или задания. Технически он очень прост. Нужно детей познакомить с маркировочными знаками, можно придумать самим, можно воспользоваться уже имеющимися. Далее предложить детям по мере чтения, ставить знаки на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Например – «+» я знаю, «-« я не знаю, «?» хочется узнать, «!» удивило и т. д. Данный метод позволяет ученику не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Также этот маркировочный вариант позволяет делать выводы и сравнивать имеющийся материал с новым.
АМО «Корзина идей».
Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. Также можно применять этот метод и на уроках ОРКСЭ. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
4.Физкультминутка (АМ релаксации) (Слайд 24)
– Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
– Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии».
Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу “земля” – вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу “вода” – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу “воздух” – вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу “огонь” – вы вращаете руками в локтевых суставах.
Также в виде физкультминуток можно применить музыкальную физминутку с движением.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
5. Обобщение знаний (Слайд 25,26,27 )
– На этапе обобщения знаний можно использовать приёмы кластер («кластер» в переводе означает пучок, созвездие). Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь лучи расходятся далее).
– Дети составляют кластеры: (Слайд)
Моя семья. Тема №10 «Семья» Учебник «Основы светской этики» М.Т. Студеникин
Мой город. Тема №1 «Россия-Родина моя» Учебник тот же. (так как страна многонациональная, в школах учатся разные народы и можно к г. Санкт-Петербургу проводить стрелки от тех мест, откуда приехали дети, или же просто соединить с другими городами и познакомить их с ними)
Мой город. «Россия – наша-Родина. Учебник Основы мировых религиозных культур.
Правила твоей жизни. Тема 13 Учебник «Основы светской этики»
– Кроме кластера можно использовать составление синквейна, (Слайд 28, 29) что требует от ученика в кратких выражениях обобщить учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна показаны на экране.(Слайд)
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка – это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
– Использовать синквейн удобно на уроках для составления характеристики герою. (Слайд )
Сергий Радонежский (1314-1392) Слайд 30. Илья Муромец.
Трудолюбивый, святой
Молится, исцеляет, благословляет.
В Радонеже построил чудесный храм. (Тройце-Сергиев монастырь)
Основатель лавры.
Культура. Тема 3 «Культура и религия» Учебник «Основы мировых религиозных культур»
Культура Ценность
Материальная, духовная
Одухотворяет, создаёт человек
Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.
Можно предложить игру «Буквомикс» (Слайд 31)
Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать
по существу.
Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:
(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)
Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня
самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв.
(Отличительными чертами дружбы является изобретательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов).
(Слайд 32) Подчеркни, то, что соответствует культуре, зачеркни ненужное.
Приведён пример текста (Культура.
Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям. Принадлежит только правительству. Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить. Можно поделить. Можно сохранить. Можно приумножить. Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек).
(слайд 33 ) Можно предложить кроссворд) Тема: Название одного главного православного праздника)
6 . Подведение итога урока.(Слайд 34 )
– Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.
(Слайд 35) Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Тема 1 «Россия –Родина моя» Учебник «Основы светской этики».
Лепестки- что ты знаешь о реках и озёрах? Как называется наша страна? Какие крупные реки тебе известны? Какая самая большая река? Какие озёра ты запомнил? Объясни пословицу – «Где родился-там и пригодился».
Тема 3 « Вежливость» Учебник «Основы светской этики»
Лепестки-Что такое вежливость? Что такое уважение? Если с тобой обошлись грубо, станешь ли ты грубить в ответ? В чём смысл пословиц? С поклону голова не заболит. Поклоном поясницы не переломишь.
(Слайд 35) Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
-Эти методы помогают грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.
-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.
АМО «Яблоня ожиданий» (Слайд 36,37)
Метод для рефлексии занятия, урока, семинара.
Дает возможность сравнить ожидания учащихся перед занятием по теме и впечатления после подведения итогов.
Метод «Светофор». Зелёный свет согласны, жёлтый- сомневаюсь, красный – не согласны.
Задавая вопросы в конце урока можно применить «Светофор».
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Как итог можно привести довода «За» АМО: (Слайд 38, 39,40)
Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий
(Слайд 41) Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.
Трудно не согласиться с Евгением Леоновым в плане того, что в последнее время общество `обнищало` духовно.
На нас, учителей, Природа возложила большую ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью?
И поэтому я, как учитель основной задачей ставлю воспитание благородных качеств в моих учениках.
Смысл учительской жизни.
В одной древней притче говорится:
« Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Я возвращаю ребенка крылатым! - и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
- А меня больше всего радуют твои крылья...`
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Есть пословица «Учу-учась, воспитываю, воспитываясь».
Для осуществления идей и нужно изучать новые педагогические технологии.
– И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку». Не бойтесь применять инновационные методы. (Слайд 42)
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
-Спасибо за внимание!