Приложение к заявлению
______________Галактионова _
(фамилия)
________________Людмила _
(имя)
_______________Александровна _
(отчество )
_______учитель немецкого языка
(должность)
_________МКОУ Лянинская СОШ
(Наименование образовательной организации)
_______________Здвинского района.
(муниципальный район, городской округ)
Тема (направление) профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (или проблема/тема профессионального проекта): развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой):
обеспечить такие условия и организацию учебного процесса на уроках и во внеурочной деятельности, которые благоприятствуют формированию коммуникативной компетенции, включающей каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс.
Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижение цели:
1) создание условий для развития монологической и диалогической устной речи и письменной речи учащихся;
2)формирование положительной мотивации школьников к учебной деятельности и практическому овладению языком; 3) развитие творческих способностей учащихся.
1.1.Актуальность выбранной темы «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка» обусловлена тем, что сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной самореализации и социализации является инструментом межкультурного общения в современном поликультурном мире. Для качественного усвоения знаний по предмету необходимо научить ребёнка говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке, т.е. развивать его коммуникативные умения.
В настоящее время происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, и факторы коммуникабельности и толерантности приобретают самый значимый характер. Развитие умения общаться на иностранном языке в современном обществе необходимо для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях для расширения своих знаний в других предметных областях. Владение иностранным языком способствует формированию дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, развитию национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности.
Возникновение и рост глобальных проблем, для разрешения которых требуется современное мышление и знание иностранных языков, не могут не затрагивать возрастающую роль формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции в школьном образовании.
1.2.Важную роль в обучении немецкому языку играет методическое обеспечение. Выбор учебно-методического комплекса (далее УМК) по данному предмету определяется, в первую очередь, заявленной целью и поиском наиболее эффективного ее решения. УМК соответствует стратегии модернизации содержания образования и современному уровню базовой науки, а также возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивая преемственность содержания. В своей работе реализую программы по немецкому языку, разработанные для линии учебников И. Л. Бим, Л. И. Рыжова во 2–4 классах, И. Л. Бим, Л. В. Садомова – в 5–9 классах и И.Л. Бим, Л.В. Садомова в 10–11 классах (http://lyan.zdv.edu54.ru/)
Учебники по немецкому языку разработаны в соответствии:
-с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования;
-с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
-с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего, основного общего и среднего общего образования;
-с возрастными и психологическими особенностями школьников.
УМК адаптирован к подготовке ОГЭ и ЕГЭ.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru). Дополнительные учебные пособия для организации внеурочной работы учащихся: О.В.Лемякина «Практическая грамматика в тестах и упражнениях с ответами», «Учитель» 2007г; О.А.Радченко «Тесты10–11класс» и «Тесты 5–7класс», «Дрофа» 2008г; Е.В.Дьячкова «Контрольные и проверочные работы по немецкому языку» 10-11кл. «Дрофа» 2001г; А.В.Горбачёва «Немецкий язык для учащихся поступающих в вузы» «Учитель»2007г; И.Л.Бим «Сборник упражнений. Немецкий язык 5–9кл. «Просвещение» 2012г.
1.4. Учебный процесс выстраиваю в рамках системно-деятельностного подхода, который лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования и обеспечивает «построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Уроки строю так, чтобы передать часть своих функций учащимся, использую проблемные формы обучения, учу оценивать свою работу и работу одноклассников соответственно критериям оценки и самооценки, отслеживаю реальный рост знаний каждого ученика, учитывая индивидуальные возрастные, психологические, физиологические особенности и здоровье школьников, принимаю мнение ученика, обучая правильным формам построения речевых выражений, создаю атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Технологии, применяемые в работе:
- здоровьесберегающие (рационально организую учебный процесс: частая смена видов деятельности на уроке; рациональное распределение времени, использование игровых и ролевых игр, – создают хороший психологический климат и атмосферу сотрудничества);
- игровые (при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала, при обобщении и повторении, например: 2класс «Моя семья», «Свободное время»; 5класс «Улицы города»; 8класс «Будущее начинается уже сегодня», 11класс «Музыка»;
- проектной деятельности (мини-проекты, кратковременные проекты, групповые, индивидуальные);
- проблемного обучения (при изучении грамматики, например, по теме «Временные формы глагола» в 6–7 классах, при анализе и работе с текстом, например, на этические темы в 9 классе по тексту «Горький шоколад»).
Использую следующие методы и приёмы:
Для развития монологической и диалогической речи, как составляющих коммуникативной компетенции применяю:
- различные виды чтения: чтение про себя с последующим воспроизведением; чтение вслух в парах и с обязательной само- и взаимо-оценкой, коррекцией знаний; выразительное чтение (в парах, индивидуальное) – учащиеся учатся не только читать, но слушать и слышать одноклассников;
- составление рассказов о себе, о своём друге, о семье, о животных, по определённой теме и т.д. – рассказы по образцу в младших и средних классах, и свободные рассказы у старшеклассников;
- описание рисунка, картинки, портрета по опорным словам, например в 11 классе по теме «Искусство»;
- мини-проекты индивидуальные, парные, групповые: 2 класс «Моя семья», 6 класс «Осень», 9 класс «Проблемы молодёжи». При выполнении проектов обеспечивается устойчивая мотивация познавательной деятельности, творческий подход к накопленным знаниям. Самостоятельная работа при выполнении проекта несет практическую, познавательную, теоретическую значимость, повышает интерес к иностранному языку.
- прием «Дискуссия»: урок в 8 классе по теме «Система школьного образования». Участники должны привести значимые аргументы, чтобы убедить остальных ответить на вопрос: «Представьте, что было бы, если бы не было закона «Об образовании». Что изменилось бы? Какие последствия это повлекло за собой?»
- приём «Дебаты»: ученик приобретает способность анализировать факты и принимать мнение другого человека, например, в 7 классе по теме «Защита окружающей среды» (1.Производство бумаги: за и против; 2.Нефть: за и против.3. Бытовой мусор: за и против);
- приём «Экскурсия»: ученик проводит виртуальную экскурсию по городу, по стране, по музею, например, в 7 классе по теме «Визитная карточка города»;
- приём «Ток-шоу»/«Интервью», например, во 2–5 классах по теме «Моя семья». Кроме необходимости быстро ориентироваться в вопросах и находить на них ответы, ученик также приобретет умения вести диалог; учащиеся получают задания «1.Напиши 5 вопросов, которые ты задашь при встрече другу. 2. Представь, что ты сказочный герой. Я задам тебе 3 вопроса, а ты ответь на них от первого лица».
- прием «Мозговой штурм», например, в 6классе по теме «Какие немецкие школы?». Придумайте как можно больше идей по теме «Школа - будущего», «Какие школы в Германии?», «В какой школе хотим учиться? Школа моей мечты».
- приём «Составь сообщение»: предлагаю учащимся несколько тем на выбор для составления сообщения.
- игры: 1) в 4 – 6 классе по теме «Зима» составить коллективный рассказ, в котором каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Ведущий записывает все предложения на доске. Например: 1. Der Winter. 2. Es schneit. 3. Alles ist weiss….). Класс делится на 2 команды. Предлагаю им выбрать по одной картинке для её описания. В течение 5 мин. каждый участник команды составляет по одному предложению, после чего команды зачитывают свои рассказы-описания. В конце работы анализируются и оцениваются.
2) Wechselspiele – работа в парах во 2–4 классах: два ученика получают карточки с текстом, содержащим пропуски, которые должны заполнить, задавая вопросы партнеру. Происходит взаимный обмен информацией, которая есть у каждого ученика на его карточке, при этом учащиеся активизируют свои знания, задавая вопросы и отвечая на них.
3) Ролевая игра стимулирует проявление самостоятельности учащихся, их творческие возможности. Она имитирует реальность путем «проживания ситуации в роли». Например, в 3 классе ролевые игры по темам «Семья», «Сказочные герои», в 5 классе – «Старый немецкий город», в 11 классе – «Профессии». Раздаю картинки с изображениями известных людей: Л.В. Бетховен, Ф.Шиллер, Г.Хайне. Ученики представляют этих людей, рассказывают о них, выступая от их имени. На карточках дана информация об этих личностях. Необходимо составить маленькие сообщения, например: Ich heiβe L.W. Beethowen. Ich komme aus Deutschland. Ich bin Komponist.
В моей методической копилке имеется ещё много других методов и приёмов для развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
5