Урок 91 Дата:
Тема: Приём письменного деления многозначного числа на двузначное.
Тип урока: комбинированный
Цели:
1. продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление;
2. развивать концентрацию внимания;
3. воспитывать интерес к урокам математики, к русским народным сказкам.
Оборудование: О.А. Мокрушина, О.И. Дмиртриева «Поурочные разработки по математике» - М.: ВАКО, 2003; учебник М.И. Моро «Математика. 4 класс» - М.: Просвещение, 2003; Локалова М.С. «Праздник в подарок» - Ярославль, 2000; задание на концентрацию внимания; макет замка, карточки – ключи, на которых написаны примеры, картинки с изображением Несмеяны и Емели на печи; болотные кочки с примерами, иллюстрация Кая и Герды; картинка щуки; карточки - слезинки.
Этап урока | Ход урока | Задача этапа |
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. | Организационный момент Устный счёт - Проверьте, все ли на месте, все ли готовы слушать сказку? Мы отправляемся в сказку. А в какую сказку мы с вами попадём, вы узнаете, если откроете замок на замке. (На доске макет замка, но он на замке. Ниже расположены карточки – ключи с примерами).
Ключик нужный подбери, Двери в сказку отвори.
- Давайте подберём подходящий ключ. Шифр замка – 360. Итак. Быстрее за счёт (фронтальная работа). (Дети называют ответы и выбирают нужный ключ) - Открываем замок. В какую сказку попали? (по рисунку дети определяют, в какую сказку попали).
- Мы с вами в русской народной сказке «По щучьему велению». - На чём путешествовал Емеля? (на печи) Мы тоже с вами будем путешествовать вместе с Емелей на печке и отправимся в царство царевны Несмеяны. (Учитель вывешивает на доску иилюстрацию Емели на печи).
- Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать? (затопить её) - Что нам для этого необходимо? (дрова) (Учитель показывает поленья).
- На каждом полене есть задание. Его нужно выполнить. Первое полено: Баба Яга летит на своей метле со скоростью 25 км/ ч . Сколько времени ей потребуется, чтобы пролететь на этой метле 100 км? Второе полено: У каждого марсианина по 3 руки. Десять марсиан построились в шеренгу (а это как?), и каждый взял соседа за руку. Сколько рук осталось свободными? Третье полено: Стоят шесть стаканов, первые три из них с водой. Как сделать так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан. Четвёртое полено: Метр шёлка в 2 раза дороже метра сатина. Что дороже: 8 м сатина или 4 м шёлка? (Дети выполняют задания). - Теперь мы можем затопить печь. Сообщение темы и целей урока - Итак, растопили печь и отправляемся в путь в царство царевны Несмеяны. (Учитель вывешивает рисунок с изображением Несмеяны).
- По дороге мы повторим приёмы деления на двузначные числа, порешаем задачи. Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть, чтобы Емеля смог встретиться с царевной, чтобы она, наконец, улыбнулась. Работа по теме урока 1. Работа у доски. Первое препятствие – болото. Давайте решим примеры на болотных кочках, тогда сможем продолжить путь дальше.
2. Задача. Вот наша печка к речке подходит. Где же здесь плот? Его не находит. Чтобы на речку плот опустить, Надо задачу решить. Наша печка прошла за 2 дня пути 375 км. В первый день она была в пути 8 ч, а во второй – 7 ч. Какое расстояние она прошла в каждый из дней, если шла с одинаковой скоростью? - Как проиллюстрируем нашу задачу? (чертежом). На доске появляется чертёж. - Кто сможет по чертежу повторить всю задачу? - Как вы думаете, если печка шла с одинаковой скоростью, в какой из дней она прошла большее расстояние? Почему? - Что известно в задаче? (Известно время, которое печка провела в пути в первый и второй дни). - Что можем найти? (общее время, или время, которое печка была в пути за эти два дня). - Как будем находить общее время? 1) 7 + 8 = 15 (ч) – общее время. - Зная, что весь путь печки за два дня составил 375 км, и зная, время, которое она была в пути – 15 ч. Что можем найти? (скорость) - Каким действием? 2) 375 : 15 = 25 (км/ч) – скорость. - Что сказано в условии задачи про скорость печки? (одинаковая все дни) - Какой главный вопрос задачи? (Сколько км печка прошла в первый день и во второй?) - Можем мы найти S, если нам известны и t и U? Как? (Нужно t • U) 3) 25 • 7 = 175 (км) – в первый день. 4) 25 • 8 = 200 (км) – во второй день. - За два дня она сколько прошла? (375 км) Проверьте. Ответ: в первый день – 175 км, во второй день – 200 км. Речку мы разом все переплыли. Вот бы пора уж всем и устать. Будем сейчас мы все отдыхать.
Физкультминутка Проводится гимнастика для глаз.
Закрепление пройденного материала 1. Задание на развитие высших психических функций (концентрации внимания)
2. Решение выражений:
Баба Яга на пути нас встречает И головою седою качает. Нет, не пройдёте дальше вы, детки, Если не получите хорошей отметки. Всех посажу я в железные клетки, А решить вы должны без сомненья Следующее выражение: 20. 000 – 28 • 71 : 4 + 989 =
3. Геометрический материал: Дальше на печке всем классом мы едем В царство Несмеяны никак не доедем. Что это? Солнце исчезло, посыпался снег. Нас занесло на заснеженный брег. Мальчик по имени Кай здесь стоит И остановку нам сделать велит.
- Кай очень любил выкладывать различные фигурки из льдинок. Посмотрите, какую фигурку он сделал. Рассмотрите рисунок и назовите фигуры, не содержащие угол А. Самостоятельная работа Вот мы и к царству уже подошли, Но Несмеяну ещё не нашли. Наплакала речку, наплакала море, Давайте поможем царскому горю И решим примеры.
(Учитель раздаёт слезинки с примерами каждому ученику. Далее идёт сверка с доской, на которой заготовлены ответы к примерам).
Итог урока - Посмотрите, Несмеяна улыбается, мы сушили слёзы на её лице. И в знак благодарности Емеля и Несмеяна дарят нам щуку. Будет она в ваших книгах лежать и все примеры, и все задачи будет всегда помогать вам решать. - Скажите, чем занимались сегодня на уроке? (решали примеры, задачи, путешествовали, находили геометрические фигуры и т.д.).
Домашнее задание (дифференцированное) - Щука приготовила каждому из вас карточки с примерами. Решите их при подготовке домашнего задания. - На этом, сказке конец, а кто слушал, работал, тот МОЛОДЕЦ! | Психологический настрой на работу
Мотивацион- ный компонент
Закреплять устные вычислитель- ные навыки
Совершенство- вать долговре- менную память
Развивать логическое мышление
Отрабатывать вычислитель- ные навыки
Постановка цели
Отрабатывать умения письменно делить на двузначное число, работать по алгоритму.
Совершенство- вать логичес- кое мышление
Развивать дол- говременную память.
Отрабатывать умение делить и умножать на двузначное число.
Систематизи- ровать вычислитель- ные навыки.
Здоровьесбере- гающие технологии
Развивать концентрацию внимания
Закреплять знания на порядок действий, отрабатывать письменные приёмы -, +, :, •
Развивать умение находить в данной фигуре другие фигуры
Задание выполняется устно.
Воспитывать контроль, самоконтроль.
Развивать умение работать самостоятель- но.
Рефлексия урока
Дифференци ация по усвоению ЗУНов. |