КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ – РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
- ОЩУЩЕНИЕ
- ВОСПРИЯТИЕ
- ВНИМАНИЕ
- МЫШЛЕНИЕ
- ПАМЯТЬ
- ВООБРАЖЕНИЕ
- РЕЧЬ
ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
- Подмена понятия УЧЕБА – должна быть легкой и непринужденной (процесс постоянной игры… «элитарные» школы)
- Воспитание – имитация общепринятых примеров и поведения звездных героев…
- Доморощенные эксперты по выявлению собственных «эффективных» способов обучения детей
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
- 1. вся информация на внешних носителях – GOOGLE («ума не надо»)
- 2. картинки заменяют тексты – нет разностороннего развития познавательной сферы
- 3. потеря интереса к учению и получению новой информации – «скучно», «нет мотивации»
- 4. развитость гаджетов и недостаточность межличностных игр – отсутствие речевого регулятора поведения детей – непослушание в школе и непонимание инструкции к заданиям
- 5. разнообразие семейных норм (либерализм и демократия) – задержка формирования социально приемлемых норм и самоконтроля (пеленание)
- 6. новые умения и навыки формируются в совместной деятельности со взрослыми – у детей нет способов сотрудничества с учителем
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- 1. «Синдром дефицита внимания» – гиперактивность, недостаточная работа мозга (сознание не может долго держать одну мысль, мозг постоянно отвлекается)
- 2. Развитие интеллекта происходит не за счет личностных возможностей, а средствами электронных устройств – цифровые технологии заменяют мыслительные операции
- 3. Разные зоны мозга взрослеют неодновременно (самые ценные передние лобные доли – самоконтроль, планирование действий, мотивы поведения, регуляция произвольной деятельности, развитие функций высокого ранга – развиваются к 20-22 годам) – нет контроля за поведением, не видят свой реальный образ.
- 4. Механизм управления своим поведением складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности (учебе, работе) – требования и правила.
- 5.Зеркальные системы в сознании ребенка – отзеркаливание поведения и общения взрослых – родителей и родственников.
ГЛАВНОЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ – НЕ НАКОПИТЬ ЗНАНИЯ
Цель образования
учить думать,
уметь находить информацию
и использовать ее для решения своих целей и задач.
ЭМОЦИИ
ИНТЕЛЛЕКТ
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
РЕЧЬ
РЕЧЬ – ОСНОВА СЛОЖНОЙ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
1.УЧИТЬ РЕБЁНКА АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СВОИ СЛОВА И ПОВЕДЕНИЕ (мотивы поведения)
2. РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВИДЕТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК… КАКИЕ ЭМОЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ОКРУЖАЮЩИХ…
3. ЗНАТЬ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО РАЗГОВОРА И ПРОДУМЫВАТЬ ОТВЕТЫ СОБЕСЕДНИКА – ПОБЕДА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
4. ПОСТОЯННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА – НОВЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
XX век – 10 ПАЛЬЦЕВ
XXI век – 1 ПАЛЕЦ (указательный)
- 1. прописи
- 2. лепка и рисование
- 3. трудотерапия
- 1. иконки в интернете
- 2. гиперссылки
- 3. не умеют писать
- 4. не набирают тексты
- 5. заставлять работать детей нельзя
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- Интервалы между умственным напряжением и физическим расслаблением – развитие новых клеток мозга
- Нет многозадачности – учить поэтапности выполнения – порядок действий приводит к эффективному результату
- Новая информация для мозга – выработка гормона радости (дофамин)
- Ориентация на процесс! Ориентация на результат дает депрессию, при неудаче – отказ и вина на всех окружающих.
- «Подвижность» ума зависит от эмоций: мотивация, удовольствие от процесса
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
6. Акцент на ежедневном успехе – стремление стать лучше, чем вчера
7. Показывать связь между делом (работой) и достижениями
8. Научиться говорить «спасибо» в конце дня или в конце урока – акцент на положительных сторонах учебного процесса
9. Тактильные ощущения – их отсутствие «отдается» в болевых зонах – отрицательные эмоции у ребенка
10. Использование яркого света на уроке – в темноте снижается активность гиппокампа – зона отвечающая за обучение и переработку информации
11. Не боятся доводить детей до умственной усталости!
ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ
- МАЛЬЧИКИ
- 1. говорить кратко и конкретно
- 2. вовлечение в активную деятельность
- 3. мальчикам нельзя сидеть спокойно
- 4. ставить практические задачи
- 5. использовать состязания и соревнования
- 6. меньше письменных заданий
- 7. обязательно хвалить за любую мелочь
- 8. прохлада в помещениях
- ДЕВОЧКИ
- 1. работа в группах
- 2. девочкам необходим зрительный контакт
- 3. любят помогать учителям
- 4. не использовать резкие громкие разговоры
- 5. обязательны эмоциональные включения при изучении материала
- 6. яркие акценты в дидактических средствах
- 7. научить девочек справляться с психологическими падениями
СОЗНАНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ ОТ ЧТЕНИЯ УМНЫХ КНИГ…РАЗГОВОРОВ С УМНЫМИ ЛЮДЬМИ… И ПРОСЛУШИВАНИЯ УМНОЙ МУЗЫКИ…