«Осенний фестиваль знаний 2024»

Презентационный материал для педагогов "Когнитивные процессы современных школьников"

Демонстрационный материал для педагогов-психологов

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ – РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ – РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

  • ОЩУЩЕНИЕ
  • ВОСПРИЯТИЕ
  • ВНИМАНИЕ
  • МЫШЛЕНИЕ
  • ПАМЯТЬ
  • ВООБРАЖЕНИЕ
  • РЕЧЬ
ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

  • Подмена понятия УЧЕБА – должна быть легкой и непринужденной (процесс постоянной игры… «элитарные» школы)
  • Воспитание – имитация общепринятых примеров и поведения звездных героев…
  • Доморощенные эксперты по выявлению собственных «эффективных» способов обучения детей
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

  • 1. вся информация на внешних носителях – GOOGLE («ума не надо»)
  • 2. картинки заменяют тексты – нет разностороннего развития познавательной сферы
  • 3. потеря интереса к учению и получению новой информации – «скучно», «нет мотивации»
  • 4. развитость гаджетов и недостаточность межличностных игр – отсутствие речевого регулятора поведения детей – непослушание в школе и непонимание инструкции к заданиям
  • 5. разнообразие семейных норм (либерализм и демократия) – задержка формирования социально приемлемых норм и самоконтроля (пеленание)
  • 6. новые умения и навыки формируются в совместной деятельности со взрослыми – у детей нет способов сотрудничества с учителем
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  • 1. «Синдром дефицита внимания» – гиперактивность, недостаточная работа мозга (сознание не может долго держать одну мысль, мозг постоянно отвлекается)
  • 2. Развитие интеллекта происходит не за счет личностных возможностей, а средствами электронных устройств – цифровые технологии заменяют мыслительные операции
  • 3. Разные зоны мозга взрослеют неодновременно (самые ценные передние лобные доли – самоконтроль, планирование действий, мотивы поведения, регуляция произвольной деятельности, развитие функций высокого ранга – развиваются к 20-22 годам) – нет контроля за поведением, не видят свой реальный образ.
  • 4. Механизм управления своим поведением складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности (учебе, работе) – требования и правила.
  • 5.Зеркальные системы в сознании ребенка – отзеркаливание поведения и общения взрослых – родителей и родственников.
ГЛАВНОЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ – НЕ НАКОПИТЬ ЗНАНИЯ Цель образования учить думать, уметь находить информацию и использовать ее для решения своих целей и задач.

ГЛАВНОЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ – НЕ НАКОПИТЬ ЗНАНИЯ

Цель образования

учить думать,

уметь находить информацию

и использовать ее для решения своих целей и задач.

ЭМОЦИИ ИНТЕЛЛЕКТ МЕЛКАЯ МОТОРИКА РЕЧЬ

ЭМОЦИИ

ИНТЕЛЛЕКТ

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

РЕЧЬ

РЕЧЬ – ОСНОВА СЛОЖНОЙ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ 1.УЧИТЬ РЕБЁНКА АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СВОИ СЛОВА И ПОВЕДЕНИЕ (мотивы поведения) 2. РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВИДЕТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК… КАКИЕ ЭМОЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ОКРУЖАЮЩИХ… 3. ЗНАТЬ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО РАЗГОВОРА И ПРОДУМЫВАТЬ ОТВЕТЫ СОБЕСЕДНИКА – ПОБЕДА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 4. ПОСТОЯННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА – НОВЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

РЕЧЬ – ОСНОВА СЛОЖНОЙ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

1.УЧИТЬ РЕБЁНКА АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СВОИ СЛОВА И ПОВЕДЕНИЕ (мотивы поведения)

2. РЕБЁНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВИДЕТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК… КАКИЕ ЭМОЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ОКРУЖАЮЩИХ…

3. ЗНАТЬ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО РАЗГОВОРА И ПРОДУМЫВАТЬ ОТВЕТЫ СОБЕСЕДНИКА – ПОБЕДА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

4. ПОСТОЯННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА – НОВЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА XX век – 10 ПАЛЬЦЕВ XXI век – 1 ПАЛЕЦ (указательный)

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

XX век – 10 ПАЛЬЦЕВ

XXI век – 1 ПАЛЕЦ (указательный)

  • 1. прописи
  • 2. лепка и рисование
  • 3. трудотерапия
  • 1. иконки в интернете
  • 2. гиперссылки
  • 3. не умеют писать
  • 4. не набирают тексты
  • 5. заставлять работать детей нельзя
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Интервалы между умственным напряжением и физическим расслаблением – развитие новых клеток мозга
  • Нет многозадачности – учить поэтапности выполнения – порядок действий приводит к эффективному результату
  • Новая информация для мозга – выработка гормона радости (дофамин)
  • Ориентация на процесс! Ориентация на результат дает депрессию, при неудаче – отказ и вина на всех окружающих.
  • «Подвижность» ума зависит от эмоций: мотивация, удовольствие от процесса
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 6. Акцент на ежедневном успехе – стремление стать лучше, чем вчера 7. Показывать связь между делом (работой) и достижениями 8. Научиться говорить «спасибо» в конце дня или в конце урока – акцент на положительных сторонах учебного процесса 9. Тактильные ощущения – их отсутствие «отдается» в болевых зонах – отрицательные эмоции у ребенка 10. Использование яркого света на уроке – в темноте снижается активность гиппокампа – зона отвечающая за обучение и переработку информации 11. Не боятся доводить детей до умственной усталости!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

6. Акцент на ежедневном успехе – стремление стать лучше, чем вчера

7. Показывать связь между делом (работой) и достижениями

8. Научиться говорить «спасибо» в конце дня или в конце урока – акцент на положительных сторонах учебного процесса

9. Тактильные ощущения – их отсутствие «отдается» в болевых зонах – отрицательные эмоции у ребенка

10. Использование яркого света на уроке – в темноте снижается активность гиппокампа – зона отвечающая за обучение и переработку информации

11. Не боятся доводить детей до умственной усталости!

ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ

  • МАЛЬЧИКИ
  • 1. говорить кратко и конкретно
  • 2. вовлечение в активную деятельность
  • 3. мальчикам нельзя сидеть спокойно
  • 4. ставить практические задачи
  • 5. использовать состязания и соревнования
  • 6. меньше письменных заданий
  • 7. обязательно хвалить за любую мелочь
  • 8. прохлада в помещениях
  • ДЕВОЧКИ
  • 1. работа в группах
  • 2. девочкам необходим зрительный контакт
  • 3. любят помогать учителям
  • 4. не использовать резкие громкие разговоры
  • 5. обязательны эмоциональные включения при изучении материала
  • 6. яркие акценты в дидактических средствах
  • 7. научить девочек справляться с психологическими падениями
СОЗНАНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ ОТ ЧТЕНИЯ УМНЫХ КНИГ…РАЗГОВОРОВ С УМНЫМИ ЛЮДЬМИ…  И ПРОСЛУШИВАНИЯ УМНОЙ МУЗЫКИ…

СОЗНАНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ ОТ ЧТЕНИЯ УМНЫХ КНИГ…РАЗГОВОРОВ С УМНЫМИ ЛЮДЬМИ… И ПРОСЛУШИВАНИЯ УМНОЙ МУЗЫКИ…

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее