Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мамонтовская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО ___________ /___________/ Протокол № ___ от «___» _________20 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора МБОУ «Мамонтовская ООШ» ______Отморская М.Ф. «__» ________20 г.
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Мамонтовская ООШ» ______Зверева Н.Н. Приказ №___ от «__» ______ 20 г.
|
|
|
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Народные игры»
1-4 класс
Базовый уровень
(наименование учебного предмета, класс, уровень обучения)
на 2015 –2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы учебного предмета
Лебедева М.Г.
(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)
Составитель (разработчик) Лебедева М.Г..,
учитель начальных классов, 1 категория
(Ф.И.О. учителя, предмет,
квалификационная категория)
ст.Мамонтово
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Народные игры » для 1 - 4 классов составлена:
1.В соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения
2.Основной образовательной программой начального общего образования « Программы внеурочной деятельности . Туристско-краеведческая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность» Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов Т.Н. М., Просвещение, 2011.
3.Положение о программе по внеурочной деятельности.
4.Учебного плана 2015-2016 учебного года.
Место кружка в плане школы.
Кружок входит во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей.
Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 135ч. Соответственно: 1 класс – 33 часа. 2 класс – 34 часа. 3 класс -34часа. 4 класс – 34 часа.
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Народные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры.
Программа «Народные игры» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными традициями и культурой.
Таким образом, программа направлена на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Целью рабочей программы является совершенствование двигательных умений и навыков младших школьников посредством подвижных и спортивных
Задачи
обучающие:
научить детей играть активно и самостоятельно;
познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов;
обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
развивающие:
вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
проявлять инициативу;
развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
увеличивать функциональные возможности организма.
воспитывающие:
формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Особенности программы
Программа рассчитана на четыре класса. В первом классе кружок называется «Русские народные игры ». Во втором классе называется « Народные игры ». В третьем классе называется «Игры народов мира». В четвертом классе называется «Спортивные игры».
Предлагаемая рабочая программа знакомит учащихся с играми русского народа, народов России, народов мира, спортивными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры народа.
Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до , после или в процессе выполнения двигательной деятельности , в ходе которых дети узнают много интересного об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомятся с правилами игры, правилами общения, правилами безопасного поведения на занятиях и во время самостоятельно организованных игр. В практическую часть программы помимо игр различных народов, входят комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Комплексы регулярно обновляются.
При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, уровень их физической подготовленности и состояние здоровья.
Программа содержит пояснительную записку, тематический план, содержание, список литературы. Календарно-тематическое планирование.
Планируемые результаты:
Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;
организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;
применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.
Оценка планируемых результатов
Текущая проверка возможна при проведении каждой игры. По итогам изучения каждого раздела проводится итоговое занятие в форме эстафеты, игры, соревнований. Это позволяет увидеть, насколько ученики научились играть, как они способны в разнообразной игровой обстановке применять умения и навыки в естественных видах движений.
Оцениваются:
знание правил игры и умение соблюдать их в её процессе;
умение целесообразно и согласованно действовать в игре;
умение использовать в определённых игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
Перечисленные умения оцениваются с учётом допускаемых ошибок. Условно их разделяют на: мелкие и существенные.
К мелким можно отнести ошибки, связанные с небольшими отклонениями от целесообразного использования двигательных действий, но не оказывающие явно отрицательного влияния на результат игровых действий; пассивность ученика во взаимодействиях с другими играющими, нарушение второстепенных правил игры.
Существенными ошибками можно считать нецелесообразное применение двигательных действий, которые нарушают, искажают ход игры или не соответствуют требованиям этики игры; несогласованность взаимодействий играющих; преимущественно игра на себя; незнание или нарушение основных правил.
По окончании курса проводится итоговая аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания по изученным подвижным игр, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой. Программа предполагает самостоятельную игровую деятельность учащихся, направленную на организацию и проведение соревнований и праздников по играм внутри класса, подвижных перемен, внутришкольных мероприятий с включением подвижных игр, где организаторами будут сами учащиеся.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный; второй — освоение норм и ценностей состояния и содержания культурных традиций.
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание программы:
Тематическое планирование по внеурочной деятельности « Народные игры»
1 класс (33 часа)
1.1Общие подвижные символические игры. 1.2.Игры на формирование правильной осанки. 1.3.Игры со скакалками. 1.4.Игры с бегом (2ч) « У медведя во бору»,» Филин и пташка» 1.5.Игры с прыжками(2ч) «Магазин ковров», « запомни порядок» 1.6.Игры с метанием, передачей и ловлей мяча(2ч) 1.7.Игры с лазанием и перелазанием(2ч) 1.8.Игры на развитие внимания(2ч) « Ладонь-кулак», « Заметь все» 1.9.Общеразвивающие игры(3ч)» Баба Яга», « Волшебное яйцо», « Три характера», « Море волнуется раз». 1.10.Игры с разными предметами(2ч) « Удочка», « Салки с мячом», « Охотники и утки» 1.11.Игры с камешками, шариками, палками(2ч)» Метко в цель», « волк во рву» 1.12. Хороводные игры. 1.13. Игры в помещении(3ч)» Узнай кто я», « Возьми и передай», « Ну-ка, отгадай» 1.14.Игры –шутки(2ч) 1.15.Игры в фанты 1.16.Сюжетные игры(3ч) 1.17.Загадки, шарады. Каламбуры. 1.18.Праздник» Мир народных игр»(2ч)
2 класс (34 часа)
2.5. Введение. Основы знаний о народной подвижной игре (1 час).
Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры . Выработка правил. Пятнашки. Фанты. Горелки. Лапта. Штандр.
2.6. Игры-эстафеты (7 часов).
Эстафеты с мячами( 2ч). Правила игры. «Бег по кочкам»(1ч). Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч»,«Чемпионы малого мяча».(2ч) Эстафеты с бегом и прыжками(1ч). Эстафеты с преодолением препятствий.(1ч)
2.7. Подвижные игры разных народов (9 часов).
Игры русского народа. « Гуси-лебеди », « Обыкновенные жмурки ».
Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
Игры белорусского народа. « Михасик », « Прела-горела».
Игры татарского народа. « Серый волк» « Скок-перескок»
Игры народов Востока. « Скачки» , « Собери яблоки».
Игры украинского народа. « Высокий дуб» « Колдун».
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» « Отдай платочек».
Игры чувашского народа. « Хищник в море», « Рыбки».
Игры калмыцкого народа. « Альчики », « Забрасывание белого мяча»
2.8. Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (4 часа). Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». (2ч)
Упражнения со скакалками. Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Упражнения со скалками.(2ч)
2.9. Подвижные игры, основанные на элементах (6 часов):
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;(1ч)
- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»; (2ч)
- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»; (2ч)
- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». (1ч)
2.10. Зимние забавы (5 часов). Зимой на воздухе. «Городки»(1ч), Скатывание шаров(1ч),
«Гонки снежных комов»(1ч). Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров»(1ч). Эстафета на санках(1ч). Лыжные гонки. (1ч)
2.11. Итоговое занятие (2 часа). Праздник здоровья и подвижной народной игры.
3 класс (34 часа)
2.12. Общие подвижные символические игры (9 часов). «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».
Игры для формирования правильной осанки. «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».Игры со скакалками. «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». Игры с бегом. «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок». Игры с прыжками. «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото». Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
2.13. Игры для развития внимания (3 часа). «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
2.14. Общеразвивающие игры (6 часов). «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
2.15. Игры с разными предметами (4 часа). «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки». Игры с камешками, шариками и палками. «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
2.16. Хороводные игры (3 часа). «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
2.17. Игры в помещении (6 часов). «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». Игры в фанты. «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби». Игры- шутки. «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха». Сюжетные игры. «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки». Загадки, шарады, каламбуры. «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
2.18. Праздник «Мир русских народных игр» (3 часа). Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки льда».
4 класс (34 часа)
2.19. Спортивные игры на улице: Лапта (5 часов). История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. Отработка игровых приемов.
2.20. « Казаки разбойники» (5 часов) : История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. Отработка игровых приемов.
2.21. Спортивные игры в зале: Волейбол (5 часов). История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства.
2.22. «Вышибалы» (5 часов). История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства.
2.23. «Перестрелка» (5 часов). История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. Проведение спортивных соревнований.
2.24. Ходьба на лыжах (5 часов) : Подготовка оборудования, выбор местности для занятий, оказание первой помощи при обморожениях. Организация спортивных соревнований.
2.25. Взятие снежного городка (4 часа): Организация городка силами групп школьников, Продумывание игровых правил. Оборудование игровой площадки.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Материально-техническое оснащение
Стенка гимнастическая
Бревно (скамейка) гимнастическая
Козел гимнастический
Конь гимнастический
Перекладина (нестандартная)
Канат для лазания с механизмом крепления
Скамейка гимнастическая
Мост гимнастический подкидной
Коврик гимнастический
Гимнастические маты
Мяч малый (теннисный)
Мяч гимнастический
Скакалка гимнастическая
Палка гимнастическая
Сетка для переноса мячей
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Мячи баскетбольные
Мячи волейбольные
Сетка волейбольная
Стойки волейбольные
Мячи футбольные
Аптечка медицинская
Спортивный зал
Секундомер
Измерительная лента
Учебно-методическое обеспечение
Барканов, С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебно-методическое пособие / С.В. Барканов – М.: Владос, 2001.
Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Волгоград. Учитель, 2007.
Богданов, Г.П. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом / Г.П. Богданов, О.У. Устенов – М., 1993.
Богданов, В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие / В.П. Богданов – М., 1990.
Гальцова, Е.А., Власенко, О.П. Спортивный серпантин. Сценарии спортивных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
Гордияш, Е.Л., Жигульская, И.В., и др. Физичское воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2008.
Горский, В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности . Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. – М., Просвещение 2011
Журнал «Физическая культура в школе»
Казин, Э.М. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Кемерово. 2005.
Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.
Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Методическое пособие. М., НЦ ЭНАС. 2002.
Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой, Л.В. М., Просвещение. 1986г.
Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М., ВАКО. 2007г.
Пензулаева, Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет». М., Владос, 2001г.
Сайт о русских народных играх . – http\\www.glee.ru.
Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов Т.Н. программы внеурочной деятельности . Туристско-краеведческая деятельнсоть Спортивно-оздоровительная деятельность. М., Просвещение, 2011.
Яковлев, В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. М.: Просвещение, 1992.