«Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик»» Презентация к педсовету. Подготовила Бондаренко Надежда Ивановна учитель математики высшей категории ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»
Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой растут и процветают таланты
Г.Найгауз
Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен.
- Но так ли это?
- Что значит быть успешным?
- Как достичь успеха?
Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями.
Учителя тоже мечтают о том же: об успехах своих учеников.
Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего.
Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
- Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.
- Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
- Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности положительное отношение к деятельности;
приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей,
предложенных педагогом;
эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения
учебных задач;
удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных
самим обучаемым;
осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления;
формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Успешные дети:
- с готовностью подвергаются различным испытаниям, включая экзамены,
- с желанием включаются в соревнования с другими людьми, причем стараются выиграть эти соревнования, стать первым среди равных,
-для них очень важна оценка их деятельности другими людьми, и он активно стремится к тому, чтобы получить с их стороны наивысшую оценку,
-если их постигает неудача, то они не опускают руки, а, напротив, увеличивают прилагаемые усилия для того, чтобы во что бы то ни стало добиться успеха,
- мотивированные на успех дети всегда чувствуют себя уверенно, обладают адекватной самооценкой и достаточно высоким уровнем притязаний.
Как вырастить успешного ученика?
Только подведя его к ситуации успеха!
Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:
- - создание психологического комфорта в образовательном пространстве;
- - ориентация на личность ученика как главной ценности современного общества;
- - предоставление благоприятных условий для воспитания и обучения школьников (технические, информационные, научно-методические и др.);
- - внедрение инновационных процессов на занятиях;
- - взаимодействие с родительской общественностью;
- - модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.
Учитель должен:
Пробуждать интерес к своему предмету, а не просто осуществлять передачу опыта, укреплять веру в свои силы у каждого ребенка, независимо от его способностей. Стараться развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Стремиться к успеху!
- Учитель верит, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинает различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным.
- Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку.
- Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы.
- Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.
- Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.
"Для того, чтобы сформировать у ребенка положительную "Я-концепцию
необходимо:
-видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать,
принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение педагога).
-создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности, чтобы садовская жизнедеятельность, учеба приносили
ребенку радость: "Учиться победно!".
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие
недостатки ребенка (не сравнивать его ни с кем и не называть уничижительными словами – неумеха, у тебя все равно ничего не получится, а опять ты! И др.;
-понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству (Учитель должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, уметь применять полученные знания педагогики, психологии, изученные технологии на практике,
Всегда быть уверенным - "Ребенок хорош, плох его поступок".
-предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в
положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
способностью проявлять тепло и заинтересованность в судьбе ученика,
личностной зрелостью, социальной ответственностью.
Вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит , и к этому надо стремится .
Выпускники школы должны представлять собой:
-успешных людей;
-профессионально-определившихся;
-коммуникативно-грамотных;
-владеющих информационными технологиями;
-обладающих навыками
исследовательской деятельности;
-причастных к русской и мировой культуре;
-социально адаптированных;
-осознающих свое «я» и свое место в мире;
-креативных;
-самостоятельно и критически мыслящих;
-способных работать в команде;
-обладающих высокой степенью толерантности;
-интернационалистов и патриотов.
Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность , ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.
Участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях необходимое условие для раскрытия и самореализации личности , т.к. в основе исследовательской и творческой деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности.
Участники любых соревнований более самостоятельны, инициативны, предприимчивы, по сравнению со сверстниками, не стремящимися к самовыражению и самореализации. Люди, ориентированные на достижение успехов , способны правильнее воспринимать ситуацию и лучше оценивать свои шансы на успех, чем люди, ориентированные на избегание неудач.
Основная особенность исследования в образовательном процессе – развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Любая деятельность требует оценки.
Победители олимпиад, конкурсов, фестивалей награждаются на общешкольной линейке под аплодисменты всех присутствующих.
Особенно это необходимо детям, имеющим проблемы в учебе. Даже получение обычного сертификата участия помогает почувствовать в себе силы, повышает самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству.
Важно вовремя дать установку.
«Нужно верить и все получится!»
Получая поощрения за действия, направленные на достижение успехов, ребенок испытывает удовольствие от этих поощрений, и для того чтобы еще раз пережить это удовольствие, он начинает повторять эти действия.
Так у него формируется и закрепляется поведение, направленное на достижение успехов.
Отсюда можно сделать выводы: успешные ученики и в жизни более успешны!
Завтрашний успех начинается сегодня!