Урок обучения грамоте по УМК «Школа России»
ТЕМА: «Гласный звук [ы]. Буква ы»
Автор разработки:
Митрофанова Марина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка
На какие группы делятся все звуки?
Как можно определить, что звук гласный?
Сколько всего гласных звуков?
Назовите гласные звуки.
Каким может быть гласный звук в слове?
Назовите гласные звуки, которые мы уже изучили.
Какими буквами они обозначаются на письме.
Дайте характеристику, изученным гласным звукам и буквам.
[и]
[о]
[а]
Как начинаются русские народные сказки?
Жили – были…
В тридевятом царстве в тридесятом государтве…
Встретились однажды…
Это был давным-давно…
Это зачин сказки.
Откройте Азбуку по закладке (с.31).
Какую сказку проиллюстрировал художник?
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Кто может пересказать сказку?
Поиграем в игру «Один-много»
Я буду называть предмет в единственном числе, а вы во множественном числе:
рыба – рыб
коса – кос
лиса – лис
ива – ив
арбуз – арбуз
кукла – кукл
слон – слон
Какой звук слышите на конце слов в форме множественного числа?
[ы]
Дадим характеристику новому звуку.
Гласный звук. Может стоять в середине и в конце слова. Может быть ударным и безударным. Образует слог.
Произнесите последний слог в этих словах? Согласный перед [ы] твёрдый или мягкий?
рыба – рыб
коса – кос
лиса – лис
ива – ив
арбуз – арбуз
кукла – кукл
слон – слон
[ы]
Звук [ы] на письме обозначаем буквой
На что похожа буква ы?
А вот шагает буква Ы. Без Ы не выучитесь ВЫ. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы — Все мы знать её должны.
(Владимир Степанов)
Звук [ы] на письме обозначаем буквой
На что похожа буква ы?
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
(Александр Шибаев)
Переверните страницу в Азбуке (с.33)
Прочитаем стихотворение Валентина Берестова.
Найдём слоги с буквой ы .
Рассмотрите иллюстрацию. Назовите все слова, в которых встречается звук [ы] ?
сыр
часы
мыши
крынка
кувшин
штык
штаны
цилиндр
уши
хвосты
Прочитайте стихотворение Елены Благининой, стихотворение Елены Григорьевой и Инны Гамазковой.
Прочитайте пословицу. Объясните.
Проведём звуко-буквенный анализ.
а
[а]
Проведём звуко-буквенный анализ.
Какой согласный звук стоит
перед звуком [ы] ?
а
ы
[а]
[ы]
[ы]
Дать характеристику звуку
Гласный звук.
Может быть ударным и безударным.
Образует слог.
В слове может находиться в середине и в конце.
Обозначает твёрдость согласного звука.
[ы]