Презентация, технологическая карта и конспект урока "Семейное право"

Урок-практикум, самостоятельная работа со статьями Семейного кодекса и решение задач. Файл включает презентацию, технолокическую карту, конспект урока, рабочий лист по которому работают учащиеся

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

«Веришь- не веришь»

1.Для заключения брака обязательно присутствие свидетелей заключения данного брака._____________________

2. Брак может быть признан недействительным в случае, если один из супругов окажется состоящим в другом зарегистрированном браке.______________

3. В случае уклонения одного из супругов от расторжения брака (несмотря на предварительное согласие) брак может быть расторгнут в органе ЗАГСа.__________

4. Каждый из супругов обязан проживать совместно со своим супругом.__________

5. Законным режимом имущества супругов является режим совместной собственности на нажитое в браке имущество.___________________

6. Договорной режим имущества супругов устанавливается брачным договором._______

7. В брачном договоре супруги не могут определять права и обязанности по взаимному содержанию.____________

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2

  • 1) Анатолий Смирнов решил вступить в брак с Раисой Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Раисы Волошиной не состояла в браке с отцом Анатолия Смирнова, но при рождении Раисы по совместному заявлению ее матери и отца Анатолия было установлено отцовство, т.е. отец Анатолия признал своей дочерью Раису, о чем была произведена актовая запись в книге регистрации рождений.
    Возможен ли брак между Анатолием и Раисой?

  • 2) Сергеев, желая добиться расположение к себе Федоровой, заявил ей, что застрелит сначала ее, а потом себя, если она не согласится зарегистрировать с ним брак. Федорова, зная неуравновешенный характер Сергеева и допуская реальную возможность исполнить им высказанную угрозу, согласилась, и их брак был оформлен в районном отделе ЗАГСа.

Можно ли признать такой брак законным?

Какое из условий заключения брака в данном случае нарушено?

  • 3) Китаева обратилась в ЗАГС с просьбой зарегистрировать брак с Киселевым, от которого у нее есть заявление об этом же и доверенность на регистрацию в его отсутствие, поскольку он проходит действительную воинскую службу в другом городе, а отпуск командир не дает.

Удовлетворят ли просьбу этой пары, если нет, то почему?

Что бы вы посоветовали им в данной ситуации?

Изменилось бы положение, если бы они обратились с заявлением за несколько дней до отправки на службу?

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 3

  • 1) Жених и невеста подали заявление в ЗАГС о регистрации брака. Заполняя бланк заявления, дошли до графы: какую фамилию жена принимает после регистрации брака. Невеста попросила указать ее добрачную фамилию, поскольку, как она пояснила жениху, на эту фамилию у нее диплом вуза и ее знают как известного журналиста в их городе, что может сказаться на ее профессиональной карьере. Жениха это обидело и он продолжал настаивать на перемене фамилии будущей супруги.

Чью сторону должен принять сотрудник ЗАГСа, заполняя бланк?



  • 2) Супруги Н. переехали к родителям мужа, в большую семью со своими традициями, где жены всегда не работали, а вели хозяйство и занимались воспитанием детей. Этого же потребовали и от приехавшей невестки, что вызвало ее недоумение и протест, поскольку у нее высшее образование и она не хочет терять профессиональные навыки врача.

На чьей стороне закон?



  • 3) При расторжении брака супруг просил произвести раздел общего, совместно нажитого имущества и включил в перечень в числе прочего: украшения из золота, которые имелись у жены, ее норковое манто и пианино, купленное дочери. Жена в перечне имущества, подлежащего разделу, указала библиотеку юридической литературы мужа и компьютер, поскольку это по стоимости не меньше, чем ее манто.

Возможен ли раздел имущества супругов согласно предложенному ими варианту?

Изменится ли ситуация, если шубу подарили на свадьбу родственники жены, а компьютер был получен мужем в качестве премии?



  • 4) После внезапной смерти мужа его наследники считали подлежащей исключению из наследственной массы квартиру, мотивируя тем, что квартира была приобретена наследодателем еще до женитьбы на ответчице, с чем последняя была не согласна и в возражение привела следующие доводы: во время брака она продала часть дорогостоящего своего добрачного имущества и на вырученные от продажи деньги в квартире произвели капитальный ремонт.

Дайте юридическую оценку спору.

Будет ли иметь юридическое значение тот факт, что квартира перешла супругу в свое время по наследству?



  • 5) Уже немолодые супруги зарегистрировали брак, который у каждого из супругов был не первым и имелись дети. Предусмотрительно, желая избежать спор после возможной скорой кончины, они заключили брачный договор, в тексте которого оговорили следующие моменты:

взаимную заботу друг о друге и уход в случае тяжелой болезни и достойное погребение на случай кончины, оговаривая сумму расходов для этой цели, добрачное имущество каждого из супругов считать личным и не подлежащим наследованию.

Соблюдены ли условия заключения брачного договора, предусмотренные законом?

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 4

ПОПС - Формула

  • П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что……………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………….

  • О – обоснование (довод в поддержку вашей позиции) ….потому, что……………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………

  • П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) …..например, ………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………

  • С – следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции) …….поэтому…………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………

___________________________________________________________________________________________ 

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 5

Содержимое разработки


Учебный предмет: обществознание

Класс: 10

Автор: Боголюбов Л.Н.

Тема урока: «Правовые основы семьи и брака»

Тип урока: изучения новой темы (практическая работа)

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока Мотивация знаний

Предлагает определить тему урока(показывает коллаж)

Наблюде

ние за демонстрацией учителя

Выдвиже

ние гипотез

Отвечают на поставлен

ный вопрос

Адекватно восприни

мать и передавать информа

цию

Формулиру

ют тему урока

Самостоятельно решать поставлен

ную задачу

2-й этап урока Актуализация знаний

Проводит «мозговой штурм»- С чем ассоциируется семейное право? (на доске расписываются все предложения учащихся в виде схемы)


На доске записыва

ют слова ассоциа

ции из которых складыва

ют понятие «семейное право» и определя

ют цель урока

Создание схемы

Отвечают на поставлен

ный вопрос

Владение монологи

ческой и диалогической формами речи

Формулиру

ют собственную точку зрения

Формиро

вание целевых установок учебной деятельности

3-й этап урока СТАДИЯ ВЫЗОВА

Эта тема не является новой. В 10 классе проходили некоторые вопросы, поэтому предлагается игра «Веришь- не веришь» (Рабочий лист №1)

Затем предлагает отложить эти листы. Работу проверить после того как получат дополнитель

ную информацию по этой теме.


Выполня

ют задание на рабочем листе №1

Работать с раздаточным материа

лом



Планируют свои действия

Умение самостоя

тельно контролировать свое время и управлять им

4-й этап урока СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.


-Предлагает выяснить разницу между понятиями «брак» и «семья».для этого демонстрируются ситуации




-Основным источником Семейного права является Семейный кодекс РФ.

Предлагает познакомить

ся со статьями 10-14,31-36, 40-42 в группах

Закрепить эту информацию -решением задач – РАБОЧИЙ ЛИСТ №2,3



Переходя к вопросу о расторжении брака , возвращает детей к высказыва

нию Сухомлинского «Жить в браке – это большой труд , духовный труд , напряжение , для этого нужна огромная духовная культура , духовная подготовка , школа мудрости» (СЛАЙД 24) Выскажите свое мнение об этой цитате при помощи ПОПС-Формулы (СЛАЙД 25) РАБОЧИЙ ЛИСТ № 5


- Предлагает самостоятельно поработать со Статьями Семейного кодекса 17-21,25. (СЛАЙД 26) Результат работы оформить в виде КЛАСТЕРА: необходимо соединить стрелками те понятия , явления , действия , которые связаны между собой – РАБОЧИЙ ЛИСТ № 5 а затем оформить кластер на интерактив

ной доске





Обсуждают ситуации и отвечают на поставлен

ные вопросы







Работают с текстом




















Выполня

ют задание на рабочем листе №5

































Выполня

ют задание на рабочем листе №5 и чертят кластер (ПО ЖЕЛА

НИЮ НА ДОСКЕ)














Делать умозаклю

чения и выводы на основе аргументации




























Работать с раздаточ

ным материа

лом































Создание схем


Участвуют в коллектив

ном обсуждении ситуаций, обмениваются мнениями






Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют и координируют ее с позицией партнеров в сотрудни

честве при выборе общего решения






Высказывают собственное мнение и позицию аргументи

руют






























Устанавли

вают и сравнивают разные точки зрения

Высказы

вать собственное мнение











Учитывать и координировать отличные от собствен

ной позиции других людей, в сотрудни

честве










Осуществ

лять взаимный контроль и оказывать в сотрудни

честве необходи

мую помощь




























Осуществ

лять контроль, коррекцию, оценку действия партнера, уметь убеждать

















Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров
















Планируют свои действия


































Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров


Осознанное управление своим поведением и деятельнос

тью








Адекватно оценивать свои возможнос

ти достижения цели определен

ной сложности












Умение самостоя

тельно контролировать свое время и управлять им





























Адекватно оценивать свои возможнос

ти достижения цели определен

ной сложности



5-й этап урока Стадия рефлексия

Давайте вернемся к Рабочему листу №1 – «Веришь - не веришь» Зачитаем записи и совместно проверим точность формулиро

вок , анализируя правильность заполнения карточки , внесем коррективы.

Вопрос уч: В чем причина ошибок?

(СЛАЙД 28)


Отвечают на вопросы учителя

Делать умозаклю

чения и выводы на основе аргументации

Высказывают собственное мнение и позицию аргументи

руют


Устраивать эффектив

ное групповое обсуждение и обеспечи

вать обмен знаниями


Самостоя

тельно оценивают правиль

ность выполнения действий

Осуществ

лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

6-й этап урока Домашнее задание

Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания (№23 п.1-3, задачи 1-4, стр.273)


Записыва

ют домашнюю работу















(план-конспект урока)

________«Правовые основы семьи и брака»______________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Малева Ирина Васильевна

Место работы

МО, Кашира, МБОУ «СОШ №4»

Должность

учитель

Предмет

обществознание

Класс

11

Тема и номер урока в теме

«Правовые основы семьи и брака»

Базовый учебник

Боголюбов Л.Н.

Цель урока:

способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений.

Задачи:

- обучающие











-развивающие












-воспитательные

- актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

-продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

-сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.


Тип урока

изучение нового материала

Формы работы учащихся

Интерактивные формы обучения: групповая работа.

Необходимое техническое оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска















Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1

Мотивация знаний



Предлагает определить тему урока(показывает коллаж) (СЛАЙД 1)

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО-«Правовые основы брака и семьи»(СЛАЙД 2)

Учитель: эпиграфом к этой теме я выбрала слова Сухомлинского «Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости». К этой цитате мы вернемся в ходе урока.

Наблюдение за демонстрацией учителя.

Отвечают на поставленный вопрос.

Формулируют тему урока.


2

2

Актуализация знаний


Семейное право- с чем ассоциируется у вас это словосочетание (мозговой штурм) (на доске расписываются все предложения учащихся)

(СЛАЙД №3) Семейное право-Совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание .

(СЛАЙД №4) Таким образом цель нашего урока сравнить понятия семьи и брака; рассмотреть более глубоко и осмысленно знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве ; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье на основе практической работы со статьями Семейного кодекса РФ.

По плану

1.Семья и брак. Порядок и условия заключения брака.

2.Имущественные взаимоотношения супругов

3.Брачный контракт

4.Расторжение брака

На доске записывают слова ассоциа

ции из которых складывают понятие «семейное право» и определяют цель урока

5

3

Стадия вызова


Эта тема не является для вас новой. В 10 классе мы проходили некоторые вопросы, поэтому предлагаю вам игру «Веришь- не веришь» (Рабочий лист №1) Напротив каждого суждения вы должны написать «ДА» или «НЕТ», т.е. согласны вы с ним или нет. У вас 3 минуты.

Предлагаю отложить эти листы. Работу проверим после того как вы получите дополнительную информацию по этой теме.

Выполняют задание на рабочем листе №1

3

4

Стадия осмысле

ния


1. Учитель:Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Семья начинается с любви. Так считает большинство людей. И они абсолютно правы. Но у юристов есть одно существенное уточнение: СЕМЬЯ НАЧИНАЕТСЯ С БРАКА.

Давайте выясним разницу между понятиями «брак» и «семья».Предлагаю вам следующие ситуации:

- Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей? (да)

- Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? (да)

(СЛАЙД №5) Итак, семья -это основанная на браке или кровном родстве малая группа связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Рассмотрим следующую ситуацию:

- Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина- отец ребенка- и женщина- мать ребенка- решили разорвать отношения. ОБЯЗАН ли отец ребенка помогать бывшей семье материально?

- При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми? (при заключении брака)

(СЛАЙД №5) Итак БРАК- это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи. Если этой цели нет, то брак считается недействительным. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям

Основным источником Семейного права является Семейный кодекс РФ. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в семейные дела, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности их судебной защиты.


Обсуждают ситуации и отвечают на поставленные вопросы


6




Давайте познакомимся с условиями и порядком заключения брака по статьям Семейного кодекса.

(СЛАЙД 6) 1 ряд – должен определить порядок заключения брака по СТ.10-11

2 ряд – должен определить условия заключения по СТ.12-13

3 ряд – должен определить обстоятельства препятствующие заключению брака СТ.14

Вопросы ученикам: Каков порядок заключения брака? (СЛАЙД 7)

Каковы условия заключения брака? (СЛАЙД 8)

Каковы обстоятельства препятствующие заключению брака? (СЛАЙД 9)


Давайте закрепим эту информацию решением задач – РАБОЧИЙ ЛИСТ №2 – (СЛАЙД 10)

(СЛАЙД 11)

(СЛАЙД 12)

Вывод : Итак брак –ответственное событие в жизни людей в жизни людей, порождающее новые права и обязанности.



Читают в группах статьи Семейного Кодекса и отвечают на вопросы учителя.










Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют и координируют ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения


6




2.(СЛАЙД 13) Обратимся к статьям Семейного кодекса РФ СТ.31,32

Вопрос уч.: - Назовите личные неимущественные права и обязанности супругов.

Теперь рассмотрим имущественные правоотношения супругов СТ.33, 34, 36, 40-42

Вопрос уч.: - Реализация какого права способствует возникновению имущественных правоотношений?

Вопрос уч.: - Что называется законным режимом имущества супругов? (СЛАЙД 15) (СЛАЙД 16)

Вопрос уч.: - Какое имущество является собственностью супругов?

Вопрос уч.: - Считаете ли вы справедливым положение статьи о праве на общее имущество супругов, который в период брака не имел дохода? Ответ поясните.

Вопрос уч.: - Что не является совместным имуществом супругов?

Вопрос уч.: - Является золотые украшения, подаренные мужем, личной собственностью жены?

Вопрос уч.: - Будет ли автомобиль. полученный мужем в период брака по наследству, общей собственностью супругов?


Давайте закрепим эту информацию решением задач – Рабочий лист №3 – Задачи 1-4 (СЛАЙД 17)

(СЛАЙД 18)

(СЛАЙД 19)

(СЛАЙД 20)



Читают в группах статьи Семейного Кодекса и отвечают на вопросы учителя.




















Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют и координируют ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения

6




3. Вопрос уч.: Как по-вашему, защитить интересы и законные права супругов, вступающих в брак?

- Положения закона, относящиеся к совместной собственности супругов или личной собственности каждого из них, могут быть изменены соглашение сторон путем заключения брачного договора – это и есть договорной режим имущества супругов (СЛАЙД 21)

- Брачный договор (контракт) – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Учитель: Теперь перейдем к СТ. 40-42 Семейного кодекса по вопросам

Вопрос уч.: - Где заключается брачный договор? (нотариальная контора)

Вопрос уч.: - В какой период времени можно заключить брачный договор? (до и после регистрации брака)

Вопрос уч.: - Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован? (нет)

Вопрос уч.: - Каково содержание брачного договора? (СЛАЙД 22) ( В брачном договоре указываются: - способы участия каждого из супругов в доходах друг друга, порядок несения семейных расходов, имущество отходящее супругам в случае развода)

Вопрос уч.: - Что нельзя писать в брачном договоре? (СЛАЙД 22) ( брачный договор не может: ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, регулировать личные неимущественные права, ставить одного из супругов в неблагоприятные отношения)


Давайте закрепим эту информацию решением задач – РАБОЧИЙ ЛИСТ №3 –Задачи 5 (СЛАЙД 23)

Вывод : Таким образом государство регулирует с помощью норм семейного права личные неимущественные и имущественные правоотношения супругов. Конечно, личные неимущественные отношения, складывающиеся между членами семьи шире, к ним относятся взаимное уважение, любовь, дружба, верность. Эти отношения не могут регулироваться не только семейным правом, но и правом вообще. Они являются предметом регулирования норм морали.


Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют










Читают в группах статьи Семейного Кодекса и отвечают на вопросы учителя.
















Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют


7




4. Переходя к вопросу о расторжении брака , давайте вернемся к высказыванию Сухомлинского «Жить в браке – это большой труд , духовный труд , напряжение , для этого нужна огромная духовная культура , духовная подготовка , школа мудрости «. (СЛАЙД 24) Выскажите свое мнение об этой цитате при помощи ПОПС-Формулы (СЛАЙД 25) РАБОЧИЙ ЛИСТ № 5

Вопрос уч: Как вы считаете , почему не все люди смогли сохранить семью? Чем опасен развод?


Выполняют задание на рабочем листе №5







Высказывают собственное мнение и позицию аргументируют

3



Интерактив

ная доска

Теперь поработаем со Статьями Семейного кодекса 17-21,25. (СЛАЙД 26) Результат работы оформите в виде КЛАСТЕРА: необходимо соединить стрелками те понятия , явления , действия , которые связаны между собой – РАБОЧИЙ ЛИСТ № 5

Результат-(СЛАЙД 27)

Вывод: Таким образом мы сравнили понятия семьи и брака ; рассмотрели более глубоко и осмысленно знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве ; конкретизировали теоретические представления о порядке и условиях заключения заключения и расторжения брака , личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.


Выполняют задание на рабочем листе №5 и чертят кластер (ПО ЖЕЛАНИЮ НА ДОСКЕ)


4

5

Стадия рефлек

сии


Давайте вернемся к Рабочему листу №1 – «Веришь - не веришь» Зачитаем записи и совместно проверим точность формулировок , анализируя правильность заполнения карточки , внесем коррективы.

Вопрос уч: В чем причина ошибок?

(СЛАЙД 28)


Делают умозаключения и выводы на основе аргументации

2

6



Задание на дом: №23 п.1-3, задачи 1-4, стр.273

(СЛАЙД 29)

Учитель: Вы будущие супруги и родители. Учитесь заранее ответственно выполнять свои обязанности, заботиться о своих родных и близких. Это войдет в привычку и пригодится в семейной жизни.

Знание норм семейного права поможет вам в радостный и ответственный период жизни, связанный с решением вступить в брак и регистрацией брака. Но не забывайте, что все многообразие правовых отношений рождает лишь официально оформленный, зарегистрированный брак.


Записывают домашнее задание.

1




Содержимое разработки

«Правовые основы брака и семьи» «Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости»  (В. А. Сухомлинский)

«Правовые основы брака и семьи»

«Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости»

(В. А. Сухомлинский)

Семейное право- Совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание

Семейное право-

Совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание

План Семья и брак. Порядок и условия  заключения брака. 1 Имущественные правоотношения  супругов. 2 Брачный контракт. 3 Расторжение брака. 4

План

Семья и брак. Порядок и условия

заключения брака.

1

Имущественные правоотношения

супругов.

2

Брачный контракт.

3

Расторжение брака.

4

Семья Брак – это основанная на браке или кровном родстве малая группа связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. - это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи

Семья

Брак

это основанная на браке или кровном родстве малая группа связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

- это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи

Порядок и условия  заключения брака. 2 ряд 3 ряд 1 ряд Обстоятельства, Условия Порядок заключения препятствующие заключения брака брака заключению брака Ст.14 Ст. 12,13 Ст.10,11

Порядок и условия заключения брака.

2 ряд

3 ряд

1 ряд

Обстоятельства,

Условия

Порядок

заключения

препятствующие

заключения

брака

брака

заключению

брака

Ст.14

Ст. 12,13

Ст.10,11

Порядок заключения брака

Порядок заключения брака

  • Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
  • Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
  • Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления
  • При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния может разрешить заключение брака до истечения месяца
  • При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Условия заключения брака

Условия заключения брака

  • Достижение брачного возраста – 18 лет;
  • Добровольное согласие мужчины и женщины;
  • Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.
Обстоятельства, препятствующие  заключению брака.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

  • Нахождение в другом зарегистрированном браке;
  • Близкое родство
  • Между усыновленным и усыновителем
  • Недееспособность обеих или одной стороны
Задачи

Задачи

  • Анатолий Смирнов решил вступить в брак с Раисой Волошиной, которая по отцу являлась его сестрой. Мать Раисы Волошиной не состояла в браке с отцом Анатолия Смирнова, но при рождении Раисы по совместному заявлению ее матери и отца Анатолия было установлено отцовство, т.е. отец Анатолия признал своей дочерью Раису, о чем была произведена актовая запись в книге регистрации рождений. Возможен ли брак между Анатолием и Раисой?
Задачи

Задачи

  •   Сергеев, желая добиться расположение к себе Федоровой, заявил ей, что застрелит сначала ее, а потом себя, если она не согласится зарегистрировать с ним брак. Федорова, зная неуравновешенный характер Сергеева и допуская реальную возможность исполнить им высказанную угрозу, согласилась, и их брак был оформлен в районном отделе ЗАГСа.
  • Можно ли признать такой брак законным?
  • Какое из условий заключения брака в данном случае нарушено?
Китаева обратилась в ЗАГС с просьбой зарегистрировать брак с Киселевым, от которого у нее есть заявление об этом же и доверенность на регистрацию в его отсутствие, поскольку он проходит действительную воинскую службу в другом городе, а отпуск командир не дает. Удовлетворят ли просьбу этой пары, если нет, то почему? Что бы вы посоветовали им в данной ситуации? Изменилось бы положение, если бы они обратились с заявлением за несколько дней до отправки на службу?
  • Китаева обратилась в ЗАГС с просьбой зарегистрировать брак с Киселевым, от которого у нее есть заявление об этом же и доверенность на регистрацию в его отсутствие, поскольку он проходит действительную воинскую службу в другом городе, а отпуск командир не дает.
  • Удовлетворят ли просьбу этой пары, если нет, то почему?
  • Что бы вы посоветовали им в данной ситуации?
  • Изменилось бы положение, если бы они обратились с заявлением за несколько дней до отправки на службу?

Задачи

Личные неимущественные права и обязанности супругов (Ст. 31,32)

Личные неимущественные права и обязанности супругов (Ст. 31,32)

  • Равенство супругов в семье:
  • право на свободу в выборе рода занятий, профессии, мест
  • пребывания и жительства,
  • совместное решение вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросов жизни семьи,
  • обязанность строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи.
  • Выбор фамилии (общая, сохранение своей, двойная-если одна уже не была двойной)
Имущественные правоотношения супругов   (Ст. 33,34,36,40-42)

Имущественные правоотношения супругов (Ст. 33,34,36,40-42)

Законный режим имущества супругов -режим их совместной собственности . Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Законный режим имущества супругов

-режим их совместной собственности . Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Имущественные правоотношения супругов  (Ст. 33,34,36,40-42) Совместная собственность Собственность каждого супругов из супругов 1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, полученное одним из супругов во время брака в дар, по наследству. 2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью: доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, пособия, движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады и др.  Общим собственником признается даже не работающий супруг.

Имущественные правоотношения супругов (Ст. 33,34,36,40-42)

Совместная собственность

Собственность каждого

супругов

из супругов

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, полученное одним из супругов во время брака в дар, по наследству.

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью: доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, пособия, движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады и др. Общим собственником признается даже не работающий супруг.

Жених и невеста подали заявление в ЗАГС о регистрации брака. Заполняя бланк заявления, дошли до графы: какую фамилию жена принимает после регистрации брака. Невеста попросила указать ее добрачную фамилию, поскольку, как она пояснила жениху, на эту фамилию у нее диплом вуза и ее знают как известного журналиста в их городе, что может сказаться на ее профессиональной карьере. Жениха это обидело и он продолжал настаивать на перемене фамилии будущей супруги. Чью сторону должен принять сотрудник ЗАГСа, заполняя бланк?
  • Жених и невеста подали заявление в ЗАГС о регистрации брака. Заполняя бланк заявления, дошли до графы: какую фамилию жена принимает после регистрации брака. Невеста попросила указать ее добрачную фамилию, поскольку, как она пояснила жениху, на эту фамилию у нее диплом вуза и ее знают как известного журналиста в их городе, что может сказаться на ее профессиональной карьере. Жениха это обидело и он продолжал настаивать на перемене фамилии будущей супруги.
  • Чью сторону должен принять сотрудник ЗАГСа, заполняя бланк?

Задачи

Супруги Н. переехали к родителям мужа, в большую семью со своими традициями, где жены всегда не работали, а вели хозяйство и занимались воспитанием детей. Этого же потребовали и от приехавшей невестки, что вызвало ее недоумение и протест, поскольку у нее высшее образование и она не хочет терять профессиональные навыки врача. На чьей стороне закон?
  • Супруги Н. переехали к родителям мужа, в большую семью со своими традициями, где жены всегда не работали, а вели хозяйство и занимались воспитанием детей. Этого же потребовали и от приехавшей невестки, что вызвало ее недоумение и протест, поскольку у нее высшее образование и она не хочет терять профессиональные навыки врача.
  • На чьей стороне закон?

Задача

При расторжении брака супруг просил произвести раздел общего, совместно нажитого имущества и включил в перечень в числе прочего: украшения из золота, которые имелись у жены, ее норковое манто и пианино, купленное дочери. Жена в перечне имущества, подлежащего разделу, указала библиотеку юридической литературы мужа и компьютер, поскольку это по стоимости не меньше, чем ее манто. Возможен ли раздел имущества супругов согласно предложенному ими варианту? Изменится ли ситуация, если шубу подарили на свадьбу родственники жены, а компьютер был получен мужем в качестве премии?
  • При расторжении брака супруг просил произвести раздел общего, совместно нажитого имущества и включил в перечень в числе прочего: украшения из золота, которые имелись у жены, ее норковое манто и пианино, купленное дочери. Жена в перечне имущества, подлежащего разделу, указала библиотеку юридической литературы мужа и компьютер, поскольку это по стоимости не меньше, чем ее манто.
  • Возможен ли раздел имущества супругов согласно предложенному ими варианту?
  • Изменится ли ситуация, если шубу подарили на свадьбу родственники жены, а компьютер был получен мужем в качестве премии?

Задача

Договорный режим имущества супругов (Ст. 40-42)   Брачный договор (контракт)- соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и(или) в случае его расторжения.

Договорный режим имущества супругов (Ст. 40-42)

Брачный договор (контракт)-

соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и(или) в случае его расторжения.

Договорный режим имущества супругов (Ст. 40-42)   В брачном договоре указываются : -способы участия каждого из супругов в доходах друг друга, -порядок несения семейных расходов, -имущество отходящее супругам в случае развод а Брачный договор не может: -ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, -регулировать личные неимущественные права, -ставить одного из супругов в неблагоприятные отношения

Договорный режим имущества супругов (Ст. 40-42)

В брачном договоре указываются :

-способы участия каждого из супругов в доходах друг друга,

-порядок несения семейных расходов,

-имущество отходящее супругам в случае развод а

Брачный договор не может:

-ограничивать правоспособность и дееспособность супругов,

-регулировать личные неимущественные права,

-ставить одного из супругов в неблагоприятные отношения

После внезапной смерти мужа его наследники считали подлежащей исключению из наследственной массы квартиру, мотивируя тем, что квартира была приобретена наследодателем еще до женитьбы на ответчице, с чем последняя была не согласна и в возражение привела следующие доводы: во время брака она продала часть дорогостоящего своего добрачного имущества и на вырученные от продажи деньги в квартире произвели капитальный ремонт. Дайте юридическую оценку спору. Будет ли иметь юридическое значение тот факт, что квартира перешла супругу в свое время по наследству?
  • После внезапной смерти мужа его наследники считали подлежащей исключению из наследственной массы квартиру, мотивируя тем, что квартира была приобретена наследодателем еще до женитьбы на ответчице, с чем последняя была не согласна и в возражение привела следующие доводы: во время брака она продала часть дорогостоящего своего добрачного имущества и на вырученные от продажи деньги в квартире произвели капитальный ремонт.
  • Дайте юридическую оценку спору.
  • Будет ли иметь юридическое значение тот факт, что квартира перешла супругу в свое время по наследству?

Задача

Уже немолодые супруги зарегистрировали брак, который у каждого из супругов был не первым и имелись дети. Предусмотрительно, желая избежать спор после возможной скорой кончины, они заключили брачный договор, в тексте которого оговорили следующие моменты: взаимную заботу друг о друге и уход в случае тяжелой болезни и достойное погребение на случай кончины, оговаривая сумму расходов для этой цели, добрачное имущество каждого из супругов считать личным и не подлежащим наследованию. Соблюдены ли условия заключения брачного договора, предусмотренные законом?
  • Уже немолодые супруги зарегистрировали брак, который у каждого из супругов был не первым и имелись дети. Предусмотрительно, желая избежать спор после возможной скорой кончины, они заключили брачный договор, в тексте которого оговорили следующие моменты:
  • взаимную заботу друг о друге и уход в случае тяжелой болезни и достойное погребение на случай кончины, оговаривая сумму расходов для этой цели, добрачное имущество каждого из супругов считать личным и не подлежащим наследованию.
  • Соблюдены ли условия заключения брачного договора, предусмотренные законом?

Задача

4 Расторжение брака.

4

Расторжение брака.

  • «Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости»
  • (В. А. Сухомлинский)
ПОПС - Формула   П – позиция  (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что….. О – обоснование  (довод в поддержку вашей позиции) ….потому, что…. П – пример  (факты, иллюстрирующие ваш довод) …..например, ….. С – следствие  (вывод, призыв к принятию вашей позиции) …….поэтому….  

ПОПС - Формула

  • П – позиция (в чем

заключается ваша точка

зрения) Я считаю, что…..

  • О – обоснование (довод в поддержку вашей позиции) ….потому, что….
  • П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) …..например, …..
  • С – следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции) …….поэтому….

 

Кластер Есть общие дети до 18 лет Нет общих детей до 18 лет В суде Взаимное  согласие супругов на развод Расторжение брака Нет согласия одного из супругов на развод В органах ЗАГСа Один из супругов уклоняется от развода в органах ЗАГСа 24

Кластер

Есть общие

дети до 18 лет

Нет общих

детей до 18 лет

В суде

Взаимное

согласие

супругов

на развод

Расторжение

брака

Нет согласия

одного из супругов

на развод

В органах

ЗАГСа

Один из супругов

уклоняется

от развода в органах

ЗАГСа

24

Кластер Есть общие дети до 18 лет Нет общих детей до 18 лет В суде Взаимное  согласие супругов на развод Расторжение брака Нет согласия одного из супругов на развод В органах ЗАГСа Один из супругов уклоняется от развода в органах ЗАГСа 24

Кластер

Есть общие

дети до 18 лет

Нет общих

детей до 18 лет

В суде

Взаимное

согласие

супругов

на развод

Расторжение

брака

Нет согласия

одного из супругов

на развод

В органах

ЗАГСа

Один из супругов

уклоняется

от развода в органах

ЗАГСа

24

Задание на дом

Задание на дом

  • № 23 п.1-3
  • задачи 1-4 стр.273

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее