«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация школьного музея

История создания школьного музея.Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни учреждения.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Республиканский конкурс «Гордость моей Родины»

Номинация «История и культура мордовского края в экспозициях музеев»











ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


«Музей изобразительных искусств.

«Центр эстетического воспитания детей» »














Подготовила:

Степанова Дарья Владимировна учащаяся 8 «А» класса

МОУ СОШ №38 с УИОП

430013, г.Саранск, ул.Миронова, д.10

Контактный телефон: 89271800784

Руководитель:

Степанова Елена Александровна





Саранск, 2022







СОДЕРЖАНИЕ


I. ВВЕДЕНИЕ .…………………..3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    2.1. История создания музея……....6

     2.2 Экспозиции музея………………………………..15

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 23

IV. Список используемых источников…………………………………24

 


























Музей – начало всех начал:

Земли Отечества частица,

Которой вправе мы гордиться,

Немеркнущий родной очаг.



Музей – начало всех начал:

Седой Истории страница,

Что поколеньями хранится,

Души нетленная свеча…

Введение

Музей изобразительных искусств ЦЭВД является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни учреждения.

Цель: изучение истории возникновения и развития музея изобразительных искусств ЦЭВД.

Задачи:

- исследовать историю создания музея.

- изучить фонды музея.

- познакомиться с историей наиболее интересных экспонатов.

Для решения поставленной проблемы я много раз посетила музей ЦЭВД Пролетарского района, встретилась с руководителем музея. Изучила музейные фонды, сделала фотографии экспонатов, проанализировала материал интернет - источников по данной теме, исторические музейные справки.

Школьные музеи – хранители памяти. Именно в них собраны материалы, несущие в себе отголоски истории тех мест, где они созданы, материал собранный музеем интересен и познавателен, ведь он хранит историю нашего города, историю жизни многих замечательных людей, имена которых значимы не только для нашего города, но и для республики в целом.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что музейная деятельность направлена на формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Необходимо повышать роль и значимость музеев, оказывающих значительное влияние на формирование личности обучающихся, расширении его кругозора, пробуждении гражданско-патриотических чувств и духовно-нравственного развития.

Методы исследования: наблюдение, фотографирование, анализ архивных фондов музея, анализ исторических источников, интервьюирование.

 Место проведения:  город Саранск, МУ ДО « Центр эстетического воспитания детей».

Сроки проведения: октябрь 2022 года.

Объект исследования: эскизы, монументы, памятники, картины, экспозиции музея.

Теоретическая и практическая значимость: данный материал может быть использован обучающимися на мероприятиях, тематика которых приурочена к событиям Великой Отечественной войны, другим датам и мероприятиям, классным часам. Данная работа поможет воспитанию патриотизма, чувства гордости, формированию нравственных ценностей, любви к своей малой родине и её историческому наследию.

Ожидаемые результаты: получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, альбома и буклета, защита проекта.
















2.1. История создания музея.

С чего начинался музей? Примером из газеты «Советская Мордовия» от 24 октября 1987 г. служит статья «Дорога в мир прекрасного», где говорится о том, что организована кружковая работа по изучению истории изобразительного искусства при доме пионеров. Дети знакомятся с особенностями видов и жанров изобразительного искусства, большое внимание уделяется истории русского и советского искусства.

Руководителем кружка «краеведов» была Крыганова Анна Александровна. Крыганова Анна Александровна – педагог Пролетарского дома пионеров. В дом пионеров она пришла с завода. Музей-это её идея, её детище.

6 ноября 1988 года состоялось торжественное открытие музея изобразительных искусств Пролетарского дома пионеров в школе №1. Он был единственный в своем роде у нас в республике. На дверях светлой, уютной комнаты, что на четвертом этаже, висит табличка «Музей изобразительных искусств Пролетарского Дома пионеров». А за дверью настоящее чудо – три стены увешаны работами мордовских художников, здесь же несколько скульптурных произведений. И все подлинники. Среди авторов Н.М.Обухов, В.А.Попков, Н.П.Рожков, Е.Шалаева и др.

Более 30 произведений. Под многими из них подписи: подарок трудового коллектива «Светотехника», «Электровыпрямитель» и т.д. Одним словом, почти все предприятия внесли лепту в создание нового музея.

На новоселье музея мастера кисти пришли не с пустыми руками. Народный художник РСФСР и МАССР В.Д.Илюхин подарил свою работу «Девочка в синем платье», Н.П.Рожков – «Багрянец осени», В.А.Попков – два литографических листа. А.И.Саушкина передала в коллекцию музея расписную дымковскую игрушку, Н.А.Карякина – хохломскую роспись.



Художник Н.П. Рожков принёс в подарок эскиз картины «Багрянец осени».








Трогательным был подарок 85-летней М.И. Ларионовой вышитое тканое полотенце, которое было вышито в годы войны.





И
менно здесь представитель «Мордовстройтранс» В.И. Девин рассказал о том, что их коллектив заказал для музея «Портрет С.Д. Эрьзи» художнику В.Д. Илюхину. В 1989 году музей пополнился ещё одной картиной.



И вот новый музей начал свою работу. Первыми посетителями стали ученики и их родители. За ноябрь 1988 года около 800 человек побывали в музее. Коллекция музея продолжала пополняться. А в 1991 году музей «переехал» в новый дом, в ЦЭВД.

Частым гостем музея был В.А. Попков. Музей наш гордится тем, что в коллекции есть произведения, выполненные этим мастером. Это большая радость – общение с прекрасным искусством художника.


Работа музея многократно освещалась в СМИ и различных изданиях. Например, в энциклопедическом справочнике « Все о Мордовии», стр. 576- 577 опубликована статья о деятельности нашего музея.

Краеведческая работа музея.

Приобщение детей к народному творчеству в музее ЦЭВД осуществляется по следующим направлениям:

- знакомство с народными промыслами;

-знакомство с народными обычаями, традициями, праздниками, национальными костюмами;

- знакомство с историей нашего города.

Предметы народного творчества всегда любимы, понятны, очень многообразны. Это – игрушки из дерева, глины и соломы, кружево, вышивка и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, фантазию. «Наблюдать умирание ремесел, всё равно, что себя хоронить» - писал Арсений Тарковский. Поэтому мы считаем, что необходимо знакомить ребят с народными промыслами, их историей. При проведении учебных занятий стараемся использовать разнообразные изделия народного творчества, которые создавались как в мордовском крае, так и в различных областях России, среди них дымковская игрушка, каргапольская и филимоновская игрушки, хохломская и Городецкая росписи. Изучая ремесла в музее, мы приглашаем к сотрудничеству педагогов нашего центра и других. Проводились такие мероприятия: «Чем пахнут ремесла», «Добрых рук мастерство», «Роспись по дереву» и др. На данных мероприятиях дети знакомились с историей игрушки, с мастерами – игрушечниками. Основная цель при подготовке и проведении таких праздников – вовлечь детей в творческий процесс, помочь им освоить мир – древний и прекрасный, близкий сердцу каждого человека, мир народного искусства. Народное творчество является не только неиссякаемым источником мудрости и красоты, но и неоценимым средством воспитания, приобщения современного подрастающего поколения к сокровищам культуры.

С особым трепетным вниманием педагоги и дети относятся к национальному мордовскому костюму. Ребята с большим удовольствием вели работу по поиску различных украшений к национальному костюму, рубах, полотенец с различными вышивками. Анализируя историю развития национального костюма мордвы, нам хочется показать причины, повлиявшие на ход перемен в костюме, от древности до настоящего времени. Мордовский национальный костюм, как предмет особой национальной гордости входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества.

Большую работу проводит музей по изучению истории и культуры родного края. Чтобы пробудить в детских душах подлинный интерес к своему Отечеству – истории, языку, культуре.

Богатая история, культурные традиции Саранска позволяют довольно часто посещать различные музейные экспозиции и выставки. Работая по одному из историко – краеведческих направлений «Наши земляки», ребята знакомятся с жизнью и творчеством художников и музыкантов, деятелей искусства и культуры.


Поисковая работа музея.

П
оисковая работа - интересное и увлекательное занятие, которое показывает, что всё больше ребят проявляет интерес к истории, совместная деятельность сплачивает их, развивает индивидуальные способности каждого ребёнка. Дети ведут активную работу по сбору, хранению и пропаганде материалов. В музее имеются материалы, посвященные истории Великой Отечественной войны.


В музее была организована выставка «Суровое лицо войны», посвящённая Дню Победы и дню рождения Н.М. Обухова. Сбор информации о жизни и творчестве скульптора – фронтовика Н.М. Обухова продолжает вестись.


Важной задачей музея является сбор материала воспоминаний ветеранов Великой отечественной войны, газетные очерки и статьи того времени. Большая работа ведется по изучению военной истории.



Все меньше остается ветеранов, но есть люди, которые продолжают их дело. Ведут пропаганду среди подрастающего поколения, рассказывают о боевых победах, о фронтовиках. Частый гость музея - Кондратьев А.И. (подполковник в отставке, член совета ветеранов). Он проводит встречи с детьми, приносит военные фотографии, книги, статьи о Великой Отечественной войне.

Все это вносит свой весомый вклад в дело гражданско – патриотического воспитания школьников, поскольку вызывает чувство уважения и гордости к ветеранам и их боевым подвигам во имя Родины.

Просветительская и методическая деятельность музея основывается на материалах экспозиции и включает в себя внедрение новых экскурсионных тем, лекционных материалов. Музей имеет большую воспитательную ценность. Он был создан в целях содействия гражданскому и патриотическому воспитанию детей, формирования у них исторического сознания, музейной культуры, а также широкого использования материалов в образовательном процессе.

Музей является хорошей образовательной базой. Искусство, художественное творчество, осуществляют формирующую и воспитательную функцию в процессе развития и становления личности. Каждая музейная экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений и чувств.

Музейное занятие (урок) выступает преимущественным направлением деятельности и является основной формой взаимодействия с учащимися школ, детских садов. Поэтому, неслучайно на базе музея регулярно проводятся внеклассные мероприятия для школьников, в виде обзорных экскурсий, лекций с элементами конкурсов и викторин, занятия по истории искусства, тематические беседы, встречи и консультации со специалистами; работа с литературой, с источниками, документами, посещение музеев, выставок, библиотек, творческие встречи с интересными людьми, беседы, акции, «Уроки мужества», праздники, посвященные памятным датам.













2.2Выставки и экспозиции музея.

Выставка «Суровое лицо войны».

Выставка представлена произведениями скульптора – фронтовика, заслуженного художника Мордовии Н.М.Обухова.

Прославляя величие духа нашего народа, победившего фашизм, Н.М. Обухов создал целый ряд мемориальных скульптур.

Н иколай Михайлович Обухов создал немало скульптур.

В основном - на военную тему. Памятники павшим в боях Великой Отечественной, сделанные по его проекту и при его участии, можно увидеть во многих городах и селах Мордовии.

Н.М. Обухов - человек сильной воли, большого таланта. Он, как и поколение его ровесников, со школьной скамьи шагнул в войну. В год начала великой битвы за свободу Отечества ему испол­нилось 17 лет. Участвовал в Курской битве, форсировал Днепр, освобождал Чехословакию. Был старшим сержантом – командиром орудия (пулеметчиком). Награжден медалью «За победу над Германией».

Н.М.Обухов стал, пожалуй, единственным художником-фронтовиком, уроженцем Мордовии, который последовательно воплотил в своем творчестве тему войны в образе солдата. Ему посвящена целая глава в изобразительной летописи Великой Отечественной войны в мордовском искусстве. Обухову принадлежат многочисленные памятники и обелиски, посвященные войне и сооруженные в районах республики. Пережив трагические годы на фронтах, Н.М.Обухов сумел «переплавить» весь свой нелегкий эмоциональный опыт в художественные образы, создав по-настоящему монументальные по форме и торжественно-драматичные по звучанию произведения, согретые личными переживаниями автора-фронтовика.


Т ематическая выставка «Тавлинская деревянная игрушка».

Выставка представлена деревянными скульптурами мастеров Подлесной Тавлы. Благодаря уникальным резным деревянным игрушкам, тавлинские мастера широко прославились во всем мире.

Работы мастеров - резчиков находятся не только в нашем музее, но и в музеях городов С-Петербурга, Москвы, Ижевска, Суздаля, Хельсинки, Таллина. Они неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках (в Венгрии, Чехословакии, Индии, Финляндии, Японии, США); удостоены различных наград.

Живет и развивается прекрасное искусство деревянной резьбы, созданное эн-тузиазмом замечательного художника и учителя Николая Ивановича Мастина. Это искусство утверждает гуманизм, подлинное творчество, коллективизм, и нет этому делу конца, как нет конца настоящему творчеству.

Я думаю, что каждый из нас может гордиться тем, что мы живем в республике, которая богата такими талантами.

П одлинные произведения живописи и графики ведущих художников МордовииИ.И.Коровин «Старый Саранск».



















В.Д. Илюхин «Портрет С.Д. Эрьзи»









В
.Д. Илюхин «Полдень»



В.Д. Илюхин «Девочка в синем платье»




Н
.П. Рожков «Багрянец осени», «Колокольчики»

Р

аботы В.В. Попкова «В летний день», «Портрет Н.М. Обухова», скульптура Н.М. Обухова «В.В.Попков».

Тематическая выставка «Мир народной игрушки».

В

ыставка представлена экспонатами декоративно - прикладного и народного искусства.




Тематическая выставка «Русские самовары».




«Мордовский национальный костюм».



  1. III. Заключение

Музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Материал для музея собирают все: педагоги дополнительного образования, дети и родители. Главное отличие музея от других образовательных центров – его возможность воспитательного воздействия на учащихся, независимо от возраста. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

Я думаю, что подготовленный материал, будет полезен для дальнейшей просветительской работы среди учащихся, с целью воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за нашу малую Родину.











IV. Список используемых источников


1.Все о Мордовии: Энциклопедический справочник. - Саранск: Мордов. кн. изд.- во, 1997.

2.КрыгановаА.А. Обухов н.М. Скульптура. Живопись. – Саранск: «Республиканская типография «Красный Октябрь»», 2006

3. Костина Е.М. Изобразительное искусство Советской Мордовии: Альбом. - Саранск : Мордов. кн. изд.- во, 1978.

4.Сурина М.И. Обухов Николай Михайлович / История Мордовии в лицах. Биографический сборник – Саранск: Мордов. кн. изд-во.1997

5.Сериков Б.И. И оживет камень / «Сов. Мордовия». - 1984

6. http://strannik-lit.ru "И подвиг их живет в людских сердцах..."





26



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее