Проблемы развития регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ и их возможное решение
Регулятивные универсальные учебные действия
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Волевая саморегуляция
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
Проблемы детей с ОВЗ и их возможное решение
- Л.С.Выготский подчеркивал, что дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность, испытывают трудности в планировании; им недоступна оценка результатов, отмечается нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности.
Затруднения и их коррекция
- Неумение включиться в учебную работу
Создать мотивационные условия, заинтересовать, опираясь на личностные интересы.
- Неспособность самостоятельно начать выполнять задания.
Подсказывать, как это делается.
- Неготовность выполнять задания без пошаговой инструкции и помощи.
Создание алгоритмов и памяток
- Непонимание, неумение выполнять многокомпонентные задания.
Разделять такие задания на несколько простых и инструктировать о ходе выполнения
- Недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов.
«Оттачивать» навыки применения алгоритмов путем их повторения
- Неумение пользоваться полученными знаниями, умениями при решении стандартных практических задач.
Совместная деятельность.
- Неполное выполнение задания.
Контроль выполнения с оказанием направляющей помощи.
- Неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее.
Давать эталоны для сравнения.
- Неумение применять знания в нестандартной ситуации.
Создать условия с опорой на жизненный опыт.
Особенности взаимодействия
- Непонимание и неготовность услышать учителя.
Создание ситуаций успеха.
- Эгоцентричность, неумение общаться, тревожность, неадекватная самооценка.
Перевод негатива во взаимоотношения, для групповой работы –по признаку психологической совместимости.
Психологические трудности
- Неумение организовать свою работу.
Развивать регулятивные УУД;
Обучать ставить цели, планировать и реализовывать план, оценивать свои результаты, исправлять ошибки
- Повышенная истощаемость.
Переключать с одного вида деятельности на другой;
индивидуальные памятки;
интересные виды заданий.
- Низкая работоспособность
Приспосабливать темп изучения и методы обучения.
- Слабость воли.
Показывать возможности достижения положительных результатов
Оценивать успешность обучения ребенка
- Психоподобное поведение
Будьте готовы к таким проявлениям, нивелируйте такое поведение индивидуально
- Ограниченный запас общих представлений
Индивидуальный подход(пробелы в знаниях, дополнительные задания, наглядность, индивидуальные карточки)
- Бедный словарный запас
Требование полных аргументированных ответов.
- Низкий уровень развития восприятия
При постановке задач-инструктаж по выполнению работы;
проверка результативности;
коррекция недочетов;
различные виды деятельности;
использование алгоритмов.
- Неполноценность зрительного и слухового восприятия.
Использование различных средств обучения;
использовать упражнения, физкультминутки.
- Внимание неустойчиво, низкая концентрация трудности переключения.
Рациональное использование наглядности;
четкие моменты переключения с одного вида деятельности на другой.
- Низкий уровень самоконтроля.
- Развивать у детей потребность осознанное отношение к выполняемой работе;
добиваться , чтобы ученики научились находить ошибки в собственных работах;
самопроверка и взаимопроверка.
Рекомендации для развития УУД у учащихся с ОВЗ
- Последовательность
- Этапность
- Системность
- Конкректность
- Дозированность
- Переключаемость
- Мотивация
- Опора на продуктивные виды деятельности
- Закрепление
- Постоянное оценивание действий и результатов
Спасибо за внимание!