
Проблемы развития регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ и их возможное решение

Регулятивные универсальные учебные действия
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Волевая саморегуляция
- Контроль
- Коррекция
- Оценка

Проблемы детей с ОВЗ и их возможное решение
- Л.С.Выготский подчеркивал, что дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность, испытывают трудности в планировании; им недоступна оценка результатов, отмечается нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности.


Затруднения и их коррекция
- Неумение включиться в учебную работу
Создать мотивационные условия, заинтересовать, опираясь на личностные интересы.

- Неспособность самостоятельно начать выполнять задания.
Подсказывать, как это делается.

- Неготовность выполнять задания без пошаговой инструкции и помощи.
Создание алгоритмов и памяток

- Непонимание, неумение выполнять многокомпонентные задания.
Разделять такие задания на несколько простых и инструктировать о ходе выполнения

- Недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов.
«Оттачивать» навыки применения алгоритмов путем их повторения

- Неумение пользоваться полученными знаниями, умениями при решении стандартных практических задач.
Совместная деятельность.

- Неполное выполнение задания.
Контроль выполнения с оказанием направляющей помощи.

- Неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее.
Давать эталоны для сравнения.

- Неумение применять знания в нестандартной ситуации.
Создать условия с опорой на жизненный опыт.

Особенности взаимодействия
- Непонимание и неготовность услышать учителя.
Создание ситуаций успеха.

- Эгоцентричность, неумение общаться, тревожность, неадекватная самооценка.
Перевод негатива во взаимоотношения, для групповой работы –по признаку психологической совместимости.

Психологические трудности
- Неумение организовать свою работу.
Развивать регулятивные УУД;
Обучать ставить цели, планировать и реализовывать план, оценивать свои результаты, исправлять ошибки

- Повышенная истощаемость.
Переключать с одного вида деятельности на другой;
индивидуальные памятки;
интересные виды заданий.

- Низкая работоспособность
Приспосабливать темп изучения и методы обучения.

- Слабость воли.
Показывать возможности достижения положительных результатов
Оценивать успешность обучения ребенка

- Психоподобное поведение
Будьте готовы к таким проявлениям, нивелируйте такое поведение индивидуально

- Ограниченный запас общих представлений
Индивидуальный подход(пробелы в знаниях, дополнительные задания, наглядность, индивидуальные карточки)

- Бедный словарный запас
Требование полных аргументированных ответов.

- Низкий уровень развития восприятия
При постановке задач-инструктаж по выполнению работы;
проверка результативности;
коррекция недочетов;
различные виды деятельности;
использование алгоритмов.

- Неполноценность зрительного и слухового восприятия.
Использование различных средств обучения;
использовать упражнения, физкультминутки.

- Внимание неустойчиво, низкая концентрация трудности переключения.
Рациональное использование наглядности;
четкие моменты переключения с одного вида деятельности на другой.

- Низкий уровень самоконтроля.
- Развивать у детей потребность осознанное отношение к выполняемой работе;
добиваться , чтобы ученики научились находить ошибки в собственных работах;
самопроверка и взаимопроверка.

Рекомендации для развития УУД у учащихся с ОВЗ
- Последовательность
- Этапность
- Системность
- Конкректность
- Дозированность
- Переключаемость
- Мотивация
- Опора на продуктивные виды деятельности

- Закрепление
- Постоянное оценивание действий и результатов

Спасибо за внимание!