![Презентация по литературе к изучению рассказа А.Куприна «Белый пудель»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_0.jpg)
Презентация по литературе
к изучению рассказа А.Куприна «Белый пудель»
![В мире красоты и добра… По рассказу А.Куприна «Белый пудель».](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_1.jpg)
В мире красоты и добра…
По рассказу А.Куприна «Белый пудель».
![Актуализация знаний. -Какое произведение о собаке вы уже изучали? -Что вам особенно запомнилось из рассказа? -Какая тема этого произведения? -Л.Андреев пишет:«Дачники были очень добрыми людьми..». Это сказано серьезно или с иронией? Обоснуйте свое мнение.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_2.jpg)
Актуализация знаний.
-Какое произведение о собаке вы уже изучали?
-Что вам особенно запомнилось из рассказа?
-Какая тема этого произведения?
-Л.Андреев пишет:«Дачники были очень добрыми людьми..». Это сказано серьезно или с иронией? Обоснуйте свое мнение.
![Постановка учебной задачи -Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке? -Какие цели мы поставим перед собой и какие задачи мы должны решить?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_3.jpg)
Постановка учебной задачи
-Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
-Какие цели мы поставим перед собой и какие задачи мы должны решить?
![Борьба Добра и Зла в мире Сегодня мы продолжим разговор о добром отношении друг к другу и животному миру, к окружающей нас среде. Рассказ «Белый пудель»- это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах: что такое добро и что такое зло?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_4.jpg)
Борьба Добра и Зла в мире
Сегодня мы продолжим разговор о добром отношении друг к другу и животному миру, к окружающей нас среде.
Рассказ «Белый пудель»- это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах: что такое добро и что такое зло?
![Работа с текстом -С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_5.jpg)
Работа с текстом
-С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?
- В чем заключалась работа пуделя-артиста?
- -Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?
![Их объединила жизнь… -Что мы узнаем о жизни Сережи и дедушки до того, как они объединились в маленькую бродячую труппу? -Какие отношения сложились между ними? Почему?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_6.jpg)
Их объединила жизнь…
-Что мы узнаем о жизни Сережи и дедушки до того, как они объединились в маленькую бродячую труппу?
-Какие отношения сложились между ними? Почему?
![Сережа обижен судьбой: до семи лет он находился у забулдыги-сапожника, потом был актером бродячей труппы. Но судьба подарила мальчику встречу с дедушкой,заботливым, добрым человеком, благодаря которому он научился честно зарабатывать на хлеб свой насущный, а к 12 годам уже владел приемами заправского акробата.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_7.jpg)
Сережа обижен судьбой: до семи лет он находился у забулдыги-сапожника, потом был актером бродячей труппы.
Но судьба подарила мальчику встречу с дедушкой,заботливым, добрым человеком, благодаря которому он научился честно зарабатывать на хлеб свой насущный, а к 12 годам уже владел приемами заправского акробата.
![Эпизод «На даче «Дружба» -Из-за чего возник конфликт? -Какова роль матери и Трилли в этой ситуации? -Какое предложение сделала дедушке красивая дама? -Почему дедушка отказался? -Оправдывают ли обитатели дачи ее название?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_8.jpg)
Эпизод «На даче «Дружба»
-Из-за чего возник конфликт?
-Какова роль матери и Трилли в этой ситуации?
-Какое предложение сделала дедушке красивая дама?
-Почему дедушка отказался?
-Оправдывают ли обитатели дачи ее название?
![Анализ эпизода… -Какому эпизоду рассказа соответствует эта иллюстрация? -Найдите в главе 6 слова и словосочетания, раскрывающие переживания Сережи. -Какие чувства борются в нем? -Как характеризует мальчика его поведение в эту ночь?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_9.jpg)
Анализ эпизода…
-Какому эпизоду рассказа соответствует эта иллюстрация?
-Найдите в главе 6 слова и словосочетания, раскрывающие переживания Сережи.
-Какие чувства борются в нем?
-Как характеризует мальчика его поведение в эту ночь?
![Составление кластера. Сережа Трилли Мартын Лодыжкин Пудель Арто дворник барыня Какие человеческие качества героев рассказа высвечивает их отношение к собаке?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_10.jpg)
Составление кластера.
Сережа
Трилли
Мартын Лодыжкин
Пудель Арто
дворник
барыня
Какие человеческие качества героев рассказа высвечивает их отношение к собаке?
![Вывод по кластеру Отношение к белому пуделю героев произведения позволило Куприну показать их достоинства и недостатки: неподкупность Лодыжкина, смелость Сережи, преступность дворника, безнравственность обитателей дачи «Дружба».](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_11.jpg)
Вывод по кластеру
Отношение к белому пуделю героев произведения позволило Куприну показать их достоинства и недостатки: неподкупность Лодыжкина, смелость Сережи, преступность дворника, безнравственность обитателей дачи «Дружба».
![Сравнительная характеристика героев. Работа в парах -В рассказе изображены 2 мальчика. Чем отличаются они друг от друга по характеру, поведению и поступками? - Как воспитывает Трилли его мать, и как приобщает к жизни Сережу дедушка Лодыжкин?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_12.jpg)
Сравнительная характеристика героев. Работа в парах
-В рассказе изображены 2 мальчика. Чем отличаются они друг от друга по характеру, поведению и поступками?
- Как воспитывает Трилли его мать, и как приобщает к жизни Сережу дедушка Лодыжкин?
![Работа над выразительностью речи -Объясните роль сравнений.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_13.jpg)
Работа над выразительностью речи
-Объясните роль сравнений.
- На террасу из внутренних комнат выскочил, как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти.
- Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины.
![Яркая роскошь южной природы Крыма -Где происходят описанные события? -Какой предстает природа Крыма в рассказе? Работа в парах -Найдите описания природы во 2, 3 и 6 главе, подготовьте выразительное чтение. -Чьими глазами увидена природа? Докажите.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_14.jpg)
Яркая роскошь южной природы Крыма
-Где происходят описанные события?
-Какой предстает природа Крыма в рассказе?
Работа в парах
-Найдите описания природы во 2, 3 и 6 главе, подготовьте выразительное чтение.
-Чьими глазами увидена природа? Докажите.
![Выступления групп Какие чувства вызывают картины южной природы в Сереже и дедушке Лодыжкине? Как эти чувства характеризуют каждого из них? Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым. Какой вы увидели крымскую природу? Каким человеком можно стать, находясь в мире такой красоты? Каким стал Сережа?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_15.jpg)
Выступления групп
Какие чувства вызывают картины южной природы в Сереже и дедушке Лодыжкине?
Как эти чувства характеризуют каждого из них?
Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым. Какой вы увидели крымскую природу?
Каким человеком можно стать, находясь в мире такой красоты?
Каким стал Сережа?
![Вывод о роли пейзажа Природа для Куприна является воплощением красоты и естественности. В пейзажных описаниях писатель передает свое представление о добре, красоте, гармонии жизни. Южная природа в рассказе восхищает своей роскошью, экзотической красотой впервые попавшего в Крым героя рассказа.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_16.jpg)
Вывод о роли пейзажа
Природа для Куприна является воплощением красоты и естественности. В пейзажных описаниях писатель передает свое представление о добре, красоте, гармонии жизни. Южная природа в рассказе восхищает своей роскошью, экзотической красотой впервые попавшего в Крым героя рассказа.
![Синквейн как прием характеристики героя Лодыжкин Неподкупный, гордый Жалеет, сочувствует, помогает «Не все продается, что покупается!» Благородство Сережа Работящий, смелый Трудится, любит, спасает Друг познается в беде! Верность](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_17.jpg)
Синквейн как прием характеристики героя
Лодыжкин
Неподкупный, гордый
Жалеет, сочувствует, помогает
«Не все продается, что покупается!»
Благородство
Сережа
Работящий, смелый
Трудится, любит, спасает
Друг познается в беде!
Верность
![Основная идея рассказа](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_18.jpg)
Основная идея рассказа
- Куприн учит читателей быть человечными, добрыми по отношению друг к другу и к животным, в таком мире нет места черствости и бездушию людей.
![Этап рефлексии 1.В чем состояла задача сегодняшнего урока? 2.Можно ли считать рассказ Куприна только повествованием о собаке? 3.Помог ли Куприну пудель Арто объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость? 4.Каким человеком помогает стать мир красоты и добра?](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_19.jpg)
Этап рефлексии
1.В чем состояла задача сегодняшнего урока?
2.Можно ли считать рассказ Куприна только повествованием о собаке?
3.Помог ли Куприну пудель Арто объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?
4.Каким человеком помогает стать мир красоты и добра?
![Информация о домашнем задании 1.Написать мини-сочинение по теме: «Какие человеческие качества героев рассказа высвечивает их отношение к собаке?» 2.Составьте план эпизода «Сергей спасает белого пуделя.» 3.Создать презентацию «Природа Крыма глазами русских художников»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_20.jpg)
Информация о домашнем задании
1.Написать мини-сочинение по теме: «Какие человеческие качества героев рассказа высвечивает их отношение к собаке?»
2.Составьте план эпизода «Сергей спасает белого пуделя.»
3.Создать презентацию «Природа Крыма глазами русских художников»
![- Сегодня я узнал… – Было интересно… – Урок дал мне для жизни… – На уроке я работал… – Своей работой на уроке я… – Мое настроение…](http://fsd.compedu.ru/html/2023/02/15/i_63ec75e7d2b97/img_phpe5YzBX_Prezentaciya-po-literature-k-izucheniyu-v-5-klasse-rasskaza-A.Kuprina-Belyj-pudel_21.jpg)
- - Сегодня я узнал…
- – Было интересно…
- – Урок дал мне для жизни…
- – На уроке я работал…
- – Своей работой на уроке я…
- – Мое настроение…