
Презентация по литературе
к изучению рассказа А.Куприна «Белый пудель»

В мире красоты и добра…
По рассказу А.Куприна «Белый пудель».

Актуализация знаний.
-Какое произведение о собаке вы уже изучали?
-Что вам особенно запомнилось из рассказа?
-Какая тема этого произведения?
-Л.Андреев пишет:«Дачники были очень добрыми людьми..». Это сказано серьезно или с иронией? Обоснуйте свое мнение.

Постановка учебной задачи
-Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
-Какие цели мы поставим перед собой и какие задачи мы должны решить?

Борьба Добра и Зла в мире
Сегодня мы продолжим разговор о добром отношении друг к другу и животному миру, к окружающей нас среде.
Рассказ «Белый пудель»- это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах: что такое добро и что такое зло?

Работа с текстом
-С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?
- В чем заключалась работа пуделя-артиста?
- -Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

Их объединила жизнь…
-Что мы узнаем о жизни Сережи и дедушки до того, как они объединились в маленькую бродячую труппу?
-Какие отношения сложились между ними? Почему?

Сережа обижен судьбой: до семи лет он находился у забулдыги-сапожника, потом был актером бродячей труппы.
Но судьба подарила мальчику встречу с дедушкой,заботливым, добрым человеком, благодаря которому он научился честно зарабатывать на хлеб свой насущный, а к 12 годам уже владел приемами заправского акробата.

Эпизод «На даче «Дружба»
-Из-за чего возник конфликт?
-Какова роль матери и Трилли в этой ситуации?
-Какое предложение сделала дедушке красивая дама?
-Почему дедушка отказался?
-Оправдывают ли обитатели дачи ее название?

Анализ эпизода…
-Какому эпизоду рассказа соответствует эта иллюстрация?
-Найдите в главе 6 слова и словосочетания, раскрывающие переживания Сережи.
-Какие чувства борются в нем?
-Как характеризует мальчика его поведение в эту ночь?

Составление кластера.
Сережа
Трилли
Мартын Лодыжкин
Пудель Арто
дворник
барыня
Какие человеческие качества героев рассказа высвечивает их отношение к собаке?

Вывод по кластеру
Отношение к белому пуделю героев произведения позволило Куприну показать их достоинства и недостатки: неподкупность Лодыжкина, смелость Сережи, преступность дворника, безнравственность обитателей дачи «Дружба».

Сравнительная характеристика героев. Работа в парах
-В рассказе изображены 2 мальчика. Чем отличаются они друг от друга по характеру, поведению и поступками?
- Как воспитывает Трилли его мать, и как приобщает к жизни Сережу дедушка Лодыжкин?

Работа над выразительностью речи
-Объясните роль сравнений.
- На террасу из внутренних комнат выскочил, как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти.
- Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины.

Яркая роскошь южной природы Крыма
-Где происходят описанные события?
-Какой предстает природа Крыма в рассказе?
Работа в парах
-Найдите описания природы во 2, 3 и 6 главе, подготовьте выразительное чтение.
-Чьими глазами увидена природа? Докажите.

Выступления групп
Какие чувства вызывают картины южной природы в Сереже и дедушке Лодыжкине?
Как эти чувства характеризуют каждого из них?
Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым. Какой вы увидели крымскую природу?
Каким человеком можно стать, находясь в мире такой красоты?
Каким стал Сережа?

Вывод о роли пейзажа
Природа для Куприна является воплощением красоты и естественности. В пейзажных описаниях писатель передает свое представление о добре, красоте, гармонии жизни. Южная природа в рассказе восхищает своей роскошью, экзотической красотой впервые попавшего в Крым героя рассказа.

Синквейн как прием характеристики героя
Лодыжкин
Неподкупный, гордый
Жалеет, сочувствует, помогает
«Не все продается, что покупается!»
Благородство
Сережа
Работящий, смелый
Трудится, любит, спасает
Друг познается в беде!
Верность

Основная идея рассказа
- Куприн учит читателей быть человечными, добрыми по отношению друг к другу и к животным, в таком мире нет места черствости и бездушию людей.

Этап рефлексии
1.В чем состояла задача сегодняшнего урока?
2.Можно ли считать рассказ Куприна только повествованием о собаке?
3.Помог ли Куприну пудель Арто объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?
4.Каким человеком помогает стать мир красоты и добра?

Информация о домашнем задании
1.Написать мини-сочинение по теме: «Какие человеческие качества героев рассказа высвечивает их отношение к собаке?»
2.Составьте план эпизода «Сергей спасает белого пуделя.»
3.Создать презентацию «Природа Крыма глазами русских художников»

- - Сегодня я узнал…
- – Было интересно…
- – Урок дал мне для жизни…
- – На уроке я работал…
- – Своей работой на уроке я…
- – Мое настроение…