«Осенний фестиваль знаний 2024»

Презентация «Обучение смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе»

Мне хотелось бы поделиться с коллегами приёмами игрового сопровождения работы с текстом. Эти приёмы могут быть использованы как в период обучения грамоте, так и на более старших ступенях обучения. С этой практикой мне посчастливилось познакомиться, участвуя в сетевой методической мастерской «Смысловое чтение как метапредметный результат образования» на сайте http://net-edu.ru. Также этот материал был опубликован в журнале «Управления начальной школой» (12/2014), в статье «Игровое сопровождение работы с текстом в процессе обучения грамоте» Авторы: Е.В. Бережных, Н.Л. Гашкова. Вашему вниманию я предлагают несколько приемов игрового сопровождения работы младших школьников с текстом:

  • чтение с хлопками;
  • чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки;
  • чтение слов с повтором;
  • выбрасывание кулачков;
  • чтение с выделением ключевого по смыслу слова;
  • чтение «половины» каждого слова;
  • чтение текста с добавлением слов;
  • чтение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного текста на синонимичные конструкции (работа с контекстуальными синонимами).

Все эти приемы я изучила и реализовала на практике.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Районный семинар учителей начальных классов

Районный семинар учителей начальных классов "Применение современных образовательных технологий на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе " Мастер – класс на тему: «Обучение смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе»

Батырева Наталья Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Тюльганская СОШ №1»

Почему сегодня мы стоим перед необходимостью разработки и применения новых подходов к   обучению чтению?

Почему сегодня мы стоим перед необходимостью разработки и применения новых подходов к обучению чтению?

  • Происходят глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.
Почему сегодня мы стоим перед необходимостью разработки и применения новых подходов к   обучению чтению?

Почему сегодня мы стоим перед необходимостью разработки и применения новых подходов к обучению чтению?

  • Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать .
Почему сегодня актуальны разработка и применения новых подходов к   обучению чтению?

Почему сегодня актуальны разработка и применения новых подходов к обучению чтению?

  • Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду» - заявил в одном из своих выступлений Президент РФ В.В.Путин
Почему сегодня мы стоим перед необходимостью разработки и применения новых подходов к   обучению чтению?  По результатам международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

Почему сегодня мы стоим перед необходимостью разработки и применения новых подходов к обучению чтению?

По результатам международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

  • - не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • - не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • - не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
  • - не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
  • - не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
  • - не могут учесть точку зрения или знания адресата;
  • - не могут определить замысел и цели автора текста.
Каковы причины стойкого неприятия  читательской деятельности младших школьников?   изменение роли книги в обществе - исчезли традиции семейного чтения

Каковы причины стойкого неприятия читательской деятельности младших школьников?

  • изменение роли книги в обществе

- исчезли традиции семейного чтения

  • отсутствие духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
  • снижение интеллектуальных способностей и здорового познавательного интереса у старших дошкольников
  • сужение литературного кругозора
  • обеднение словарного запаса ребёнка
  • отсутствие мотивации в освоении литературной речи
  • технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС НОО фактически отсутствовали
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.  Его цель -  максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Его цель - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Приемы игрового сопровождения работы младших школьников с текстом:

Приемы игрового сопровождения работы младших школьников с текстом:

  • чтение с хлопками;
  • чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки;
  • чтение слов с повтором;
  • выбрасывание кулачков;
  • чтение с выделением ключевого по смыслу слова;
  • чтение «половины» каждого слова;
  • чтение текста с добавлением слов;
  • чтение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного текста на синонимичные конструкции (работа с контекстуальными синонимами)
Чтение с хлопками

Чтение с хлопками

Чтение с повтором

Чтение с повтором

Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в предложении

Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в предложении

Чтение половины  каждого слова в предложении Чтение текста  с добавлением слов

Чтение половины каждого слова в предложении

Чтение текста

с добавлением слов

Чтение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного текста на синонимичные конструкции  (работа с контекстуальными синонимами)

Чтение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного текста на синонимичные конструкции (работа с контекстуальными синонимами)

Умение читать сегодня не сводится лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека , которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения  (Г. С. Ковалѐва, Э. А. Красновский, 2004)

Умение читать сегодня не сводится лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека , которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалѐва, Э. А. Красновский, 2004)

Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

«Уважаемый учитель!  ... помогайте ученикам стать людьми….  Чтение, письмо, математика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ!

«Уважаемый учитель! ... помогайте ученикам стать людьми…. Чтение, письмо, математика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ!

Спасибо за внимание!  Желаю всем успехов!

Спасибо за внимание!

Желаю

всем успехов!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее