Технология развития критического мышления
Определение
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.
История
Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
История
С 1996г. технология развития критического мышления распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Ученик действует по принципу
Я учусь!
Меня учат
Ученики становятся главными действующими лицами урока.
Признаки критического мышления
Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Ведущие целевые ориентации
Мотивация к учению.
Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.
Развитие рефлексивного мышления.
Формирование обобщений.
Цель применения технологии
Научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.
Функции технологии развития критического мышления
Формирует самостоятельное мышление.
Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик».
Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
Восприятие нового – смысловая стадия.
Присвоение информации – стадия рефлексии.
Подготовительный этап – стадия вызова.
Функции стадии вызова
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);
- информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме;
- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Стадия вызова
Деятельность учителя - направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Деятельность учащегося - ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Приёмы и методы
- рассказ – предложение по ключевым словам;
- систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Функции стадии осмысления содержания
- информационная (получение новой информации по теме);
- систематизационная (классификация полученной информации);
- мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Стадия осмысления содержания
Деятельность учителя - направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся - ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Приёмы и методы
- маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях);
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Функции стадии рефлексии
- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
- информационная (приобретение нового знания);
- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Стадия рефлексии
Деятельность учителя - учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения и дополнения; дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся - учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Приёмы и методы
- заполнение кластеров, таблиц;
- установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- написание творческих работ;
- организация различных видов дискуссий.
Развиваются навыки работы с большим объёмом информации и умение интегрировать информацию.
Развивается системное логическое мышление.
Преимущества технологии развития критического мышления
Развиваются творческие и аналитические способности.
Повышается ответственность за качество собственного образования.
Формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно.
Формируется умение эффективно работать с другими людьми
Вывод
Критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом, поскольку трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока.
Спасибо за внимание!