«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация на тему "Технология развития критического мышления"

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технология развития  критического мышления

Технология развития критического мышления

Определение Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

Определение

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

История Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

История

Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

История С 1996г. технология развития критического мышления распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

История

С 1996г. технология развития критического мышления распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Ученик действует по принципу Я учусь! Меня учат Ученики становятся главными действующими лицами урока.

Ученик действует по принципу

Я учусь!

Меня учат

Ученики становятся главными действующими лицами урока.

Признаки критического мышления Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Признаки критического мышления

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление есть мышление социальное.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Ведущие целевые ориентации Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.

Ведущие целевые ориентации

Мотивация к учению.

Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.

Развитие рефлексивного мышления.

Формирование обобщений.

Цель применения технологии Научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

Цель применения технологии

Научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

Функции технологии развития критического мышления Формирует самостоятельное мышление. Вооружает методами и способами самостоятельной работы. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик». Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Функции технологии развития критического мышления

Формирует самостоятельное мышление.

Вооружает методами и способами самостоятельной работы.

Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик».

Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока: Восприятие нового – смысловая стадия. Присвоение информации – стадия рефлексии. Подготовительный этап – стадия вызова.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

Восприятие нового – смысловая стадия.

Присвоение информации – стадия рефлексии.

Подготовительный этап – стадия вызова.

Функции стадии вызова

Функции стадии вызова

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);
  • информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме;
  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Стадия вызова Деятельность учителя - направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Деятельность учащегося - ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Стадия вызова

Деятельность учителя - направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Деятельность учащегося - ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Приёмы и методы рассказ – предложение по ключевым словам; систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Приёмы и методы

  • рассказ – предложение по ключевым словам;
  • систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Функции стадии осмысления содержания

Функции стадии осмысления содержания

  • информационная (получение новой информации по теме);
  • систематизационная (классификация полученной информации);
  • мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Стадия осмысления содержания Деятельность учителя - направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Деятельность учащихся - ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Стадия осмысления содержания

Деятельность учителя - направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся - ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Приёмы и методы

Приёмы и методы

  • маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях);
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Функции стадии рефлексии

Функции стадии рефлексии

  • коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
  • информационная (приобретение нового знания);
  • мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
  • оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Стадия рефлексии Деятельность учителя - учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения и дополнения; дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся - учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Стадия рефлексии

Деятельность учителя - учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения и дополнения; дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся - учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Приёмы и методы

Приёмы и методы

  • заполнение кластеров, таблиц;
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • написание творческих работ;
  • организация различных видов дискуссий.
Развиваются навыки работы с большим объёмом информации и умение интегрировать информацию. Развивается системное логическое мышление. Преимущества технологии развития критического мышления Развиваются творческие и аналитические способности. Повышается ответственность за качество собственного образования. Формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно. Формируется умение эффективно работать с другими людьми

Развиваются навыки работы с большим объёмом информации и умение интегрировать информацию.

Развивается системное логическое мышление.

Преимущества технологии развития критического мышления

Развиваются творческие и аналитические способности.

Повышается ответственность за качество собственного образования.

Формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно.

Формируется умение эффективно работать с другими людьми

Вывод Критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом, поскольку трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока.

Вывод

Критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом, поскольку трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее