![Технология развития критического мышления](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_0.jpg)
Технология развития критического мышления
![Определение Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_1.jpg)
Определение
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.
![История Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_2.jpg)
История
Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
![История С 1996г. технология развития критического мышления распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_3.jpg)
История
С 1996г. технология развития критического мышления распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
![Ученик действует по принципу Я учусь! Меня учат Ученики становятся главными действующими лицами урока.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_4.jpg)
Ученик действует по принципу
Я учусь!
Меня учат
Ученики становятся главными действующими лицами урока.
![Признаки критического мышления Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_5.jpg)
Признаки критического мышления
Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
![Ведущие целевые ориентации Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_6.jpg)
Ведущие целевые ориентации
Мотивация к учению.
Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.
Развитие рефлексивного мышления.
Формирование обобщений.
![Цель применения технологии Научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_7.jpg)
Цель применения технологии
Научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.
![Функции технологии развития критического мышления Формирует самостоятельное мышление. Вооружает методами и способами самостоятельной работы. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик». Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_8.jpg)
Функции технологии развития критического мышления
Формирует самостоятельное мышление.
Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик».
Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
![Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока: Восприятие нового – смысловая стадия. Присвоение информации – стадия рефлексии. Подготовительный этап – стадия вызова.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_9.jpg)
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
Восприятие нового – смысловая стадия.
Присвоение информации – стадия рефлексии.
Подготовительный этап – стадия вызова.
![Функции стадии вызова](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_10.jpg)
Функции стадии вызова
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);
- информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме;
- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
![Стадия вызова Деятельность учителя - направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Деятельность учащегося - ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_11.jpg)
Стадия вызова
Деятельность учителя - направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Деятельность учащегося - ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
![Приёмы и методы рассказ – предложение по ключевым словам; систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_12.jpg)
Приёмы и методы
- рассказ – предложение по ключевым словам;
- систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
![Функции стадии осмысления содержания](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_13.jpg)
Функции стадии осмысления содержания
- информационная (получение новой информации по теме);
- систематизационная (классификация полученной информации);
- мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
![Стадия осмысления содержания Деятельность учителя - направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Деятельность учащихся - ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_14.jpg)
Стадия осмысления содержания
Деятельность учителя - направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся - ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
![Приёмы и методы](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_15.jpg)
Приёмы и методы
- маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях);
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
![Функции стадии рефлексии](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_16.jpg)
Функции стадии рефлексии
- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
- информационная (приобретение нового знания);
- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
![Стадия рефлексии Деятельность учителя - учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения и дополнения; дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся - учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_17.jpg)
Стадия рефлексии
Деятельность учителя - учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения и дополнения; дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся - учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
![Приёмы и методы](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_18.jpg)
Приёмы и методы
- заполнение кластеров, таблиц;
- установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- написание творческих работ;
- организация различных видов дискуссий.
![Развиваются навыки работы с большим объёмом информации и умение интегрировать информацию. Развивается системное логическое мышление. Преимущества технологии развития критического мышления Развиваются творческие и аналитические способности. Повышается ответственность за качество собственного образования. Формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно. Формируется умение эффективно работать с другими людьми](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_19.jpg)
Развиваются навыки работы с большим объёмом информации и умение интегрировать информацию.
Развивается системное логическое мышление.
Преимущества технологии развития критического мышления
Развиваются творческие и аналитические способности.
Повышается ответственность за качество собственного образования.
Формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно.
Формируется умение эффективно работать с другими людьми
![Вывод Критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом, поскольку трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_20.jpg)
Вывод
Критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом, поскольку трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока.
![Спасибо за внимание!](http://fsd.compedu.ru/html/2018/06/22/i_5b2d1a1a09d83/img_phpvUWjkr_Tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya_21.jpg)
Спасибо за внимание!