Анализ и самоанализ урока по ФГОС
Системно-деятельностный подход
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего учить ?
Ценности
образования
Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.
Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” .
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
По каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
На уроке фокусируется деятельность педагога
Реальная ценность урока —
его результат;
степень усвоения материала учениками.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
Цель анализа
Выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке
поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся
приводят или не приводят
к позитивным результатам
Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности
Изменения, связанные с введением ФГОС
Сочетание традиционных и принципиально новых аспектов
- Формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников
- Создание подготовленной информационно-образовательной среды
- Эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия)
Основа:
- самоанализ урока в инновационном режиме,
- критерии технологической компетентности
Критерии технологической компетентности
- Точность и конкретность формулирования цели и задач деятельности.
- Оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных результатов.
- Достаточность выбранного содержания для реализации деятельности, обеспечивающей запланированный результат.
- Адекватность и целесообразность применяемых интерактивных методов, приёмов и форм.
- Соответствие реальных, «видимых» результатов цели и учебным задачам проекта.
Применяемые виды самоанализа урока:
Краткий анализ —
проводится
сразу после урока . Анализирующий оценивает выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым. Структура анализа свободная.
Структурный
анализ –
является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока
Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: реализации системно – деятельностного подхода, личностно – ориентированного подхода, формированию универсальных учебных действий, реализации содержательной и деятельностной целей урока, применяемым технологиям обучения, психолого – педагогической характеристике урока. Структура анализа свободная.
Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, приемов, и средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком.
Основные требования к анализу урока учителем:
- цель и задача анализа темы;
- знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
- умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
- характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
- обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
- психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
- оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
- выполнение намеченных задач урока;
- оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;•умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
- удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
- намечаемые меры по устранению недостатков.
Самоанализ и самооценка урока
При самоанализе урока преподаватель дает:
• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
• информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
• характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
• оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).
В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.
Основные недостатки анализа и самоанализа урока
- Бессистемный характер анализа
- Слишком общие замечания по уроку
- Стремление пересказать урок
- Выдвижение на передний план
- Несущественных достоинств и недостатков
- Нерешительный характер анализа
Затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.
План самоанализа современного урока в рамках ФГОС
- Характеристика класса.
- УМК, предметная область, тип урока, тема урока (место данной темы в тематическом планировании).
- Цель, и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов).
- Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при выполнении соответствующих видов заданий).
- Методы и приёмы (использование активных, интерактивных методов и приёмов обучения).
- Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие традиционных и интерактивных форм).
- Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д., соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность).
- Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор, зритель, слушатель и т.д.).
- Позиции учителя (организатор, консультант – фасилитатор, лектор – эксперт). Стиль общения.
- Виды активности (познавательная, социальная, физическая активность, разнообразие и взаимозависимость).
- Информационная предметно-развивающая среда. Организация выбора (партнёров, центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.)
- Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы организации).
- Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД.
- Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане, рефлексия).
Самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе
Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой , цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!
французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор (Гренгуар)
Литература
1. М - 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 60 с.
2. В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.
3. Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.
4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.
5.Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.
6. Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.
7.Справочник администрации школы по организации учебного процесса /Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. – М., 1999.
8.Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.
9.Посещение и анализ урока как вид управленческой деятельности администрации школы //Сельская школа. – 1999 - № 4,5.