«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация на тему "Анализ и самоанализ урока".

Анализ и самоанализ урокаПо каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Анализ и самоанализ урока по ФГОС

Анализ и самоанализ урока по ФГОС

Системно-деятельностный подход

развитие личности учащегося на основе освоения

универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить?

обновление

содержания

образования

Как учить?

Обновление

технологий

образования

Ради чего учить ?

Ценности

образования

Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.

Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” .

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

По каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

По каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

На уроке фокусируется деятельность педагога Реальная ценность урока —  его результат; степень усвоения материала учениками.

На уроке фокусируется деятельность педагога

Реальная ценность урока —

его результат;

степень усвоения материала учениками.

Анализ и самоанализ  урока должен быть направлен  на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа Выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся приводят или не приводят к позитивным результатам

Цель анализа

Выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке

поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся

приводят или не приводят

к позитивным результатам

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода   1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода   3) Принцип целостности  – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).   4) Принцип минимакса  – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

  4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода     5) Принцип психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.   6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.   7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода

  5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

Изменения, связанные с введением ФГОС Сочетание традиционных и принципиально новых аспектов Формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников Создание подготовленной информационно-образовательной среды Эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия) Основа:

Изменения, связанные с введением ФГОС

Сочетание традиционных и принципиально новых аспектов

  • Формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников
  • Создание подготовленной информационно-образовательной среды
  • Эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия)

Основа:

  • самоанализ урока в инновационном режиме,
  • критерии технологической компетентности
Критерии технологической компетентности

Критерии технологической компетентности

  • Точность и конкретность формулирования цели и задач деятельности.
  • Оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных результатов.
  • Достаточность выбранного содержания для реализации деятельности, обеспечивающей запланированный результат.
  • Адекватность и целесообразность применяемых интерактивных методов, приёмов и форм.
  • Соответствие реальных, «видимых» результатов цели и учебным задачам проекта.
Применяемые виды самоанализа урока: Краткий анализ  — проводится сразу после урока . Анализирующий оценивает выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым. Структура анализа свободная.   Структурный  анализ – является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока

Применяемые виды самоанализа урока:

Краткий анализ

проводится

сразу после урока . Анализирующий оценивает выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым. Структура анализа свободная.

Структурный

анализ

является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока

Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: реализации системно – деятельностного подхода, личностно – ориентированного подхода, формированию универсальных учебных действий, реализации содержательной и деятельностной целей урока, применяемым технологиям обучения, психолого – педагогической характеристике урока. Структура анализа свободная. Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, приемов, и средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком. 

Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: реализации системно – деятельностного подхода, личностно – ориентированного подхода, формированию универсальных учебных действий, реализации содержательной и деятельностной целей урока, применяемым технологиям обучения, психолого – педагогической характеристике урока. Структура анализа свободная.

Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, приемов, и средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком. 

Основные требования к анализу урока учителем:

Основные требования к анализу урока учителем:

  • цель и задача анализа темы;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • выполнение намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;•умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков.
Самоанализ и самооценка урока   При самоанализе урока преподаватель дает: •  краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение; •  информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися; •  характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их; •  оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда; •  самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Самоанализ и самооценка урока

При самоанализе урока преподаватель дает:

краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Основные недостатки анализа и самоанализа урока Бессистемный характер анализа Слишком общие замечания по уроку Стремление пересказать урок Выдвижение на передний план Несущественных достоинств и недостатков Нерешительный характер анализа Затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.  

Основные недостатки анализа и самоанализа урока

  • Бессистемный характер анализа
  • Слишком общие замечания по уроку
  • Стремление пересказать урок
  • Выдвижение на передний план
  • Несущественных достоинств и недостатков
  • Нерешительный характер анализа

Затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.

 

План самоанализа современного урока в рамках ФГОС

План самоанализа современного урока в рамках ФГОС

  • Характеристика класса.
  • УМК, предметная область, тип урока, тема урока (место данной темы в тематическом планировании).
  • Цель, и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов).
  • Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при выполнении соответствующих видов заданий).
  • Методы и приёмы (использование активных, интерактивных методов и приёмов обучения).
  • Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие традиционных и интерактивных форм).
  • Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д., соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность).
  • Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор, зритель, слушатель и т.д.).
  • Позиции учителя (организатор, консультант – фасилитатор, лектор – эксперт). Стиль общения.
  • Виды активности (познавательная, социальная, физическая активность, разнообразие и взаимозависимость).
  • Информационная предметно-развивающая среда. Организация выбора (партнёров, центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.)
  • Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы организации).
  • Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД.
  • Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане, рефлексия).
Самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой , цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - тот истинно велик! французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор (Гренгуар)

Самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе

Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой , цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!

французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор (Гренгуар)

Литература   1. М - 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 60 с. 2. В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007. 3. Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004. 4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с. 5.Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997. 6. Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996. 7.Справочник администрации школы по организации учебного процесса /Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. – М., 1999. 8.Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008. 9.Посещение и анализ урока как вид управленческой деятельности администрации школы //Сельская школа. – 1999 - № 4,5.

Литература

1. М - 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 60 с.

2. В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

3. Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.

5.Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.

6. Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.

7.Справочник администрации школы по организации учебного процесса /Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. – М., 1999.

8.Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.

9.Посещение и анализ урока как вид управленческой деятельности администрации школы //Сельская школа. – 1999 - № 4,5.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее