Презентация "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Презентация для использования на уроках литературы

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Любовная лирика Михаила  Юрьевича  Лермонтова. «Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, - сильно, пламенно и нежно.»- М.Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилья

Любовная лирика Михаила Юрьевича Лермонтова.

«Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, - сильно, пламенно и нежно.»- М.Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилья "голубых мундиров" и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину, какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова.

Я не могу любовь определить,  Но это страсть сильнейшая! - любить  Необходимость мне; и я любил  Всем напряжением душевных сил.  Эти строки из стихотворения

Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! - любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил. Эти строки из стихотворения "1831-го, июня, 11 дня" - словно эпиграф к лирике Лермонтова, лирике "сильнейших страстей" и глубоких страданий. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, эта вечная тема - тема любви - зазвучала у него совершенно по-иному. "Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило нашей поэзии", - писал Д. Мережковский. И воистину, если для Пушкина любовь - источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью.

Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя-бунтаря
  • Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя-бунтаря "бесчувственной толпе" пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтою о счастье: Меня бы примирила ты С людьми и буйными страстями, - писал он, обращаясь к Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь одна, не повторившаяся больше нота. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов - это история неразделенного и оскорбленного чувства: Я недостоин, может быть, Твоей любви; не мне судить, Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я скажу, что ты Несправедливо поступила.
Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:  И стих безумный, стих прощальный  В альбом твой бросил для тебя,  Как след единственный, печальный,  Который здесь оставлю я.  Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной, высшей свободы и иного счастья - счастья творить. Завершающее цикл стихотворение - одно из самых прекрасных у Лермонтова - это не только расставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти:  Ты позабыла: я свободы  Для заблужденья не отдам...
  • Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования: И стих безумный, стих прощальный В альбом твой бросил для тебя, Как след единственный, печальный, Который здесь оставлю я. Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной, высшей свободы и иного счастья - счастья творить. Завершающее цикл стихотворение - одно из самых прекрасных у Лермонтова - это не только расставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти: Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам...

Контраст между высоким чувством героя и "коварной изменой" героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии: И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней... Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения - на контрастах, противопоставлениях построена вся лирика поэта. И рядом с образом "изменившегося ангела" под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный: Улыбку я твою видал, Она мне сердце восхищала... Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами и в живописи, и в поэзии Михаила Юрьевича: ...все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но и в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит тот же мотив разлуки, роковой неосуществимости счастья: Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем!

  • Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский "роман в стихах" не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможности счастья в этом жестоком мире, "среди ледяного, среди беспощадного света". Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой он осуществиться не может. Поэтому Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее против власти "светских цепей": Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как "Дары Терека", "Морская царевна". Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый "Парус": Увы! Он счастия не ищет... Этой строке вторят другие: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него - сон души, угасание и самого поэтического дара.
Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне
  • Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне "чего б то ни было земного", даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразительное стихотворение "Сон". Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее