… Ее не спутаешь с другой
Ту филигрань, что пред тобой …
Казаковская
филигрань
Выполнила работу учитель ИЗО МБОУ Алтунинская ООШ
Шуркова Галина Вячеславовна
В
ВВыполнила
Стоит Казаково на широком взгорье ,как бы оглядывая веселые
раздольные просторы, где у горизонта синеют знаменитые
муромские леса . В былые времена село считалось муромским
и входило в Муромский уезд Владимирской губернии. А ныне
крепко связало свою судьбу с нижегородской землей, породнившись
с ней в 1929 году.
В 1938 году Красносельскую
профтехшколу окончила Ольга
Ивановна Тараканова – художник ,
специалист по филиграни. В январе
1939 года в Казаковской артели
« Металлист» О.И. Тараканова
и ее муж , председатель артели ,
мастер по обработке металлических
изделий , организовали
филигранный цех.
Подстаканник,
Выполненный
О.И. Таракановой
В начале 1940 года появились
новые образцы изделий:
портсигар «Виноград»,
подстаканник «Бабочка»,
поясные дамские пряжки,
филигранные пуговицы,
запонки ,броши.
1041-1945
В годы войны женщины
мастерили для бойцов
портсигары. И звездоч-
ки,заблестевшие на по-
гонах советских офице-
ров, сделаны их умелы-
ми руками.
Шли годы. Артель стала заводом.
Приехали конструкоры, молодые
художницы Л.Савельева и
В. Касаткина. Начались активные
поиски в области формы.
Филигранные вазы,имеющие
форму корзиночки,разнообразные
блюда,чаши,карандашницы,
разработанные по рисункам этих
художниц- бесспорное достижение
завода.
Митрофанов Владимир
Константинович
Генеральный директор
Казаковского предприятия
Художественных изделий .
Михаил Александрович Бабашов
Генеральный директор
Казаковского производственного
Ювелирного обьединения
С 1963 ло 1981 г.
ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК
БОРИС ИВАНОВИЧ
ТУПИЧКИН
ХУДОЖНИЦА С.Ю.ЖЕЛЕЗНОВА
ХХ
ХУДОЖНИЦА
Ж.А.КУЗНЕЦОВА
ХУДОЖНИЦА
З.Г.КОВРИГИНА
ХУДОЖНИЦА
Е.В.КРОШИЛИНА
ХУДОЖНИЦА
Т.Б. ВАРЛОВА
Свой неповторимый облик обрел
филигранный узор. Если в первых
изделиях артели чувствовалось
подражание кружевным узорам,
то теперь в основе филигранного
рисунка лежит розетка с длинными
вытянутыми лепестками и круто
завивающейся спиралью из более
толстой проволоки, которая образует
как бы основу будущего произведения.
Эти крупные формы четко выделя-
ются на фоне мельчайших завитков,
выполненных из более тонкой провол-
оки и Заполняющих пространство
между основными деталями.
Казаковцам вручен исключительно важный документ, в котором
написано: «Сим удостоверяется,
что ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» имеет
Благословение Его Святейшества
Святейшего Патриарха Московского
и Всея Руси Алексия II трудиться в
Патриарших мастерских» Отныне
в Казаково стали поступать
ответственные заказы на церковную утварь.
Прежде чем приступить к работе
над изделием, любой художник
тщательно обдумывает все
элементы узора. А узоры ему
подсказывает родная природа.
Сначала выполняются наброски,
потом чистовой эскиз нового
изделия на шаблоне и копируют
рисунок. Затем начинается
сборка, при которой в первую
очередь наклеиваются на бумагу
рамка или опорные скрепляющие
элементы, а затем производится
самая тонкая работа по составлению
основного узора и заполнению
его мельчайшими деталями.
Затем рисунок посыпают измельченным в порошок сплавом- «припоем»,
который при нагревании до нужной температуры скрепляет
все части будущего узора
друг с другом. Дополнительно производится пропайка специальными горелками.
В гальваническом цехе изделия покрываются серебром и
приобретают по-настоящему сказочный вид.
Среди вольных приокских просторов
Как чудесный цветок, расцвело
Серебро казаковских узоров,
Ненаглядной красы ремесло
Не затянет заветного ряска,
Не погасит волшебного мгла.
Вновь чарует и радует сказка,
Что согреть наши души смогла .
Сколько вещего и дорогого
Подарить нам от сердца смогло,
Филигранью светясь, Казаково,
Молодецкого нрава село!
Вновь сияют горячие взоры,
Вновь о радости шепчут уста.
И сплетаются дивно узоры,
И влечет, как любовь, красота.
Пусть не ведают бед и печали,
Чтобы счастье к любому пришло,
Заревые приокские дали,
Где творит Казаково - село