Урок литературы в 6 классе
Николай
Дмитриевич
Телешов
«Белая цапля»
Автор презентации: Халирбагинова Наида Бадрутдиновна
МОУ – Гимназия №1
Московская область, г.Клин
«Счастье человека в доброте и милосердии»
Дурной поступок мучает нас не тогда,
когда он только что совершен, а когда,
спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.
Жан Жак Руссо
- Определить основные проблемы сказки: взаимоотношения человека и природы, сосуществование добра и зла, смысл жизни и назначение человека, бережное и осторожное отношение к природе, ко всему живому на земле
- Формировать у учащихся умение анализировать художественное произведение, внимание к тексту, к его деталям
- Способствовать развитию мыслительной деятельности
- Содействовать воспитанию нравственных качеств личности
Н.Д.Телешов (1867-1957)
Н.Д. Телешов – известный русский писатель, директор музея Художественного театра, интеллигентный, умный человек, коренной москвич. Он прожил 90 лет. А родился в 1867 году в купеческой семье, закончил коммерческую академию, много путешествовал
Любовь к своему народу, родине, чуткость, отзывчивость, доброта – вот качества, характеризующие этого писателя, человека, гражданина
Сказка «Белая цапля» – это сказка для людей всех возрастов
Сказку «Белая цапля» Н. Д. Телешов написал в 1899 году как отклик на английские колониальные войны, в результате которых уничтожались целые народы
Жанр произведения – философская сказка
Особенности:
-притчевое начало
-аллегоричность
- мораль-поучение
Разгадаем тайну
Важные проблемы
Словарная работа
-нравственность
-преступление
-гармония
Добрая, как и её отец, красивая;
принцесса помогает бедным и
несчастным; любит отца и свою
родину.
Вывод: Принцесса – красивая,
добрая, милосердная.
Все любят старого короля,
умный и редкой доброты человек, заботится о людях, в его королевстве людям живётся легко и хорошо, милосердный, учит
быть доброй свою дочь.
Вывод: Король - милосердный,
добрый человек.
Работа с левой частью плана – схемы:
до
П
Р
Е
С
Т
У
П
Л
Е
Н
И
Е
У
Б
И
Й
С
Т
В
О
Во время
после
Работа с правой частью плана – схемы:
Н
А
К
А
З
А
Н
И
Е
« Давно раскаялась, давно сожалела»
Н
А
К
А
З
А
Н
И
Е
П
Р
Е
С
Т
У
П
Л
Е
Н
И
Е
до
У
Б
И
Й
С
Т
В
О
«Мы жили свободно и счастливо»
«…куда бежать, чтобы… не слышать укоров совести»
Во время
« Нас избивали без жалости, без разбора. Нас избивали в то время, когда мы вили гнёзда, когда кормили мы наших детей»
« Стыдно ей было и самой себя, и отца, которого она обманула. Затем её охватила тревога за свою собственную семью…»
после
«Наш род истреблён»
Милосердие – это активная доброта (Шевелёв)
Настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. (Телешов)
Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний (М. Сервантес)
Стараясь о счастье других, мы находим совё собственное (Платон)
Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не меньшего уважения.
Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо(Н. Д. Телешов)
Нужно быть хозяином своей воли и слугой своей совести
(Л. Вовенарг)
Добро существует там, где его постоянно творят
(В. Гжещик)
Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточается сердце (из Ч. Бакстона)
Домашнее задание:
- Отзыв о прочитанном рассказе
II. Аннотация к рассказу
- II. Аннотация к рассказу
III. Сочинение-миниатюра «Мои добрые дела»
- III. Сочинение-миниатюра «Мои добрые дела»
- III. Сочинение-миниатюра «Мои добрые дела»
Спасибо за урок!