«Осенний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку по родному языку в 3 классе. Тема :Все ли имена существительные умеют " изменяться " по числам?

Презентация к уроку по родному русскому языку по теме: все ли имена существительные могут"изменяться по числам?В презентации большой выбор заданий для различных видов работы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Родной язык  3 класс  Тема урока:   В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Родной язык 3 класс Тема урока: В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Чтобы быть успешными на уроке, разгадайте формулу успеха: ___ +___+____= УСПЕХ  старание разговоры внимание лень сообразительность

Чтобы быть успешными на уроке, разгадайте формулу успеха:

___ +___+____= УСПЕХ

старание разговоры внимание лень сообразительность

Прочитайте высказывание великого русского ученого М.В. Ломоносова:  « Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны». - Как вы понимаете эти слова?
  • Прочитайте высказывание великого русского ученого М.В. Ломоносова:

  • « Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».
  • - Как вы понимаете эти слова?
Вывод:

Вывод:

  • Наш родной русский язык красив и богат, это самый меткий, могучий и поистине волшебный язык. А где волшебство, там тайна. Если вы будете активны, внимательны и старательны, обязательно откроете новую тайну нашего родного языка.
Родной язык  3 класс  К акие особенности рода имён существительных есть в русском языке?( повторение)   В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Родной язык 3 класс К акие особенности рода имён существительных есть в русском языке?( повторение) В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Повторяем Изученный материал     Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Повторяем Изученный материал Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Прочитай статьи из толкового словаря русского языка. Что, кроме объяснения, можно узнать о словах из этих статей?  Туча (туч и мн.ч.) – ж.р. Большое, обычно тёмное облако, несущее дождь, град, снег.   Облако (облак а , облак ов мн.ч.) – ср.р. Скопление в атмосфере водяных паров или ледяных кристаллов в виде массы плотного тумана.

Прочитай статьи из толкового словаря русского языка. Что, кроме объяснения, можно узнать о словах из этих статей?

Туча (туч и мн.ч.) – ж.р. Большое, обычно тёмное облако, несущее дождь, град, снег.

Облако (облак а , облак ов мн.ч.) – ср.р. Скопление в атмосфере водяных паров или ледяных кристаллов в виде массы плотного тумана.

Запомни!  В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов : мужскому, женскому или среднему . Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он, она или оно .  Но род есть не во всех языках, точнее сказать, в большинстве языков понятия рода нет. Например, в английском и татарском.  В некоторых языках два рода. Например, во французском – мужской и женский (среднего рода нет).  Есть языки, в которых такие же три рода, как в русском: мужской, женский и средний. Например, немецкий язык . Но род конкретного слова может не совпадать. Так слово город в немецком языке женского рода, а в русском мужского.

Запомни!

В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов : мужскому, женскому или среднему . Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он, она или оно .

Но род есть не во всех языках, точнее сказать, в большинстве языков понятия рода нет. Например, в английском и татарском.

В некоторых языках два рода. Например, во французском – мужской и женский (среднего рода нет).

Есть языки, в которых такие же три рода, как в русском: мужской, женский и средний. Например, немецкий язык . Но род конкретного слова может не совпадать. Так слово город в немецком языке женского рода, а в русском мужского.

Определи род выделенных имён существительных не заглядывая в словарь. В одном из предложений каждой группы есть слова, которые помогут тебе определить род существительных. Подчеркни эти слова. Лунь (род) сел на землю в трёх – четырёх шагах от меня.  Гляди, лунь летит над водой.     И караси на плёсах есть, щука, окунь, лещ… . Ещё линь (род).

Определи род выделенных имён существительных не заглядывая в словарь. В одном из предложений каждой группы есть слова, которые помогут тебе определить род существительных. Подчеркни эти слова.

Лунь (род) сел на землю в трёх – четырёх шагах от меня.

Гляди, лунь летит над водой.

И караси на плёсах есть, щука, окунь, лещ… . Ещё линь (род).

С реди деревьев щиплет траву ручная лань (род).  Лань (род) живёт в кустарниковых зарослях, с большим количеством травы.

С реди деревьев щиплет траву ручная лань (род).

Лань (род) живёт в кустарниковых зарослях, с большим количеством травы.

Подбери подписи к картинкам. Обрати внимание: слово можно использовать несколько раз.  Луковица, луковицы, лук, луки

Подбери подписи к картинкам. Обрати внимание: слово можно использовать несколько раз.

Луковица, луковицы, лук, луки

Подбери подписи к картинкам.   Петрушка, петрушка, Петрушки, веточка петрушки, веточки петрушки.

Подбери подписи к картинкам.

Петрушка, петрушка, Петрушки, веточка петрушки, веточки петрушки.

Запишите слова ножи и ножницы. - Давайте подумаем, являются ли они однокоренными? - Разобраться в этом нам поможет следующая информация  
  • Запишите слова ножи и ножницы.
  • - Давайте подумаем, являются ли они однокоренными?
  • - Разобраться в этом нам поможет следующая информация
  •  
Из истории языка и культуры.  Слово нож по своему происхождению связано со словом ньзити – «колоть, резать». От этого же слова произошли слова заноза, пронзить. Нож – буквально – «то, что режет, колет».  С помощью ножниц тоже можно резать. Слова нож и ножницы раньше имели один и тот же (исторический) корень. Но почему один инструмент назван словом во множественном числе? Посмотрите, как выглядели ножницы, найденные при раскопках Древнего Новгорода: как два ножа, соединённые между собой.  В современном русском языке в слове «ножницы» – корень (ножниц).

Из истории языка и культуры.

Слово нож по своему происхождению связано со словом ньзити – «колоть, резать». От этого же слова произошли слова заноза, пронзить. Нож – буквально – «то, что режет, колет».

С помощью ножниц тоже можно резать. Слова нож и ножницы раньше имели один и тот же (исторический) корень. Но почему один инструмент назван словом во множественном числе? Посмотрите, как выглядели ножницы, найденные при раскопках Древнего Новгорода: как два ножа, соединённые между собой.

В современном русском языке в слове «ножницы» – корень (ножниц).

В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?    Может ли окончание сообщить, что речь идёт не об одном предмете, не о множестве предметов, а о двух или трёх?  Можно ли с помощью окончания указать точное количество предметов?

В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Может ли окончание сообщить, что речь идёт не об одном предмете, не о множестве предметов, а о двух или трёх?

Можно ли с помощью окончания указать точное количество предметов?

Запиши имена существительные в форме единственного числа.  Глаза, хлопоты, куклы, ботинки, шахматы, звуки, капли, грабли, санки, рисунки, брюки, ладони, коньки.
  • Запиши имена существительные в форме единственного числа.

  • Глаза, хлопоты, куклы, ботинки, шахматы, звуки, капли, грабли, санки, рисунки, брюки, ладони, коньки.
Запиши имена существительные в форме множественного числа.

Запиши имена существительные в форме множественного числа.

  • Колокол, золото, мастер, ветер, борьба, холод, дорога, мост, дождь, ребёнок, молоко, пальто, обувь.
Вывод Не все слова в русском языке имеют форму единственного и множественного числа.

Вывод

  • Не все слова в русском языке имеют форму единственного и множественного числа.

  • Есть слова, которые употребляются только в единственном числе, или наоборот, только во множественном числе
Это интересно Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало ещё одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это – двойственное число. Например, глаза, рукава, ноги, берега. Сейчас эту роль выполняет множественное число
  • Это интересно
  • Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало ещё одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это – двойственное число. Например, глаза, рукава, ноги, берега. Сейчас эту роль выполняет множественное число
Выпишите имена существительные, которые имеют только форму единственного числа:(По вариантам) Берёзовые дрова, парное молоко, свежий творог, заменили очки, пасмурная погода, купили часы, голубое небо, начались каникулы, разноцветная листва, синие чернила, липовый мёд.
  • Выпишите имена существительные, которые имеют только форму единственного числа:(По вариантам)
  • Берёзовые дрова, парное молоко, свежий творог, заменили очки, пасмурная погода, купили часы, голубое небо, начались каникулы, разноцветная листва, синие чернила, липовый мёд.
Выпишите имена существительные, которые имеют только форму множественного числа: :(По вариантам) Берёзовые дрова, парное молоко, свежий творог, заменили очки, пасмурная погода, купили часы, голубое небо, начались каникулы, разноцветная листва, синие чернила, липовый мёд.
  • Выпишите имена существительные, которые имеют только форму множественного числа: :(По вариантам)
  • Берёзовые дрова, парное молоко, свежий творог, заменили очки, пасмурная погода, купили часы, голубое небо, начались каникулы, разноцветная листва, синие чернила, липовый мёд.
Выпишите лишнее слово в каждой строчке Ножницы, очки, щипцы, молотки. Джинсы, шорты, санки, ботинки. Листва, ветви, листья, ветки. Сутки, вечер, день, ночь.
  • Выпишите лишнее слово в каждой строчке
  • Ножницы, очки, щипцы, молотки.
  • Джинсы, шорты, санки, ботинки.
  • Листва, ветви, листья, ветки.
  • Сутки, вечер, день, ночь.
Прочитай . Выбери в скобках подходящие слова и вставь их в предложения в нужной форме.  1. Рядом с Великим Устюгом, в бору сосновом, стоит терем сказочный. А хозяином там Дед Мороз – властелин вьюг, метелей, (снег колючий, снега колючие) да морозов трескучих.  2. Василёк лечебный растёт как сорняк в посевах пшеницы, ячменя или образует самостоятельные заросли в (в чём?) (песок, пески) пустыни Негев.  (И. Сокольский)

Прочитай . Выбери в скобках подходящие слова и вставь их в предложения в нужной форме.

1. Рядом с Великим Устюгом, в бору сосновом, стоит терем сказочный. А хозяином там Дед Мороз – властелин вьюг, метелей, (снег колючий, снега колючие) да морозов трескучих.

2. Василёк лечебный растёт как сорняк в посевах пшеницы, ячменя или образует самостоятельные заросли в (в чём?) (песок, пески) пустыни Негев.

(И. Сокольский)

Домашнее задание Составить кроссворд 1 вариант - из имен существительных, которые употребляются только в единственном числе,

Домашнее задание

  • Составить кроссворд
  • 1 вариант - из имен существительных, которые употребляются только в единственном числе,

  • 2 вариант – из имен существительных, которые употребляются только во множественном числе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее