Родной язык 3 класс Тема урока: В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
Чтобы быть успешными на уроке, разгадайте формулу успеха:
___ +___+____= УСПЕХ
старание разговоры внимание лень сообразительность
- Прочитайте высказывание великого русского ученого М.В. Ломоносова:
- « Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».
- - Как вы понимаете эти слова?
Вывод:
- Наш родной русский язык красив и богат, это самый меткий, могучий и поистине волшебный язык. А где волшебство, там тайна. Если вы будете активны, внимательны и старательны, обязательно откроете новую тайну нашего родного языка.
Родной язык 3 класс К акие особенности рода имён существительных есть в русском языке?( повторение) В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
Повторяем Изученный материал Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?
Прочитай статьи из толкового словаря русского языка. Что, кроме объяснения, можно узнать о словах из этих статей?
Туча (туч и мн.ч.) – ж.р. Большое, обычно тёмное облако, несущее дождь, град, снег.
Облако (облак а , облак ов мн.ч.) – ср.р. Скопление в атмосфере водяных паров или ледяных кристаллов в виде массы плотного тумана.
Запомни!
В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов : мужскому, женскому или среднему . Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он, она или оно .
Но род есть не во всех языках, точнее сказать, в большинстве языков понятия рода нет. Например, в английском и татарском.
В некоторых языках два рода. Например, во французском – мужской и женский (среднего рода нет).
Есть языки, в которых такие же три рода, как в русском: мужской, женский и средний. Например, немецкий язык . Но род конкретного слова может не совпадать. Так слово город в немецком языке женского рода, а в русском мужского.
Определи род выделенных имён существительных не заглядывая в словарь. В одном из предложений каждой группы есть слова, которые помогут тебе определить род существительных. Подчеркни эти слова.
Лунь (род) сел на землю в трёх – четырёх шагах от меня.
Гляди, лунь летит над водой.
И караси на плёсах есть, щука, окунь, лещ… . Ещё линь (род).
С реди деревьев щиплет траву ручная лань (род).
Лань (род) живёт в кустарниковых зарослях, с большим количеством травы.
Подбери подписи к картинкам. Обрати внимание: слово можно использовать несколько раз.
Луковица, луковицы, лук, луки
Подбери подписи к картинкам.
Петрушка, петрушка, Петрушки, веточка петрушки, веточки петрушки.
- Запишите слова ножи и ножницы.
- - Давайте подумаем, являются ли они однокоренными?
- - Разобраться в этом нам поможет следующая информация
Из истории языка и культуры.
Слово нож по своему происхождению связано со словом ньзити – «колоть, резать». От этого же слова произошли слова заноза, пронзить. Нож – буквально – «то, что режет, колет».
С помощью ножниц тоже можно резать. Слова нож и ножницы раньше имели один и тот же (исторический) корень. Но почему один инструмент назван словом во множественном числе? Посмотрите, как выглядели ножницы, найденные при раскопках Древнего Новгорода: как два ножа, соединённые между собой.
В современном русском языке в слове «ножницы» – корень (ножниц).
В се ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
Может ли окончание сообщить, что речь идёт не об одном предмете, не о множестве предметов, а о двух или трёх?
Можно ли с помощью окончания указать точное количество предметов?
- Запиши имена существительные в форме единственного числа.
- Глаза, хлопоты, куклы, ботинки, шахматы, звуки, капли, грабли, санки, рисунки, брюки, ладони, коньки.
Запиши имена существительные в форме множественного числа.
- Колокол, золото, мастер, ветер, борьба, холод, дорога, мост, дождь, ребёнок, молоко, пальто, обувь.
Вывод
- Не все слова в русском языке имеют форму единственного и множественного числа.
- Есть слова, которые употребляются только в единственном числе, или наоборот, только во множественном числе
- Это интересно
- Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало ещё одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это – двойственное число. Например, глаза, рукава, ноги, берега. Сейчас эту роль выполняет множественное число
- Выпишите имена существительные, которые имеют только форму единственного числа:(По вариантам)
- Берёзовые дрова, парное молоко, свежий творог, заменили очки, пасмурная погода, купили часы, голубое небо, начались каникулы, разноцветная листва, синие чернила, липовый мёд.
- Выпишите имена существительные, которые имеют только форму множественного числа: :(По вариантам)
- Берёзовые дрова, парное молоко, свежий творог, заменили очки, пасмурная погода, купили часы, голубое небо, начались каникулы, разноцветная листва, синие чернила, липовый мёд.
- Выпишите лишнее слово в каждой строчке
- Ножницы, очки, щипцы, молотки.
- Джинсы, шорты, санки, ботинки.
- Листва, ветви, листья, ветки.
- Сутки, вечер, день, ночь.
Прочитай . Выбери в скобках подходящие слова и вставь их в предложения в нужной форме.
1. Рядом с Великим Устюгом, в бору сосновом, стоит терем сказочный. А хозяином там Дед Мороз – властелин вьюг, метелей, (снег колючий, снега колючие) да морозов трескучих.
2. Василёк лечебный растёт как сорняк в посевах пшеницы, ячменя или образует самостоятельные заросли в (в чём?) (песок, пески) пустыни Негев.
(И. Сокольский)
Домашнее задание
- Составить кроссворд
- 1 вариант - из имен существительных, которые употребляются только в единственном числе,
- 2 вариант – из имен существительных, которые употребляются только во множественном числе