![Цвет в произведениях живописи Выполнила: Блинова Юлия Геннадьевна, учитель изобразительного искусства «МАОУ СОШ № 14 г. Челябинска»](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_0.jpg)
Цвет в произведениях живописи
Выполнила: Блинова Юлия Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
«МАОУ СОШ № 14 г. Челябинска»
![Скажи, скажи художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер?](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_1.jpg)
Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
![- Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета. Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет-живописное средство, которое делает этот мир неповторимым. Существует легенда: однажды в Древней Греции художник но имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. О чем говорит эта легенда? ( С помощью разноцветных красок можно живо и точно нарисовать мир!)](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_2.jpg)
- Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета. Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет-живописное средство, которое делает этот мир неповторимым. Существует легенда: однажды в Древней Греции художник но имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. О чем говорит эта легенда? ( С помощью разноцветных красок можно живо и точно нарисовать мир!)
- Живопись- это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.
![Цветовые отношения](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_3.jpg)
Цветовые отношения
- Вначале посмотрим на происхождение названия цветов.
- Багровый и багряный - красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным-чистым.
- Бордовый - произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, «цвет вина бордо».
- Голубой - цвет назван по цвету шейки голубя.
- Желтый - «желто- блестящий».
- Зеленый - в древнерусском языке было слово зель - «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.
- Коричневый – коричневый значит цвета корицы.
- Красный – алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое- красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас - входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.
![Разделимся на группы: Замок снежной королевы Дворец для жар-птицы](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_4.jpg)
Разделимся на группы:
Замок снежной королевы
Дворец для
жар-птицы
![Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_5.jpg)
Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».
- Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
![Рассмотрите белую розу! Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите? От латинского слова color , обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие колорит . Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает в своё произведение.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_6.jpg)
Рассмотрите белую розу! Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите?
От латинского слова color , обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие колорит .
Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает в своё произведение.
![З.К. Церетели. Цветы. Цвет в жизни бесконечно изменчив, зависит от состояния света. Цвет в живописи передаёт наше живое ощущение реальности – воздействие цвета на наши чувства.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_7.jpg)
З.К. Церетели. Цветы.
Цвет в жизни бесконечно изменчив, зависит от состояния света.
Цвет в живописи передаёт наше живое ощущение реальности –
воздействие цвета на наши чувства.
![Кустодиев «Троицын день» Наше восприятие цвета связано со многими причинами, оно зависит даже от нашего настроения. Когда нам радостно на душе, то и все краски вокруг как бы светлеют, становятся ярче, звонче.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_8.jpg)
Кустодиев «Троицын день»
Наше восприятие цвета связано со многими причинами, оно зависит даже от нашего настроения. Когда нам радостно на душе, то и все краски вокруг как бы светлеют, становятся ярче, звонче.
![К.Коровин. «Зимой» А станет нам грустно, и мир вокруг сереет, его краски как бы выцветают или темнеют.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_9.jpg)
К.Коровин. «Зимой»
А станет нам грустно, и мир вокруг сереет,
его краски как бы выцветают или темнеют.
![Серов. Лошади на взморье. Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них своим особым языком – живым смешением красок.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_10.jpg)
Серов. Лошади на взморье.
Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них своим особым языком – живым смешением красок.
![В основе живописи – цветовые отношения. Цвета делятся на тёплые и холодные. Это основной цветовой контраст и главный способ определения цвета в изобразительном искусстве. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми. А цвета голубовато-синей части спектра назвали холодными](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_11.jpg)
В основе живописи – цветовые отношения. Цвета делятся на тёплые и холодные. Это основной цветовой контраст и главный способ определения цвета в изобразительном искусстве. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми. А цвета голубовато-синей части спектра назвали холодными
![Кто не отличит синий цвет от жёлтого или красный от зелёного? Гораздо труднее различить оттенки какого-либо цвета. Вот тут-то мы и смотрим, какой из них желтее, то есть теплее, а какой синее, то есть холоднее. Отношение тёплого и холодного позволяет художнику определить характер любого цвета и всегда относительно другого.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_12.jpg)
Кто не отличит синий цвет от жёлтого или красный от зелёного? Гораздо труднее различить оттенки какого-либо цвета. Вот тут-то мы и смотрим, какой из них желтее, то есть теплее, а какой синее, то есть холоднее. Отношение тёплого и холодного позволяет художнику определить характер любого цвета и всегда относительно другого.
![И.Э.Грабарь. Рябинка. Если ты посмотришь на траву, то увидишь множество оттенков зелёного, заметишь, как теплеет цвет травы под лучами солнца и синеет в тени. Высоко над головой голубой цвет неба бывает ярко-синим, а впереди на горизонте – светло-зелёным. Да и жёлтое или розовое небо – это обыкновенное чудо природы!](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_13.jpg)
И.Э.Грабарь. Рябинка.
Если ты посмотришь на траву, то увидишь множество оттенков зелёного,
заметишь, как теплеет цвет травы под лучами солнца и синеет в тени.
Высоко над головой голубой цвет неба бывает ярко-синим, а впереди на горизонте – светло-зелёным. Да и жёлтое или розовое небо – это обыкновенное чудо природы!
![Цвет надо учиться видеть! Можно сказать, что для цветового построения картины главным является умение художника видеть цвет. От древнелатинского слова «колор», обозначающего»цвет», «краска», происходит понятие «колорит».](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_14.jpg)
Цвет надо учиться видеть!
Можно сказать, что для цветового построения картины главным является умение художника видеть цвет. От древнелатинского слова «колор», обозначающего»цвет», «краска», происходит понятие «колорит».
![О.Ренуар. Пейзаж в Эстаке. Колорит – это цветовой строй произведения. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_15.jpg)
О.Ренуар. Пейзаж в Эстаке.
Колорит – это цветовой строй произведения.
Колорит раскрывает нам красочное богатство мира.
![И.П. Обросов. Осень. Гроза над полем. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_16.jpg)
И.П. Обросов. Осень. Гроза над полем.
Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др.
![Т.А. Маврина. Голубое лето. Т.А. Маврина. Лето. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_17.jpg)
Т.А. Маврина. Голубое лето. Т.А. Маврина. Лето.
Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным.
![Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками). Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается. Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками. Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_18.jpg)
Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).
Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д.
Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.
Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.
![Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_19.jpg)
Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:
- 1. Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями.
- 2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.
- 3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.
- 4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.
- 5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры.
![Литература НЕМЕНСКАЯ Л.А. ИЗО 6 КЛАСС. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/19/i_5a38b283afa44/img_php9zP2Kg_Cvet-v-proizvndeniyah-zhivopisi-6-urok_20.jpg)
Литература
НЕМЕНСКАЯ Л.А. ИЗО 6 КЛАСС. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА