Итоговый урок по басням И.А.Крылова
К уроку литературы
Составитель: Богданова М.В., учитель русского языка
и литературы МКОУ «Новокиевская средняя школа»
00
Тема урока:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать..!»
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова
Басни И.А.Крылова
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл
Аллегория ( иносказание ) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа .
Басня состоит из двух частей: рассказа и морали .
Мораль – это поучение, совет .
В морали всегда
осуждаются
глупые или плохие
поступки.
Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.
Жан де Лафонтен (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец
Русская басня
- Жанр басни полюбили русские поэты.
- Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий .
- В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский.
- Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами М.В.Ломоносова, А. П. Сумарокова , И. И. Хемницера , А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева и В.И.Майкова.
Василий Кириллович
Тредиаковский
Александр Петрович Сумароков
Иван Иванович Дмитриев
В. И. Майков
М. В. Ломоносов
А. П. Сумароков
И. А. Крылов
И. И. Хемницер
► Сравните басню Эзопа
« Лисица и виноград» с баснями Лафонтена и Крылова.
► Что общего и чем различаются басни?
План сравнительного анализа
1. Тема басни.
2. Герои басни.
3. События, действия героев.
4. Цель басни.
5. Мораль.
6. Художественные особенности
«Лисица и виноград»
Объясните мораль басни «Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
«Свинья под дубом»
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.
Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
Художник А. М. Савченко
Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.
Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились .
Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.
Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.
Художник Г. Куприянов
► Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.
Взаимные похвалы не бывают искренними.
Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его .
Художник Г. Куприянов
■ Краткий рассказ, часто стихотворный
■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
■ Аллегория (иносказание)
■ Сатирическое изображение
■ Герои – чаще животные
■ Диалог
■ Использование просторечной лексики
■ Афористичность языка
■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь
■ Олицетворения (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевленных)
Памятник Крылову
1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт . Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным .
- Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
- Такова народная любовь!
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Использованные материалы
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2009.
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2009.
- Интернет-ресурсы:
http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru , http://window.edu.ru
http://kostyor.ru
Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова.
запись басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»
Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1