«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку«ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…»

Презентация к уроку "Люблю, где случай есть, пороки пощипать"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Итоговый урок по басням И.А.Крылова К уроку литературы Составитель: Богданова М.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Новокиевская средняя школа»

Итоговый урок по басням И.А.Крылова

К уроку литературы

Составитель: Богданова М.В., учитель русского языка

и литературы МКОУ «Новокиевская средняя школа»

00 Тема урока:  «Люблю, где случай есть, пороки пощипать..!»

00

Тема урока:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать..!»

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский  К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Басни И.А.Крылова

Басни И.А.Крылова

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл

Аллегория ( иносказание ) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа .

Аллегория ( иносказание ) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа .

Басня состоит из двух частей:  рассказа и морали .

Басня состоит из двух частей: рассказа и морали .

Мораль  – это поучение, совет .   В морали всегда  осуждаются  глупые или плохие  поступки.

Мораль – это поучение, совет .

В морали всегда

осуждаются

глупые или плохие

поступки.

Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.   Жан де Лафонтен (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.

Жан де Лафонтен (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

Русская басня Жанр басни полюбили русские поэты. Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий . В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами М.В.Ломоносова,  А. П. Сумарокова , И. И. Хемницера , А. Е. Измайлова,  И. И. Дмитриева и В.И.Майкова.   Василий Кириллович Тредиаковский Александр Петрович Сумароков Иван Иванович Дмитриев

Русская басня

  • Жанр басни полюбили русские поэты.
  • Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий .
  • В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский.
  • Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами М.В.Ломоносова, А. П. Сумарокова , И. И. Хемницера , А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева и В.И.Майкова.

Василий Кириллович

Тредиаковский

Александр Петрович Сумароков

Иван Иванович Дмитриев

В. И. Майков М. В. Ломоносов А. П. Сумароков И. А. Крылов И. И. Хемницер

В. И. Майков

М. В. Ломоносов

А. П. Сумароков

И. А. Крылов

И. И. Хемницер

► Сравните басню Эзопа  « Лисица и виноград» с баснями Лафонтена и Крылова. ► Что общего и чем различаются басни? План сравнительного анализа 1. Тема басни. 2. Герои басни. 3. События, действия героев. 4. Цель басни. 5. Мораль. 6. Художественные особенности «Лисица и виноград»

Сравните басню Эзопа

« Лисица и виноград» с баснями Лафонтена и Крылова.

Что общего и чем различаются басни?

План сравнительного анализа

1. Тема басни.

2. Герои басни.

3. События, действия героев.

4. Цель басни.

5. Мораль.

6. Художественные особенности

«Лисица и виноград»

Объясните мораль басни «Ворона и Лисица»  Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Объясните мораль басни «Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Свинья под дубом» Невежда так же в ослепленье  Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

«Свинья под дубом»

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. Художник А. М. Савченко

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Художник А. М. Савченко

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.  Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились .

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились .

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Художник Г. Куприянов ► Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.

Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

Художник Г. Куприянов

Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его . Художник Г. Куприянов

Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его .

Художник Г. Куприянов

■  Краткий рассказ, часто стихотворный ■  2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■  Аллегория (иносказание) ■  Сатирическое изображение ■  Герои – чаще животные ■  Диалог ■ Использование просторечной лексики ■  Афористичность языка ■  Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь ■  Олицетворения (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевленных)

Краткий рассказ, часто стихотворный

2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

Аллегория (иносказание)

Сатирическое изображение

Герои – чаще животные

Диалог

Использование просторечной лексики

Афористичность языка

Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь

Олицетворения (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевленных)

Памятник Крылову 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт . Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным .

Памятник Крылову

1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт . Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным .

  • Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
  • Такова народная любовь!
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Использованные материалы Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2009. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2009. Интернет-ресурсы:  http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru , http://window.edu.ru  http://kostyor.ru  Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова.  запись басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»  Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10  http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1

Использованные материалы

  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2009.
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2009.
  • Интернет-ресурсы:

http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru , http://window.edu.ru

http://kostyor.ru

Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова.

запись басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»

Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее