Раздел 4: «Как мы становимся взрослыми»
Сидорова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Мулянская средняя школа» Пермский край
- Тема урока: «Приключение-игра-жизнь» по произведению Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (урок рефлексии
Задачи урока:
- определить тему, основную идею, актуальность этого произведения;
- определить основные проблемы, которые поднимает автор;
- выполнить сопоставительный анализ литературных портретов главных героев и высказать своё к ним отношение;
- сформулировать свою точку зрения на изученное произведение.
Смысл имени Гекльберри
- Этим словом называется родственная голубике и чернике мелкая ягода, распространённая в Северной Америке. С 1835 года слово фиксируется в значении «незначительный человек».
Информация о прототипе Гека Финна
- Прототипом Гека был друг детства Твена – Том Блэнкеншип. Марк Твен писал: «В «Гекльберри Финне» я вывел Тома Блэнкеншипа именно таким, каким он был. Невоспитанным, немытым, всегда голодным, но с самым добрым сердцем среди всех, кого я знал. Он пользовался неограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком в нашем городе и постоянно счастливым. Все мы ему завидовали».
Основные проблемы, которые раскрывает автор:
- проблема свободы;
- проблема дружбы;
- проблема человеческого счастья;
- проблема воспитания;
- проблема общества;
- проблема рабства…
Свобода
- Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.
- Воля, независимость, беспрепятственность, простор, раздолье…
- Свобода – состояние души.
Юному другу
Не требуй от трудов своих награды,
Их плод – не для тебя, а для людей,
И в тяжкий час ищи себе отрады
Лишь в том, что есть у памяти твоей.
Когда из этой чаши ты пригубишь,
Пойдём! – нам общий путь определён.
Но прежде всем верни всё то, что любишь,
Всё то, чем, словно кладом, наделен.
Тогда свободен станешь и силён.
Ян Райнис
Что, по мнению автора, делает человека свободным?
Основная тема произведения -
поиски настоящей, искренней свободы. Свобода – драгоценный дар, который не так-то просто получить.
Счастье
- По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводится как «шанс», а с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка съ – в значении «хороший» и часть – «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».
- Хочешь быть счастливым – будь!
Сам бейся, сам суди и сам твори,
Сам дверь себе для счастья отвори. Ян Райнис
Воспитание – это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку. В. А. Сухомлинский .
Буквальное значение слова воспитание – «вскармливание».
Мудрое русское слово питомец связано со словом питать . Питается ребенок не только молоком матери и хлебом насущным, но и духовной пищей.
Как ваши родители воздействуют на вашу душу? Для чего это необходимо?
Основная идея произведения -
- Марк Твен написал книгу не только для взрослых – о мире и детях, но и для детей – о них самих и мире таких «непонятных» взрослых. Писатель раскрывает перед читателем детскую психологию, моральные качества своих положительных героев. Он любуется их отвагой, поэтизирует дружбу, осуждает социальную несправедливость. Противопоставляя добро и зло, возвышенное и низменное, раскрывает своё отношение к миру, событиям, происходящим в его стране, в жизни целом. Марк Твен поёт гимн детству и всему, что связано с этим замечательным, волшебным периодом в жизни каждого человека. Главными для Марка Твена всегда оставались простые люди и самая обыкновенная жизнь. Просто счастливая жизнь.
- «Гимн детству, переложенный прозой» - эти слова принадлежат самому Марку Твену. Он показывает жизнь такой, какая она есть, и просит читателя повнимательнее приглядеться, чтобы увидеть то, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая. Может, именно потому, что мы не приглядываемся к обыденному, и теряется что-то неуловимое, но очень-очень важное?
- Все произведения Марка Твена соответствуют одному принципу – принципу правдивого изображения будней
Домашнее задание
- Подумайте, кому из героев этого произведения можно поставить памятник? Как должен выглядеть этот памятник? Из какого материала он будет сделан? Какие слова можно написать на памятнике? В какой момент будет изображён герой? Подготовить рисунки или макеты памятника.