«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация к уроку литературы по теме "Приключение-игра-жизнь по произведению Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", 5 класс.

Данная презентация составлена к уроку-рефлексии по произведению Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна". На уроке рассмотрены следующие вопросы: основные проблемы, которые поднимает автор; тема, идея произведения; актуальность произведения.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Раздел 4: «Как мы становимся взрослыми»  Сидорова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Мулянская средняя школа» Пермский край

Раздел 4: «Как мы становимся взрослыми»

Сидорова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Мулянская средняя школа» Пермский край

Тема урока: «Приключение-игра-жизнь» по произведению Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»  (урок рефлексии
  • Тема урока: «Приключение-игра-жизнь» по произведению Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (урок рефлексии
Задачи урока:

Задачи урока:

  • определить тему, основную идею, актуальность этого произведения;
  • определить основные проблемы, которые поднимает автор;
  • выполнить сопоставительный анализ литературных портретов главных героев и высказать своё к ним отношение;
  • сформулировать свою точку зрения на изученное произведение.
Смысл имени Гекльберри

Смысл имени Гекльберри

  • Этим словом называется родственная голубике и чернике мелкая ягода, распространённая в Северной Америке. С 1835 года слово фиксируется в значении «незначительный человек».
Информация о прототипе Гека Финна

Информация о прототипе Гека Финна

  • Прототипом Гека был друг детства Твена – Том Блэнкеншип. Марк Твен писал: «В «Гекльберри Финне» я вывел Тома Блэнкеншипа именно таким, каким он был. Невоспитанным, немытым, всегда голодным, но с самым добрым сердцем среди всех, кого я знал. Он пользовался неограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком в нашем городе и постоянно счастливым. Все мы ему завидовали».
Основные проблемы, которые раскрывает автор:

Основные проблемы, которые раскрывает автор:

  • проблема свободы;
  • проблема дружбы;
  • проблема человеческого счастья;
  • проблема воспитания;
  • проблема общества;
  • проблема рабства…
Свобода

Свобода

  • Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.
  • Воля, независимость, беспрепятственность, простор, раздолье…
  • Свобода – состояние души.
Юному другу  Не требуй от трудов своих награды,  Их плод – не для тебя, а для людей,  И в тяжкий час ищи себе отрады  Лишь в том, что есть у памяти твоей.  Когда из этой чаши ты пригубишь,  Пойдём! – нам общий путь определён.  Но прежде всем верни всё то, что любишь,  Всё то, чем, словно кладом, наделен.  Тогда свободен станешь и силён.  Ян Райнис Что, по мнению автора, делает человека свободным?

Юному другу

Не требуй от трудов своих награды,

Их плод – не для тебя, а для людей,

И в тяжкий час ищи себе отрады

Лишь в том, что есть у памяти твоей.

Когда из этой чаши ты пригубишь,

Пойдём! – нам общий путь определён.

Но прежде всем верни всё то, что любишь,

Всё то, чем, словно кладом, наделен.

Тогда свободен станешь и силён.

Ян Райнис

Что, по мнению автора, делает человека свободным?

Основная тема произведения -  поиски настоящей, искренней свободы. Свобода – драгоценный дар, который не так-то просто получить.

Основная тема произведения -

поиски настоящей, искренней свободы. Свобода – драгоценный дар, который не так-то просто получить.

Счастье  По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводится как «шанс», а с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка съ – в значении «хороший» и часть – «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».  Хочешь быть счастливым – будь!  Сам бейся, сам суди и сам твори,  Сам дверь себе для счастья отвори. Ян Райнис

Счастье

  • По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводится как «шанс», а с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка съ – в значении «хороший» и часть – «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».
  • Хочешь быть счастливым – будь!

Сам бейся, сам суди и сам твори,

Сам дверь себе для счастья отвори. Ян Райнис

Воспитание – это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку.   В. А. Сухомлинский . Буквальное значение слова воспитание – «вскармливание». Мудрое русское слово питомец связано со словом питать . Питается ребенок не только молоком матери и хлебом насущным, но и духовной пищей.  Как ваши родители воздействуют на вашу душу? Для чего это необходимо?

Воспитание – это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку. В. А. Сухомлинский .

Буквальное значение слова воспитание – «вскармливание».

Мудрое русское слово питомец связано со словом питать . Питается ребенок не только молоком матери и хлебом насущным, но и духовной пищей.

Как ваши родители воздействуют на вашу душу? Для чего это необходимо?

Основная идея произведения -

Основная идея произведения -

  • Марк Твен написал книгу не только для взрослых – о мире и детях, но и для детей – о них самих и мире таких «непонятных» взрослых. Писатель раскрывает перед читателем детскую психологию, моральные качества своих положительных героев. Он любуется их отвагой, поэтизирует дружбу, осуждает социальную несправедливость. Противопоставляя добро и зло, возвышенное и низменное, раскрывает своё отношение к миру, событиям, происходящим в его стране, в жизни целом. Марк Твен поёт гимн детству и всему, что связано с этим замечательным, волшебным периодом в жизни каждого человека. Главными для Марка Твена всегда оставались простые люди и самая обыкновенная жизнь. Просто счастливая жизнь.
«Гимн детству, переложенный прозой» - эти слова принадлежат самому Марку Твену. Он показывает жизнь такой, какая она есть, и просит читателя повнимательнее приглядеться, чтобы увидеть то, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая. Может, именно потому, что мы не приглядываемся к обыденному, и теряется что-то неуловимое, но очень-очень важное? Все произведения Марка Твена соответствуют одному принципу – принципу правдивого изображения будней
  • «Гимн детству, переложенный прозой» - эти слова принадлежат самому Марку Твену. Он показывает жизнь такой, какая она есть, и просит читателя повнимательнее приглядеться, чтобы увидеть то, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая. Может, именно потому, что мы не приглядываемся к обыденному, и теряется что-то неуловимое, но очень-очень важное?
  • Все произведения Марка Твена соответствуют одному принципу – принципу правдивого изображения будней
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подумайте, кому из героев этого произведения можно поставить памятник? Как должен выглядеть этот памятник? Из какого материала он будет сделан? Какие слова можно написать на памятнике? В какой момент будет изображён герой? Подготовить рисунки или макеты памятника.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее