В. Г. Короленко «В дурном обществе» (1881-1885)
Сидорова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы МАОУ «Мулянская средняя школа» Пермский край
- Тема урока: Смысл названия, основные идеи повести и её смыслы.
- (урок рефлексии)
Цель урока ?
Задачи урока:
- рассмотреть смысл названия повести;
- определить основную идею повести и её смыслы, актуальность произведения;
- учиться наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую речь;
- сформулировать свою точку зрения на изученное произведение;
Рассмотрим смысл названия
«Дети подземелья» или «В дурном обществе»?
- Какое название глубже и точнее?
- Попробуйте сформулировать, на чём могло быть сосредоточено внимание автора, если бы повесть носила подобное название?
«Дети подземелья»
- Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь детей: Валека и Маруси. Задачи Короленко:
- описать те нечеловеческие условия, в
которых живут эти дети;
- пробудить к ним сострадание читателя;
- НО! Вася – центральный герой повести, от его имени ведётся повествование. Значит…
«В дурном обществе»
- Что такое «дурное общество»?
- Какое общество в повести считали «дурным»?
(стр. 14 – 15)
«Дурное общество»:
- бывшие графские слуги, живущие в развалинах старого замка;
- воры, бродяги;
- «жалкие оборванцы», ютившиеся вокруг заброшенной часовни и считавшие Тыбурция своим «организатором и руководителем»;
- Вася, попадая в это общество, становится «своим».
Как автор относится к дурному обществу и его влиянию на Васю?
- Члены дурного общества менее всего вызывают осуждение писателя;
- Эти люди сохраняют достоинство, знают, что такое любовь, дружба, благодарность, истинная порядочность;
Что и почему происходит с Васей при его знакомстве с «дурным обществом»?
- Человек, тем более ребенок, не может быть один: он должен чувствовать чью-то любовь и сам творить добро.
- Именно здесь герой повести обретает тепло и участие, здесь он понимает, что он кому-то нужен, что его любят и ждут.
Какие события помогают Васе по-новому взглянуть на себя и на своего отца?
- Горе может стать уделом любого. Неважно, вор ты или судья. Самое главное, чтобы при этом человек
- не утратил человеческого облика,
- не бросил в беде своего ребёнка,
- не разучился быть сострадательным и добрым – такова важнейшая мысль автора повести.
Смыслы, которые вкладывает автор в название повести:
- «В дурном обществе» - название наиболее полно отражает смыслы повести. Автор рассказывает о становлении и взрослении ребенка в тот момент, когда он чувствует в себе сострадание к другим.
- Повесть об осознании роли человека и его места в обществе.
Уроки добра и справедливости:
- Повесть учит добру и справедливости, все герои преподают друг другу уроки.
Валек преподал Васе два серьёзных урока:
1. Нельзя поверхностно судить об отце, нельзя осуждать своего отца;
2. Отец – самый близкий тебе человек, он – пример во всём. Сын не должен совершать бесчестные поступки по отношению к своему отцу, не должен ему лгать. Ничего святого на земле не остаётся, если разрушается самая тесная связь, связь между отцом и сыном.
Тыбурций преподносит Васе урок:
- «… Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает… может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня, - понимаешь?»
Какой урок преподносит сын отцу?
- Взрослые не должны забывать, что дети ранимы, что они нуждаются в любви и заботе, что они люди, а не игрушки, что они в определенной степени отражение личности своих родителей. (стр. 45, 46, 47)
Урок Тыбурция судье:
- «вы ничего не добьётесь от него угрозами…»
- Тыбурций, сам любящий отец и верный друг, помнящий добро, возвращает отца сыну, а сына отцу!
Урок В. Г. Короленко всем взрослым:
- Любовь рождает любовь, ненависть рождает только ненависть. Любовь и терпение, глубокая духовная связь, разумная строгость могут воспитать человека, сделать родителей и детей по-настоящему близкими людьми.
- Почему у такой грустной повести оптимистический финал?
- Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?
- Каким вы увидели автора этого произведения?
Рефлексия
- После этого урока…
- Я понял, что…
- Я извлёк для себя уроки…
- Этот рассказ заставил меня задуматься…