«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку литературы по произведению В. Г. Короленко "В дурном обществе", 5 класс.

Презентация к уроку литературы в 5 классе по произведени. В. Г. Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Смысл названия и основные идеи повести".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

В. Г. Короленко  «В дурном обществе»  (1881-1885) Сидорова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы МАОУ «Мулянская средняя школа» Пермский край

В. Г. Короленко «В дурном обществе» (1881-1885)

Сидорова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы МАОУ «Мулянская средняя школа» Пермский край

Тема урока: Смысл названия, основные идеи повести и её смыслы. (урок рефлексии)
  • Тема урока: Смысл названия, основные идеи повести и её смыслы.
  • (урок рефлексии)
Цель урока ? Задачи урока:

Цель урока ?

Задачи урока:

  • рассмотреть смысл названия повести;
  • определить основную идею повести и её смыслы, актуальность произведения;
  • учиться наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую речь;
  • сформулировать свою точку зрения на изученное произведение;
Рассмотрим смысл названия  «Дети подземелья» или  «В дурном обществе»?

Рассмотрим смысл названия

«Дети подземелья» или «В дурном обществе»?

  • Какое название глубже и точнее?
  • Попробуйте сформулировать, на чём могло быть сосредоточено внимание автора, если бы повесть носила подобное название?
«Дети подземелья» Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь детей: Валека и Маруси. Задачи Короленко:  описать те нечеловеческие условия, в  которых живут эти дети;

«Дети подземелья»

  • Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь детей: Валека и Маруси. Задачи Короленко:
  • описать те нечеловеческие условия, в

которых живут эти дети;

  • пробудить к ним сострадание читателя;
  • НО! Вася – центральный герой повести, от его имени ведётся повествование. Значит…
«В дурном обществе»  Что такое «дурное общество»? Какое общество в повести считали «дурным»?  (стр. 14 – 15)

«В дурном обществе»

  • Что такое «дурное общество»?
  • Какое общество в повести считали «дурным»?

(стр. 14 – 15)

«Дурное общество»:

«Дурное общество»:

  • бывшие графские слуги, живущие в развалинах старого замка;
  • воры, бродяги;
  • «жалкие оборванцы», ютившиеся вокруг заброшенной часовни и считавшие Тыбурция своим «организатором и руководителем»;
  • Вася, попадая в это общество, становится «своим».
Как автор относится к дурному обществу и его влиянию на Васю?

Как автор относится к дурному обществу и его влиянию на Васю?

  • Члены дурного общества менее всего вызывают осуждение писателя;
  • Эти люди сохраняют достоинство, знают, что такое любовь, дружба, благодарность, истинная порядочность;
Что и почему происходит с Васей при его знакомстве с «дурным обществом»?

Что и почему происходит с Васей при его знакомстве с «дурным обществом»?

  • Человек, тем более ребенок, не может быть один: он должен чувствовать чью-то любовь и сам творить добро.
  • Именно здесь герой повести обретает тепло и участие, здесь он понимает, что он кому-то нужен, что его любят и ждут.
Какие события помогают Васе по-новому взглянуть на себя и на своего отца?

Какие события помогают Васе по-новому взглянуть на себя и на своего отца?

  • Горе может стать уделом любого. Неважно, вор ты или судья. Самое главное, чтобы при этом человек
  • не утратил человеческого облика,
  • не бросил в беде своего ребёнка,
  • не разучился быть сострадательным и добрым – такова важнейшая мысль автора повести.
Смыслы, которые вкладывает автор в название повести:

Смыслы, которые вкладывает автор в название повести:

  • «В дурном обществе» - название наиболее полно отражает смыслы повести. Автор рассказывает о становлении и взрослении ребенка в тот момент, когда он чувствует в себе сострадание к другим.
  • Повесть об осознании роли человека и его места в обществе.
Уроки добра и справедливости:

Уроки добра и справедливости:

  • Повесть учит добру и справедливости, все герои преподают друг другу уроки.
Валек преподал Васе два серьёзных урока:   1. Нельзя поверхностно судить об отце, нельзя осуждать своего отца; 2. Отец – самый близкий тебе человек, он – пример во всём. Сын не должен совершать бесчестные поступки по отношению к своему отцу, не должен ему лгать. Ничего святого на земле не остаётся, если разрушается самая тесная связь, связь между отцом и сыном.

Валек преподал Васе два серьёзных урока:

1. Нельзя поверхностно судить об отце, нельзя осуждать своего отца;

2. Отец – самый близкий тебе человек, он – пример во всём. Сын не должен совершать бесчестные поступки по отношению к своему отцу, не должен ему лгать. Ничего святого на земле не остаётся, если разрушается самая тесная связь, связь между отцом и сыном.

Тыбурций преподносит Васе урок:

Тыбурций преподносит Васе урок:

  • «… Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает… может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня, - понимаешь?»
Какой урок преподносит сын отцу?

Какой урок преподносит сын отцу?

  • Взрослые не должны забывать, что дети ранимы, что они нуждаются в любви и заботе, что они люди, а не игрушки, что они в определенной степени отражение личности своих родителей. (стр. 45, 46, 47)
Урок Тыбурция судье:

Урок Тыбурция судье:

  • «вы ничего не добьётесь от него угрозами…»
  • Тыбурций, сам любящий отец и верный друг, помнящий добро, возвращает отца сыну, а сына отцу!
Урок В. Г. Короленко всем взрослым:

Урок В. Г. Короленко всем взрослым:

  • Любовь рождает любовь, ненависть рождает только ненависть. Любовь и терпение, глубокая духовная связь, разумная строгость могут воспитать человека, сделать родителей и детей по-настоящему близкими людьми.
Почему у такой грустной повести оптимистический финал? Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси? Каким вы увидели автора этого произведения?
  • Почему у такой грустной повести оптимистический финал?
  • Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?
  • Каким вы увидели автора этого произведения?
Рефлексия

Рефлексия

  • После этого урока…
  • Я понял, что…
  • Я извлёк для себя уроки…
  • Этот рассказ заставил меня задуматься…

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее