Единицы времени
Цели урока:
Образовательные:
- закрепить имеющиеся знания и представления по теме «Единицы времени»;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- продолжать формировать умение решать текстовые задачи.
Развивающие:
- продолжить развитие критического мышления, математической речи учащихся, внимания, памяти;
- осуществлять развитие положительной мотивации к учению;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал;
- формировать умение работать в паре, в группе;
- развивать мировоззрение.
Воспитательные:
- создать условия для формирования умения работать в коллективе;
- воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру;
- учить взаимодействию;
- воспитывать чувство ответственности;
- воспитание уважения к работе учителя и товарищей;
- формирование общечеловеческих ценностей: нравственной, духовной;
- формирование ценностных оценок своих поступков и поступков окружающих.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- давать самооценку своей деятельности в группе.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения;
- взаимодействовать с учителем и другими учениками;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
- давать определения понятиям;
- добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные:
- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- выразить свое отношение о практической значимости полученных знаний.
Актуализация знаний
На этом этапе учитель с помощью загадок подводит учащихся к формулировке темы урока.
Затем предлагает выполнить задание «Верные и неверные высказывания»
Прием «Верные и неверные высказывания»
Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет – знак -.
1. Время можно измерить шагами.
2. Время можно взвесить.
3. Год начинается с января.
4. Год заканчивается ноябрём.
5. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
6. 1 марта – начало весны.
7. 1 января – начало зимы.
8. 3 месяца – ½ часть года.
9. В неделе 7 дней.
10. Лето длится 62 дня
Постановка учебной задачи. Прием «Инсерт»
В тексте подчеркните:
- зеленым цветом – это для меня знакомая информация;
- красным – это для меня новая информация;
- синим – у меня появились вопросы.
Каждому ученику раздается печатный текст.
Известно, что время нельзя измерить шагами, линейкой, локтями или взвесить его. Перед древним человеком встала настоящая проблема, и решил он ее с помощью самой природой. Человек понял, что солнце и звезды могут помочь ему в этом, но по ним можно было измерить только небольшие промежутки времени. Однако люди развивались, им нужно было заранее знать, когда наступят холода, когда созреют в лесу ягоды, верно определить сроки посева и ухода за посевами. Многие поколения наблюдали за изменениями в природе: увеличением и уменьшением дней зимой и летом. Наконец, была установлена естественная единица времени – год.
Потом человек обратил внимание на ночное светило – Луну. Этот спутник земли постоянно меняет свой вид. Её можно увидеть полной, овальной, серпом. Люди сосчитали, что от одного полнолуния, до другого проходит почти 30 суток. Это и определило число дней в календарном месяце. А в году таких промежутков 12.
Ученые выяснили, что ещё за 4 тысячи лет до нашей эры звездочеты, жившие в Вавилоне, наблюдали за небесными светилами. И они уже определили ещё одну природную меру времени – сутки. Сутки – это время от одного восхода солнца, до другого. Именно за сутки земля осуществляет полный оборот вокруг своей оси.
С развитием производства, торговли человеку нужно было разбить сутки на более мелкие промежутки времени. Вавилонские мудрецы решили разделить сутки на 24 части. Подобное деление перешло в Индию и в страны Европы и сохранилось в первоначальном виде до наших дней .
Затем учитель проводит беседу с учащимися по прочитанному тексту и задает следующие вопросы:
- Что было вам знакомо из прочитанного?
- Что нового узнали для себя из данного текста?
- У кого возникли вопросы?
- Что осталось непонятным?
- Вспомните, кто предложил разделить сутки на части?
- На сколько частей было предложено поделить?
- Как называется каждая часть?
- О какой новой единице времени мы узнали?
- Что узнали нового?
Запись в тетради: 1 сутки – 24 часа
Самостоятельная работа
Соедини стрелками карточки, на которых указаны одинаковые промежутки времени.
Один год
30 часов
Четверть года
17 месяцев
Одна третья часть года
Один год и 5 месяцев
12месяцев
24 часа
Одни сутки
4 месяца
Одна восьмая часть суток
4 часа
Одна шестая часть суток
3 месяца
Одни сутки и шесть часов
3 часа
Итог урока. Прием «Кластер»
- Составьте в группах кластер, используя «старые» и «новые» знания по теме «Единицы времени».
Сутки
30, 31 день
Единицы
времени
12 месяцев
Год
Месяц
24 часа
Прием «Синквейн»
Все, что вы узнали сегодня на уроке, запишите в виде синквейна.
Тема «Единицы времени», можно о любом месяце, о днях недели.
Правила написания «Синквейна»:
- на 1-ой строчке - одно слово - существительное – это и есть тема синквейна
- на 2-ой– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
- на 3-ей- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- на 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение (4-6 слов)
-На 5-ой – одно слово, выражающее свое личное отношение к теме синквейна (слово – ассоциация, синоним, антоним).