«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку А. П. Чехов и современность. Хамелеонство - явление социальное. Живая картина нравов в рассказе " Хамелеон"

Углубить понятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции; обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века; расширить представления о многогранности чеховского творчества; провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное; сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество; развивать монологическую речь, навыки анализа текста; воспитывать художественное чутьё, любовь к творчеству А. П. Чехова.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Методическая разработка урока литературы для 7 класса на тему: А.П.Чехов и современность.  Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон».  Хамелеонство – явление социальное Презентацию подготовила учитель русского языка, литературы Колесник Марина Владимировна

Методическая разработка

урока литературы для 7 класса

на тему:

А.П.Чехов и современность.

Живая картина нравов

в рассказе «Хамелеон».

Хамелеонство – явление

социальное

Презентацию подготовила

учитель русского языка, литературы

Колесник Марина Владимировна

Планируемые результаты:  предметные:  расширить представление о жизни и  творчестве А.П. Чехова

Планируемые результаты:

предметные:

  • расширить представление о жизни и

творчестве А.П. Чехова

  • убедиться в многогранности его творчества,
  • опираясь на текст рассказа, доказать, что хамелеонство – явление социальное,
  • определить художественные средства изображения смешного в рассказе «Хамелеон»,
  • углубить понятия о сатире и юморе
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»    А.П. Чехов

«В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и одежда,

и душа, и мысли»  

А.П. Чехов

Уж много лет прошло, а истина жива, Что в человеке все должно быть лишь прекрасно. И мысли, и одежда, и душа. Не будем даже спорить с этим. Вы согласны?    И человечеству уроком это будет.  Ни чинопочитание, ни лесть  Ни самоуниженье, и ничто другое  Вам не помогут сохранить  Достоинство и честь.     И жизни истину вам не откроют. Лишь милосердие и сострадание, Простое человеческое понимание, Участие живое - вот залог того, что вас поймут И будущее светлое откроют.

Уж много лет прошло, а истина жива,

Что в человеке все должно быть лишь прекрасно.

И мысли, и одежда, и душа.

Не будем даже спорить с этим.

Вы согласны?

 

И человечеству уроком это будет.

Ни чинопочитание, ни лесть

Ни самоуниженье, и ничто другое

Вам не помогут сохранить

Достоинство и честь.

 

И жизни истину вам не откроют.

Лишь милосердие и сострадание,

Простое человеческое понимание,

Участие живое - вот залог того, что вас поймут

И будущее светлое откроют.

Произведения А.П. Чехова Рассказы:

Произведения А.П. Чехова

Рассказы:

  • «Хамелеон»
  • «Лошадиная фамилия»
  • «Толстый и тонкий»
  • «Смерть чиновника»
  • «Хирургия»
  • «Злоумышленник»
  • «Ванька»
  • «Каштанка»
Семья Чеховых Дом Чеховых в г. Таганроге Чехов-студент

Семья Чеховых

Дом Чеховых

в г. Таганроге

Чехов-студент

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати .

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати .

Самая большая известность среди этих человеко- подобных животных А. П. Чехова выпала на долю хамелеона. Впервые«Хамелеон», подписанный «Антоша Чехонте», был опубликован в журнале «Осколки» в 1884 году.

Самая большая известность среди этих человеко- подобных животных

А. П. Чехова выпала на долю хамелеона. Впервые«Хамелеон», подписанный «Антоша Чехонте», был опубликован в журнале «Осколки» в 1884 году.

Чехов на сахалине  Весной 1890-го Чехов отправился в путешествие на Сахалин. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. 7 (19) декабря 1890 года родные встречали его в Туле.

Чехов на сахалине

Весной 1890-го Чехов отправился в путешествие на Сахалин. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. 7 (19) декабря 1890 года родные встречали его в Туле.

Могила Чехова на новодевичьем кладбище в москве

Могила Чехова на новодевичьем кладбище в москве

Рассказ  –   это эпический жанр, небольшое по объему литературное произведение, основанное на небольшом сюжете, имеющее несколько героев , в котором которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

Рассказ

это эпический жанр, небольшое по объему литературное произведение, основанное на небольшом сюжете, имеющее несколько героев , в котором которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

Рассказ «Хамелеон»  Произведение написано в 1884 году и опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес изменения, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.

Рассказ «Хамелеон»

Произведение написано в 1884 году и опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес изменения, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.

Композиция  рассказа «Хамелеон» Экспозиция  - изображение базарной площади.  Завязка  - собака укусила Хрюкина.  Развитие действия – Очумелов расследует это событие.  Кульминация – выясняется, что собака генеральская.

Композиция рассказа «Хамелеон»

  • Экспозиция - изображение базарной площади.

  • Завязка - собака укусила Хрюкина.

  • Развитие действия Очумелов расследует это событие.

  • Кульминация выясняется, что собака генеральская.

  • Развязка – собаку забирают, толпа хохочет над Хрюкиным.
Словарь литературных терминов Юмор - изображение героев в смешном виде.  Юмор – смех весёлый и доброжелательный. То есть юмор – безобидная насмешка, вызывающая веселый смех. Предмет юмора – частные недостатки, внешность, привычки.   Сатира - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.  Сатира – злобный смех, высмеивающий социальные пороки общества. Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни. Большинство произведений Чехова сатирические.   Художественная деталь    изобразительная или выразительная подробность изображённого мира произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Словарь литературных терминов

Юмор - изображение героев в смешном виде.

Юмор – смех весёлый и доброжелательный. То есть юмор – безобидная насмешка, вызывающая веселый смех. Предмет юмора – частные недостатки, внешность, привычки.

 

Сатира - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Сатира – злобный смех, высмеивающий социальные пороки общества. Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни. Большинство произведений Чехова сатирические.

 

Художественная деталь  

изобразительная или выразительная подробность изображённого мира произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Хамелео́ны  семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела под воздействием света и температур

Хамелео́ны

семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела под воздействием света и температур

Хамелеон   ( переносное значение )   человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Хамелеон

( переносное значение )

человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Бабочка Спал цветок. И вдруг проснулся -  Больше спать не захотел. Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и улетел.

Бабочка

Спал цветок.

И вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Рассказ « Хамелеон» - сатирическое произведение  При помощи сатиры Чехов показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию. Именно сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова. Сатира учит читателя, показывает истинный смысл произведения.)

Рассказ « Хамелеон» -

сатирическое произведение

При помощи сатиры Чехов показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.

Именно сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова. Сатира учит читателя, показывает истинный смысл произведения.)

Подведение итогов урока Самостоятельная работа Сделаем вывод Необходимо вставить недостающие слова в текст: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах ………….( Очумелова). Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к …………( Хрюкину), который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего. Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют …………………( никакого значения). Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и ……….. (прав). Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство…………….( генерала), его бросает то в……….( жар), то в ………..( холод).  

Подведение итогов урока

Самостоятельная работа

Сделаем вывод

Необходимо вставить недостающие слова в текст:

Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах ………….( Очумелова). Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к …………( Хрюкину), который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют …………………( никакого значения). Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и ……….. (прав). Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство…………….( генерала), его бросает то в……….( жар), то в ………..( холод).

 

Рефлексия - Я бы хотел (не хотел) общаться с человеком-хамелеоном, так как …  - Хамелеонство опасно (не опасно) для человечества, потому что …  - Чтобы не оказаться хамелеоном, человек должен поступать в спорных ситуациях следующим образом …

Рефлексия

- Я бы хотел (не хотел) общаться с человеком-хамелеоном, так как …

- Хамелеонство опасно (не опасно) для человечества, потому что …

- Чтобы не оказаться

хамелеоном, человек

должен поступать

в спорных ситуациях

следующим образом …

1.Выучить биографию Чехова, стр. 297-300  2.Прочитать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»  3. Написать сочинение-рассуждение « Научился ли я чему – либо у А.П.Чехова и его героев?»   4.Составить Фишбоун по рассказу «Хамелеон»(задание-исследование)

1.Выучить биографию Чехова, стр. 297-300

2.Прочитать рассказ

А.П.Чехова «Злоумышленник»

3. Написать сочинение-рассуждение

« Научился ли я чему – либо у А.П.Чехова и его героев?»

4.Составить Фишбоун по рассказу «Хамелеон»(задание-исследование)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее