«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация к урокам "Кодирование информации" и "Системы счисления".

Данная презентация содержит основную информацию по темам "Кодирование информации" и "Системы счисления". С помощью данной разработки, учитель или преподаватель сможет более наглядно преподнести темы уроков. Также презентация содержит задания, которые будут способствовать лучшему усвоению материала учащимися.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Кодирование числовой информации.  Системы счисления

Кодирование числовой информации.

Системы счисления

Счет появился, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов. Один или много?

Счет появился, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных им предметов.

Один

или много?

Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека. С их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до 10. Одна из таких систем счета впоследствии и стала общеупотребительной -  десятичная.

Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека.

С их помощью можно было считать до 5, а если взять две руки, то и до 10.

Одна из таких систем счета впоследствии и стала

общеупотребительной - десятичная.

- Я умею считать до 20! 1 человек - это 20 пальцев,  2 человека - это два раза по 20 пальцев и т.д.

- Я умею считать до 20!

1 человек - это 20 пальцев, 2 человека - это два раза по 20 пальцев и т.д.

Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди научились считать.   Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине и т.д.   Люди рисовали палочки на стенах или завязывали узелки

Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди научились считать. Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине и т.д.

Люди рисовали палочки на стенах или завязывали узелки

Египетская система счисления Египтяне придумали свою систему счисления около 5 000 лет тому назад.  Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку  Число 1 245 386  в древнеегипетской записи будет выглядеть

Египетская система счисления

Египтяне придумали свою систему счисления около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку

Число 1 245 386 в древнеегипетской записи будет выглядеть

Египетская система счисления Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне использовали палочки  1 Такими путами египтяне связывали коров   10 Это мерная веревка , которой измеряли земельные участки после разлива Нила.   100 1000 Цветок лотоса 10000 Поднятый палец - будь внимателен! Головастик 100000 Увидев такое число, обычный человек очень удивится и возденет руки к небу  1000000 Египтяне поклонялись богу Ра , богу Солнца и, наверное, так изображали самое большое свое число 10000000

Египетская система счисления

Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне использовали палочки

1

Такими путами египтяне связывали коров

10

Это мерная веревка , которой измеряли земельные участки после разлива Нила.

100

1000

Цветок лотоса

10000

Поднятый палец - будь внимателен!

Головастик

100000

Увидев такое число, обычный человек очень удивится и возденет руки к небу

1000000

Египтяне поклонялись богу Ра , богу Солнца и, наверное, так изображали самое большое свое число

10000000

Алфавитная нумерация В середине  V  в. до н. э. появилась запись чисел нового типа, так называемая  алфавитная нумерация . В этой системе записи числа обозначались при помощи букв алфавита. Славянская кириллическая (непозиционная) нумерация Чтобы различать буквы и цифры, над числами ставился особый значок — титло ( ~ ).

Алфавитная нумерация

В середине V в. до н. э. появилась запись чисел нового типа, так называемая алфавитная нумерация .

В этой системе записи числа обозначались при помощи букв алфавита.

Славянская кириллическая (непозиционная) нумерация

Чтобы различать буквы и цифры, над числами ставился особый значок — титло ( ~ ).

Запишите числа: 788, 34, 571 ψпи фоа ЛД 6

Запишите числа: 788, 34, 571

ψпи

фоа

ЛД

6

Римская система счисления Возникла в древнем Риме.  В ней имеются узловые числа: один, пять и т. д. Остальные числа получались путем прибавления или вычитания одних узловых чисел из других. Например, четыре  записывается как  IV , т. е. пять  минус один, восемь  - VIII  ( пять плюс три),  сорок - XL  (пятьдесят минус десять),  девяносто шесть - XCVI  (сто минус десять плюс пять и плюс еще один) и т. д.

Римская система счисления

Возникла в древнем Риме. В ней имеются узловые числа: один, пять и т. д.

Остальные числа получались путем прибавления или вычитания одних узловых чисел из других.

Например, четыре записывается как IV , т. е. пять минус один, восемь - VIII ( пять плюс три), сорок - XL (пятьдесят минус десять), девяносто шесть - XCVI (сто минус десять плюс пять и плюс еще один) и т. д.

Римская система счисления Правила: (обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд если младшая цифра (только одна !) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы ( частично непозиционная!) (обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд если младшая цифра (только одна !) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы ( частично непозиционная!) Примеры: 2389 = M M C C C L X X X I X 6

Римская система счисления

Правила:

  • (обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд если младшая цифра (только одна !) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы ( частично непозиционная!)
  • (обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд
  • если младшая цифра (только одна !) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы ( частично непозиционная!)

Примеры:

2389 = M M C C C L X X X I X

6

3999) надо вводить новые знаки-цифры ( V, X , L , C , D , M ) как записать дробные числа? как выполнять арифметические действия: CCCLIX + CLXXIV =? для записи больших чисел (3999) надо вводить новые знаки-цифры ( V, X , L , C , D , M ) как записать дробные числа? как выполнять арифметические действия: CCCLIX + CLXXIV =? Где используется: номера глав в книгах: обозначение веков: « Пираты XX века» циферблат часов номера глав в книгах: обозначение веков: « Пираты XX века» циферблат часов 6" width="640"

Римская система счисления

Недостатки :

  • для записи больших чисел (3999) надо вводить новые знаки-цифры ( V, X , L , C , D , M ) как записать дробные числа? как выполнять арифметические действия: CCCLIX + CLXXIV =?
  • для записи больших чисел (3999) надо вводить новые знаки-цифры ( V, X , L , C , D , M )
  • как записать дробные числа?
  • как выполнять арифметические действия: CCCLIX + CLXXIV =?

Где используется:

  • номера глав в книгах: обозначение веков: « Пираты XX века» циферблат часов
  • номера глав в книгах:
  • обозначение веков: « Пираты XX века»
  • циферблат часов

6

Запишите римской нумерацией 69 - LXIX - DXLIII 543 - ZXVI 2016

Запишите римской нумерацией

69

- LXIX

- DXLIII

543

- ZXVI

2016

Система счисления  - это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых символами. Унарная  (е д и н и ч н а я)   Непозиционные   Позиционные каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число

Система счисления

- это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых символами.

Унарная

(е д и н и ч н а я)

Непозиционные

Позиционные

каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа

вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число

Позиционные системы счисления    Основание позиционной системы счисления – это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе счисления. Алфавит  – набор определенных символов (цифр), используемых в системе счисления В разные исторические периоды многие народы пользовались разными позиционными системами счисления. Так, например, двенадцатеричная система (12 часов, «дюжина»); шестидесятиричная (60 минут, 60 секунд).

Позиционные системы счисления

Основание позиционной системы счисления

это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе счисления.

Алфавит

набор определенных символов (цифр), используемых в системе счисления

В разные исторические периоды многие народы пользовались разными позиционными системами счисления.

Так, например, двенадцатеричная система (12 часов, «дюжина»); шестидесятиричная (60 минут, 60 секунд).

Десятичная система счисления Приняв за основание число 10 , получаем знакомую нам десятичную систему счисления:  0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Всего 10 разных  знаков составляют  алфавит  десятичной системы счисления. Можно записать любое число включая все эти знаки: 237,  12840,  987, 23 ...  Основание системы счисления обозначим буквой q . Для десятичной системы счисления q =10

Десятичная система счисления

Приняв за основание число 10 , получаем знакомую нам десятичную систему счисления:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Всего 10 разных знаков составляют алфавит десятичной системы счисления. Можно записать любое число включая все эти знаки: 237, 12840, 987, 23 ...

Основание системы счисления обозначим буквой q .

Для десятичной системы счисления q =10

Двоичная система счисления Приняв за основание число 2 , получаем двоичную систему счисления:  0, 1 Всего 2 разных знака составляют алфавит двоичной системы счисления.  Можно записать любое число включая эти знаки: 1, 11, 101 , 110, 10010011 … - обратите внимание: используем только цифры от 0 до 1 .  Для двоичной системы счисления q=2

Двоичная система счисления

Приняв за основание число 2 , получаем двоичную систему счисления:

0, 1

Всего 2 разных знака составляют алфавит двоичной системы счисления.

Можно записать любое число включая эти знаки: 1, 11, 101 , 110, 10010011 … - обратите внимание: используем только цифры от 0 до 1 .

Для двоичной системы счисления q=2

Позиционные системы счисления    Система счисления Основание Двоичная Алфавит 2 Восьмеричная 8 0, 1 Десятичная 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  10 Шестнадцатеричная 16 0,1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 0,1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F

Позиционные системы счисления

Система счисления

Основание

Двоичная

Алфавит

2

Восьмеричная

8

0, 1

Десятичная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

10

Шестнадцатеричная

16

0,1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

0,1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F

Разложение чисел по степеням основания   Разряд  – это позиция цифры в числе  В записи правый разряд – разряд единиц, затем смещаясь влево - десятки, сотни, тысячи и так далее.  Число 555 в развернутой форме будет выглядеть так : 555 10 = 5 · 10 2 + 5 · 10 1 + 5 · 10 0  , Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания 555,55 10 = 5 · 10 2 + 5 · 10 1 + 5 · 10 0 + 5 · 10 -1 + 5 · 10 -2  Число в позиционной системе записывается в виде суммы числового ряда степеней основания ( в нашем случае это 10), в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.

Разложение чисел по степеням основания

Разряд – это позиция цифры в числе

В записи правый разряд – разряд единиц, затем смещаясь влево - десятки, сотни, тысячи и так далее.

Число 555 в развернутой форме будет выглядеть так :

555 10 = 5 · 10 2 + 5 · 10 1 + 5 · 10 0 ,

Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания

555,55 10 = 5 · 10 2 + 5 · 10 1 + 5 · 10 0 + 5 · 10 -1 + 5 · 10 -2

Число в позиционной системе записывается в виде суммы числового ряда степеней основания ( в нашем случае это 10), в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.

Разложение чисел по степеням основания   Числа в двоичной системе счисления в развернутой форме записываются в виде суммы ряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 и 1 :  1111 2 = 1 · 2 3 + 1 · 2 2 + 1 · 2 1 + 1 · 2 0 . Восьмеричное число может состоять из цифр от 0 до 7, например, 24518 в развернутом виде:  2451 8 = 2 · 8 3 + 4 · 8 2 + 5 · 8 1 + 1 · 8 0  Развернутая запись числа представленного в шестнадцатеричной системе счисления:  А23С 16 = А · 16 3 + 2 · 16 2 + 3 · 16 1 +С · 16 0 Цифра  А= 10, С=12.

Разложение чисел по степеням основания

Числа в двоичной системе счисления в развернутой форме записываются в виде суммы ряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 и 1 :

1111 2 = 1 · 2 3 + 1 · 2 2 + 1 · 2 1 + 1 · 2 0 .

Восьмеричное число может состоять из цифр от 0 до 7, например, 24518 в развернутом виде:

2451 8 = 2 · 8 3 + 4 · 8 2 + 5 · 8 1 + 1 · 8 0

Развернутая запись числа представленного в шестнадцатеричной системе счисления:

А23С 16 = А · 16 3 + 2 · 16 2 + 3 · 16 1 +С · 16 0

Цифра А= 10, С=12.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую q=10 q= 2 0 q=8 0 1 q= 16 0 1 2 3 0 1 10 11 4 1 2 2 3 100 5 3 4 6 101 4 7 110 5 5 6 111 8 6 7 1000 9 10 7 10 1001 11 1010 8 11 1011 12 9 12 A 13 13 1100 B 14 1101 14 15 C 15 1110 16 1111 16 D E 10000 17 17 F 20 10001 18 10 21 10010 11 22 12 При переводе из одной системы счисления в другую можно пользоваться таблицей соответствия .

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

q=10

q= 2

0

q=8

0

1

q= 16

0

1

2

3

0

1

10

11

4

1

2

2

3

100

5

3

4

6

101

4

7

110

5

5

6

111

8

6

7

1000

9

10

7

10

1001

11

1010

8

11

1011

12

9

12

A

13

13

1100

B

14

1101

14

15

C

15

1110

16

1111

16

D

E

10000

17

17

F

20

10001

18

10

21

10010

11

22

12

При переводе из одной системы счисления

в другую можно пользоваться таблицей соответствия .

Перевод чисел из десятичной системы счисления  Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы в систему счисления c другим основанием:  Последовательно выполнять деление исходного целого числа на основание той системы, в которую переводим, пока частное от деления не окажется равным нулю. Записать полученные остатки в обратном порядке, начиная с последнего частного.

Перевод чисел из десятичной системы счисления

Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы в систему счисления c другим основанием:

  • Последовательно выполнять деление исходного целого числа на основание той системы, в которую переводим, пока частное от деления не окажется равным нулю.
  • Записать полученные остатки в обратном порядке, начиная с последнего частного.

Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления Пример 1 .  Возьмем десятичное число, например, 11 10 и переведем его в двоичное, выполняя деление на основание 2  Ответ читаем по остаткам - наоборот! Получили что 11 10 = 1011 2

Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления

Пример 1 . Возьмем десятичное число, например, 11 10 и переведем его в двоичное, выполняя деление на основание 2

Ответ читаем по остаткам - наоборот!

Получили что 11 10 = 1011 2

Иногда более удобно записать алгоритм перевода в форме таблицы Десятичное число/целое частное Делитель (основание системы) 11 2 5 Остаток (цифра двоичного числа) 1 2 2 1 2 1 0 2 1 Проверка :  1011 2 = 1 · 2 3 + 0 · 2 2 + 1 · 2 1 + 1 · 2 0 = 8 + 0 + 2 + 1 = 11 10 Итак, перевод из десятичной системы в любую другую происходит путем деления исходного числа на основание той системы, в которую переводим.

Иногда более удобно записать алгоритм перевода в форме таблицы

Десятичное число/целое частное

Делитель (основание системы)

11

2

5

Остаток (цифра двоичного числа)

1

2

2

1

2

1

0

2

1

Проверка : 1011 2 = 1 · 2 3 + 0 · 2 2 + 1 · 2 1 + 1 · 2 0 = 8 + 0 + 2 + 1 = 11 10

Итак, перевод из десятичной системы в любую другую происходит путем деления исходного числа на основание той системы, в которую переводим.

Перевод десятичных дробей в двоичную систему счисления Последовательно выполнять умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробей на основание системы счисления (на 2) до тех пор, пока частное от деления не окажется равным нулю. Получить искомое двоичное число, для чего записать полученные остатки Десятичная дробь/дробная часть призведения 0,75 Множитель (основание системы) Целая часть произведения 2 0,5 1 0,0 2 1 2 Перевод чисел, содержащих и целую, и дробную часть производится в 2 этапа: отдельно переводится целая часть, отдельно – дробная. Целая от дробной отделяется запятой.

Перевод десятичных дробей в двоичную систему счисления

  • Последовательно выполнять умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробей на основание системы счисления (на 2) до тех пор, пока частное от деления не окажется равным нулю.
  • Получить искомое двоичное число, для чего записать полученные остатки

Десятичная дробь/дробная часть призведения

0,75

Множитель (основание системы)

Целая часть произведения

2

0,5

1

0,0

2

1

2

Перевод чисел, содержащих и целую, и дробную часть производится в 2 этапа: отдельно переводится целая часть, отдельно – дробная. Целая от дробной отделяется запятой.

0, 5625 × 2 1 1250 × 2 0 2500 × 2 0 5000 × 2 1 0000           Пример 2 . Перевести десятичную дробь 0,5625 10 в двоичную систему счисления. Получаем:  0,5625 10 =0,1001 2            Пример 3.  Перевести в двоичную систему счисления десятичную дробь 0.7 10 . 0, 1  7 ×2 0  4 ×2  8 ×2 1 1  6 ×2  2         Э тот процесс может продолжаться бесконечно . Такой бесконечный процесс обрывают на некотором шаге , когда считают, что получена требуемая точность представления числа.  . . .

0,

5625

× 2

1

1250

× 2

0

2500

× 2

0

5000

× 2

1

0000

         Пример 2 . Перевести десятичную дробь 0,5625 10 в двоичную систему счисления.

Получаем: 0,5625 10 =0,1001 2

         Пример 3. Перевести в двоичную систему счисления десятичную дробь 0.7 10 .

0,

1

7

×2

0

4

×2

8

×2

1

1

6

×2

2

        Э тот процесс может продолжаться бесконечно . Такой бесконечный процесс обрывают на некотором шаге , когда считают, что получена требуемая точность представления числа.

. . .

Перевод чисел в десятичную систему счисления    Необходимо записать число в развернутой форме и вычислить его значение в десятичном виде. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления 10,11 2 = 1 * 2 1 + 0 * 2 0 + 1 * 2 -1 + 1*2 -2 =1*2 + 0 * 1 + 1* ½ + 1*1/4 = 2,75 10

Перевод чисел в десятичную систему

счисления

Необходимо записать число в развернутой форме и вычислить его значение в десятичном виде.

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления

10,11 2 = 1 * 2 1 + 0 * 2 0 + 1 * 2 -1 + 1*2 -2 =1*2 + 0 * 1 + 1* ½ + 1*1/4 = 2,75 10

         Задание 1 .  Перевести десятичное число 363 10 в двоичное число.  Делимое Делитель 363 2 Остаток 181 90 1 2 2 1 45 22 0 2 11 2 1 2 5 0 1 2 2 1 2 1 2 0 1 Получаем:  363 10 =101101011 2 Задание 2 . Перевести число 17,25 10 в двоичную систему счисления.  Переводим целую часть: 17 2  1 8 2  0 4 2  0 2 2  0 1 Переводим дробную часть: 0,   25       ×2 0    50       ×2 1    00 Получаем: 17,25 10 =1001,01 2

         Задание 1 . Перевести десятичное число 363 10 в двоичное число.

Делимое

Делитель

363

2

Остаток

181

90

1

2

2

1

45

22

0

2

11

2

1

2

5

0

1

2

2

1

2

1

2

0

1

Получаем: 363 10 =101101011 2

Задание 2 . Перевести число 17,25 10 в двоичную систему счисления.

Переводим целую часть:

17 2

1 8 2

0 4 2

0 2 2

0 1

Переводим дробную часть:

0,   25

      ×2

0    50

      ×2

1    00

Получаем: 17,25 10 =1001,01 2

Заполните таблицы:  Двоичная Двоичная Десятичная 101010 Десятичная  269   0,101    14,9  1101,01     0,25 101,11    46,5625   42 10 100001101 2 0,625 10 1110,111001100 2 13,25 10 0,01 2 5,75 10 101110,101 2

Заполните таблицы:

Двоичная

Двоичная

Десятичная

101010

Десятичная

269

 

0,101

 

14,9 

1101,01  

 

0,25

101,11 

 

46,5625  

42 10

100001101 2

0,625 10

1110,111001100 2

13,25 10

0,01 2

5,75 10

101110,101 2

Проверь себя 1.Что такое система счисления? 2.Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных, в чем их преимущества? 3. Привести примеры позиционных и непозиционных систем счисления. 4.Что такое основание системы счисления? 5. Как перевести десятичное число в двоичную систему счисления? 6. Как перевести двоичное число в десятичную систему счисления?

Проверь себя

1.Что такое система счисления?

2.Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных, в чем их преимущества?

3. Привести примеры позиционных и непозиционных систем счисления.

4.Что такое основание системы счисления?

5. Как перевести десятичное число в двоичную систему счисления?

6. Как перевести двоичное число в десятичную систему счисления?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее