«Роль образовательных технологий деятельностного типа в достижении личностных и метапредметных результатов (УУД)»
Учитель начальных классов
ГБОУ НОШ № 611
Матяш Екатерина Николаевна
г. Зеленогорск 2018
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы:
- личностные результаты;
- формирование УУД (метапредметные результаты);
- освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).
Деятельностный метод
Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.
Проблемно-диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
- уроки открытия новых знаний
- уроки открытия новых знаний
- уроки рефлексии
- уроки рефлексии
- уроки-тренинги
- уроки-тренинги
- уроки контроля
- уроки контроля
Для развития УУД в своей практике применяю следующие типы уроков:
Приём создания проблемных ситуаций
Урок русского языка в 1-й классе по теме «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы».
Учитель
Ученик
- Запишите под диктовку предложение:
Дети пишут в тетрадях, один ученик - на доске.
У крыльца лежит шарик.
(Шарик в одном случае со строчной буквы, в другом - с прописной.)
- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске.
- Кто написал по-другому? Какое слово?
- Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы?
- Распознавать, когда слово пишется с большой буквы, а когда - с маленькой.
Оба варианта записываются на доске.
- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.
( Учебная проблема как тема )
- Какой у вас возникает вопрос?
- Чему мы будем сегодня учиться?
Подводящий к открытию знаний диалог
Урок математики в 1 классе по теме «Длина»
Учитель
Ученик
- Измерьте длину полоски с помощью мерки ( у учащихся на каждом столе полоски одинаковой длины, мерки на разных столах разные ). ( Задание на ошибку. )
- Давайте сравним длину ваших полосок. ( Предъявление действительного факта .)
Учащиеся измеряют полоски и называют свои ответы (2, 3, 4).
Учащиеся сравнивают длину полосок наложением. ( Возникновение проблемной ситуации. )
- Итак, что вы сказали сначала?
- А что оказывается на самом деле? ( Побуждение к осознанию противоречия .)
- Полоски разной длины.
- Все полоски одинаковой длины ( Осознание противоречия .)
- Какой же возникает вопрос? ( Побуждение формулированию проблемы .)
- Как можно сравнить длины полосок, отрезков? ( Учебная проблема как вопрос .)
Формы организации учебного пространства
парное взаимодействие
групповое взаимодействие
межгрупповое взаимодействие
Задания, направленные на развитие регулятивных УУД
Русский язык
Литературное чтение
Наблюдение за ролью глаголов в речи . «Прочитай тексты. Сравни тексты. Чем они отличаются?…Чем похожи?»
Актуализация знаний о глаголе. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий:
1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения);
Новые знания о происхождении названия части речи . «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».
Умение находить глаголы в речи . «Найди глаголы. Как будешь действовать? … Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод.
2) на проведение самопроверки; редактирования текста.
Обобщение знаний. «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану: …».
Прочитай определение в рамке. ( Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.)
«Всё ли было верно в твоём рассказе?» (Дети читают правило.)
Задания, направленные на развитие познавательных УУД
Русский язык
Литературное чтение
3 класс. «Простые и сложные предложения».
После определений простого и сложного предложения даётся задание:
Развитие умений чтения и работы с информацией обеспечивает технология продуктивного чтения , которая отражена в учебниках и тетрадях по литературному чтению:
этап 1 (работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации) – обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов ознакомительного чтения;
1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит?
2. На какой вопрос отвечает каждая часть?
этап 2 (работа с текстом во время чтения) – вычитывание фактуальной и подтекстовой информации;
этап 3 (после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.
3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текст.
4.Перескажи этот текст по плану».
4 класс. Система работы с различными словарями.
«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём. Запиши слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова».
«… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?».
Задания, направленные на развитие коммуникативных УУД
Русский язык
Литературное чтение
4 класс. «Поработай над своей устной научной речью».
Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».
Провожу следующие виды работы на развитие коммуникативных УУД:
1) обсуждение прочитанного в диалоге с учителем и одноклассниками;
2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);
3) инсценирование и драматизация;
4) устное словесное рисование;
5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;
6) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному;
Контрольно-оценочная самостоятельность ученика
Вопросы к ученику, выполнявшему работу
( алгоритм самооценки ):
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить задание?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
- Какой был уровень задания?
- Какие умения формировались при выполнении этого задания?
- Какую отметку ты бы себе поставил?
- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)