«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к статье по теме: «Роль образовательных технологий деятельностного типа в достижении личностных и метапредметных результатов»

Новый ФГОС НОО устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Помимо предметных, учитель должен обеспечить личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия).

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«Роль образовательных технологий деятельностного типа в достижении личностных и метапредметных результатов (УУД)»  Учитель начальных классов  ГБОУ НОШ № 611  Матяш Екатерина Николаевна г. Зеленогорск  2018

«Роль образовательных технологий деятельностного типа в достижении личностных и метапредметных результатов (УУД)»

Учитель начальных классов

ГБОУ НОШ № 611

Матяш Екатерина Николаевна

г. Зеленогорск 2018

Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы:

Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы:

  • личностные результаты;
  • формирование УУД (метапредметные результаты);
  • освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).
Деятельностный метод  Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.  Проблемно-диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Деятельностный метод

Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.

Проблемно-диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

уроки открытия новых знаний уроки открытия новых знаний уроки рефлексии уроки рефлексии уроки-тренинги уроки-тренинги уроки контроля уроки контроля
  • уроки открытия новых знаний
  • уроки открытия новых знаний
  • уроки рефлексии
  • уроки рефлексии
  • уроки-тренинги
  • уроки-тренинги
  • уроки контроля
  • уроки контроля

Для развития УУД в своей практике применяю следующие типы уроков:

Приём создания проблемных ситуаций Урок русского языка в 1-й классе по теме «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы». Учитель Ученик Запишите под диктовку предложение: Дети пишут в тетрадях, один ученик - на доске. У крыльца лежит шарик. (Шарик в одном случае со строчной буквы, в другом - с прописной.) - Поднимите руку, кто написал так же, как на доске. - Кто написал по-другому? Какое слово? - Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы? - Распознавать, когда слово пишется с большой буквы, а когда - с маленькой. Оба варианта записываются на доске. - Смотрите, одно и то же слово написано по-разному. ( Учебная проблема как тема ) - Какой у вас возникает вопрос? - Чему мы будем сегодня учиться?

Приём создания проблемных ситуаций

Урок русского языка в 1-й классе по теме «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы».

Учитель

Ученик

  • Запишите под диктовку предложение:

Дети пишут в тетрадях, один ученик - на доске.

У крыльца лежит шарик.

(Шарик в одном случае со строчной буквы, в другом - с прописной.)

- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске.

- Кто написал по-другому? Какое слово?

- Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы?

- Распознавать, когда слово пишется с большой буквы, а когда - с маленькой.

Оба варианта записываются на доске.

- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.

( Учебная проблема как тема )

- Какой у вас возникает вопрос?

- Чему мы будем сегодня учиться?

Подводящий к открытию знаний диалог Урок математики в 1 классе по теме «Длина» Учитель Ученик - Измерьте длину полоски с помощью мерки ( у учащихся на каждом столе полоски одинаковой длины, мерки на разных столах разные ). ( Задание на ошибку. ) - Давайте сравним длину ваших полосок. ( Предъявление действительного факта .) Учащиеся измеряют полоски и называют свои ответы (2, 3, 4). Учащиеся сравнивают длину полосок наложением. ( Возникновение проблемной ситуации. ) - Итак, что вы сказали сначала? - А что оказывается на самом деле? ( Побуждение к осознанию противоречия .) - Полоски разной длины. - Все полоски одинаковой длины ( Осознание противоречия .) - Какой же возникает вопрос? ( Побуждение формулированию проблемы .) - Как можно сравнить длины полосок, отрезков? ( Учебная проблема как вопрос .)

Подводящий к открытию знаний диалог

Урок математики в 1 классе по теме «Длина»

Учитель

Ученик

- Измерьте длину полоски с помощью мерки ( у учащихся на каждом столе полоски одинаковой длины, мерки на разных столах разные ). ( Задание на ошибку. )

- Давайте сравним длину ваших полосок. ( Предъявление действительного факта .)

Учащиеся измеряют полоски и называют свои ответы (2, 3, 4).

Учащиеся сравнивают длину полосок наложением. ( Возникновение проблемной ситуации. )

- Итак, что вы сказали сначала?

- А что оказывается на самом деле? ( Побуждение к осознанию противоречия .)

- Полоски разной длины.

- Все полоски одинаковой длины ( Осознание противоречия .)

- Какой же возникает вопрос? ( Побуждение формулированию проблемы .)

- Как можно сравнить длины полосок, отрезков? ( Учебная проблема как вопрос .)

Формы организации учебного пространства парное взаимодействие групповое взаимодействие межгрупповое взаимодействие

Формы организации учебного пространства

парное взаимодействие

групповое взаимодействие

межгрупповое взаимодействие

Задания, направленные на развитие регулятивных УУД

Русский язык

Литературное чтение

Наблюдение за ролью глаголов в речи . «Прочитай тексты. Сравни тексты. Чем они отличаются?…Чем похожи?»

Актуализация знаний о глаголе. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».

Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий:

1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения);

Новые знания о происхождении названия части речи . «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».

Умение находить глаголы в речи . «Найди глаголы. Как будешь действовать? … Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод.

2) на проведение самопроверки; редактирования текста.

Обобщение знаний. «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану: …».

Прочитай определение в рамке. ( Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.)

«Всё ли было верно в твоём рассказе?» (Дети читают правило.)

Задания, направленные на развитие познавательных УУД

Русский язык

Литературное чтение

3 класс. «Простые и сложные предложения».

После определений простого и сложного предложения даётся задание:

Развитие умений чтения и работы с информацией обеспечивает технология продуктивного чтения , которая отражена в учебниках и тетрадях по литературному чтению:

этап 1 (работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации) – обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов ознакомительного чтения;

1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит?

2. На какой вопрос отвечает каждая часть?

этап 2 (работа с текстом во время чтения) – вычитывание фактуальной и подтекстовой информации;

этап 3 (после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.

3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текст.

4.Перескажи этот текст по плану».

4 класс. Система работы с различными словарями.

«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём. Запиши слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова».

«… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?».

Задания, направленные на развитие коммуникативных УУД Русский язык Литературное чтение 4 класс. «Поработай над своей устной научной речью». Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером». Провожу следующие виды работы на развитие коммуникативных УУД: 1) обсуждение прочитанного в диалоге с учителем и одноклассниками; 2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); 3) инсценирование и драматизация; 4) устное словесное рисование; 5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей; 6) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному;

Задания, направленные на развитие коммуникативных УУД

Русский язык

Литературное чтение

4 класс. «Поработай над своей устной научной речью».

Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».

Провожу следующие виды работы на развитие коммуникативных УУД:

1) обсуждение прочитанного в диалоге с учителем и одноклассниками;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному;

Контрольно-оценочная самостоятельность ученика Вопросы к ученику, выполнявшему работу ( алгоритм самооценки ):

Контрольно-оценочная самостоятельность ученика

Вопросы к ученику, выполнявшему работу

( алгоритм самооценки ):

  • Что тебе нужно было сделать?
  • Удалось тебе выполнить задание?
  • Ты сделал всё правильно или были недочёты?
  • Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
  • Какой был уровень задания?
  • Какие умения формировались при выполнении этого задания?
  • Какую отметку ты бы себе поставил?
  • Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
  • Что мы сейчас делали?
  • Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее