«Общение родителей и детей»
Автор:
Классный руководитель
Ткаченко А.Н.
МБОУ СОШ №2 с. Арзгир
Арзгирского района
Ставропольского края
Цель
- Расширить знания родителей об общении
- Стимулировать полноценное общение родителей и детей
Анкетирование учащихся класса
Вопрос
Количество ответов в %
1) Как часто с вами общаются родители(читают книги, играют в разные игры, ходят в театры и музеи)-
50 %
2) Часто ли вас ругают, наказывают родители-
70%
3) Что вместе вы делаете с родителями по дому (убираемся, моем посуду, готовим обед) -
30%
4) Часто ли хвалят тебя родители-
25%
5) Помогают родители при подготовке домашних заданий -
75%
Общение — это главное условие для развития и жизни человека
- Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Стили общения
- Авторитарный
- Либеральный
- Индифферентный
- Авторитетный
Авторитарный стиль общения
- . Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными .
Либеральный
- Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный стиль
- Проблемы воспитания не
являются для родителей
первостепенными, поскольку
у них другие заботы. Свои проблемы
ребёнку приходится решать самому.
А ведь он вправе рассчитывать на
большее — участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
Авторитетный стиль
- Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Фразы родителей:
- Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.
- Поощрение . В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!
- Психологическая поддержка . Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.
- Угроза . Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!
- Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.
Помните!
- Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
- Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
- Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
- Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
- Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
- Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
Доверительность общения
- Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Виды общения
- Вербальное - беседы,
похвала, пожелании и т. д
- Невербальное - это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения.
Подумайте и ответьте
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Сделаем вывод…
Вывод
- Чаще улыбаться;
- Общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки;
- Радоваться успехам ребенка. Не раздражаться в момент его временных неудач;
- Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни;
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации
- Создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения
«Единственная
настоящая роскошь —
это роскошь человеческого общения»