Формирование универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников на уроках технологии
Учитель начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная
школа №4» города Армянска
Гаврилишина Светлана Николаевна
- УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.
- УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.
Термин универсальные учебные действия означает умение учиться
Достижение умения учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности , включая:
1) познавательные и учебные мотивы ;
2) учебную цель ;
3) учебную задачу ;
4) учебные действия и операции
(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний.
Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Задача учителя заключается в создании следующих условий:
- наличие проблемной ситуации, что позволит активизировать творческое отношение к учебе;
- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения, что позволит выстроить последовательность выполнения задачи и предвидение конечного результата;
- обеспечение учеников необходимыми знаниями и навыками для решения поставленной задачи;
- оценивание знаний учащихся с учетом его новых достижений;
- организация форм совместной учебной деятельности, сотрудничества.
Образовательная область ТЕХНОЛОГИЯ
Раздел:
Работа с бумагой и картоном;
Тема урока:
У Работа с шаблонами .
Бумажная мастерская. Этапы урока:
- ознакомительный (на данном уроке - работа в группах);
- подготовка к основному этапу занятий (анализ задания);
- деятельностный (распределение «ролей»);
- контроль и самопроверка усвоенных знаний
(ТБ, выбор материалов, работа с шаблонами, составление композиции);
- практическая работа;
- оценка деятельности – презентация;
- подведение итогов урока.
Какие УУД формируются в ходе деятельности:
- Личностные
- формирование учебно-познавательного интереса;
- понимание причин успешности, способность к самооценке;
- эмпатия (понимание, сопереживание, оказание помощи).
- Регулятивные
- умение отобрать и проанализировать информацию;
- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
- умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Познавательные
- умение осуществлять поиск необходимой информации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- умение выделить главное;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения;
- умение прогнозировать результат;
- умение осуществить синтез как составление целого из частей.
- Коммуникативные
- умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;
- умение приходить к общему решению в совместной работе.
Предметная область технология полностью дает возможность для формирования универсальных учебных действий у младших школьников, помогает адаптироваться в современных жизненных условиях, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Наши работы
Значение уроков технологии в начальной школе
На уроках технологии
- развиваются у учащихся чувство прекрасного
- формируются высокие вкусы, умение отличить истинно художественное произведение от низкопробного
- развиваются творческие способности
- повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу
- развивается чувство цвета
- Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их.