Формирование и развитие УУД младших школьников средствами технологии продуктивного чтения
Выполнила: Ветлугина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Образование: высшее, ГГПИ им. М.Горького
Место работы: МБОУ НОШ № 52
Адрес: р. п. Ильиногорск Володарского района, ул. Угарова - 8
Методическая разработка раздела образовательной программы. Литературное чтение. 1 класс. Раздел «Наш дом».
Тема: «Формирование и развитие УУД младших школьников средствами технологии продуктивного чтения»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.)
Данный курс направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению.
- Основное содержание программы по литературному чтению, 1 класс. ОС «Школа 2100»
№
п/п
Тема раздела
1
Кол-во
часов
2
«Попрыгать, поиграть…»
3
Содержание учебного материала
«Наш дом»
12
Стихи и маленькие рассказы об играх, игрушках и увлекательных занятиях.
Виды практических работ
«Ребятам о зверятах»
4
8
- аудирование;
- самостоятельное чтение вслух и про себя, по ролям;
- декламация;
- пересказывание;
- участие в диалоге;
- создание рассказа по картине;
- иллюстрирование прочитанного,
- составление плана и др.
Стихи и маленькие рассказы о детях и их родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним
12
«Маленькие открытия»
Стихи и маленькие рассказы о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы.
13
Стихи и маленькие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться
Триединая дидактическая цель
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
1. Формирование умения высказывать свое отношение к героям произведения, оценивать поступки героев с точки зрения общепринятых норм.
2. Формирование чувства гордости за своих близких.
3. Воспитание любви к своей семье, уважения к взрослым.
4. Формирование чувства сотрудничества, культуры общения, умения работать коллективно.
1 . Обучать умению прогнозировать по заголовку, иллюстрации.
2. Развивать внимание к оттенкам лексического
значения слова.
3. Развивать умение формулировать основную
мысль текста.
4. Развивать навыки выразительного чтения.
5. Развивать устную и письменную речь, овладевать речевой и коммуникативной культурой; развивать
творческие способности детей.
1. Формировать навыки построения осознанных и произвольных высказываний в устной форме.
2. Формировать навык нахождения ответов на вопросы в тексте.
3. Формировать навык осуществления поиска необходимой информации в тексте, в рисунках.
Результаты входящей диагностики
Начало года
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
В СЕМЬЕ
НАВЫКИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ, СОТРУДНИЧЕСТВО
(Кинестетический рисунок)
(Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
(Наблюдения учителя и психолога за детьми на уроках и внеурочное время)
(Методика “Беседа о школе»)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
По О.Б. Иншаковой
Планируемые результаты
Предметные результаты:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие на содержательном материале литературных произведений;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции на содержательном материале; литературных произведений
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Регулятивные
УУД
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую
- пересказывать небольшие тексты.
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Актуальность
Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души
дети перестали читать
технология продуктивного чтения
Цель: формирование универсальных
учебных действий в процессе продуктивного чтения
- создать условия для поддержания атмосферы психологической
комфортности на уроках;
- создать условия формирования навыков учебной деятельности путем
включения в учебный процесс заданий на развитие основных
мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- создать условия для развития творческого потенциала личности
младшего школьника;
- повысить уровень мотивации, развить потребность учиться с
интересом и увлечением;
- развить самостоятельность, уверенность, ответственность,
стремление к сотрудничеству.
Планируемые результаты
первого года обучения
- коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;
- познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
- личностные – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;
- регулятивные –приобретают навыки работы по соотнесению результата своей деятельности с поставленной целью.
Концептуальность
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Теория формирования у детей типа правильной читательской деятельности
Н.Н. Светловская
Изучение подходов к литературному чтению М.А. Рыбниковой
Исследования особенностей устной речи мл. шк. возраста Л.С. Выготский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.А. Леонтьев и др.
ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ
Принципы обучения
Осознание содержания и формы своей учебной деятельности
Принцип деятельности
Формирование обобщенного системного представления о мире
Принцип целостности
Возможность освоения содержания
образования на максимальном для
него уровне
Принцип минимакса
Принцип психологической
комфортности
Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
Приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Принцип творчества
Формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора .
Принцип вариативности
- Технология продуктивного чтения «Школы 2100»
Традиционный урок
До чтения . Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…»
Продуктивное чтение
До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.
Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают.
Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интепретация.
После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданиям учителя.
После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.
Система работы
III этап
Работа с текстом
после чтения
I этап
Работа с текстом
до чтения
II этап
Работа с текстом
во время чтения
Концептуальная беседа
Антиципация
«Вдумчивое» повторное
чтение
Первичное чтение текста
Выявление и формулирование
основной идеи текста
Определение направленности
текста, его героев по названию
Самостоятельное чтение,
чтение – слушание,
комбинированное чтение
Анализ текста
Обсуждение смысла
заглавия
Постановка целей
урока
Выявление первичного
восприятия
Беседа по содержанию
Творческие задания
Выразительное чтение
«От непонимания –
к пониманию»
Выявление совпадений
первичных предположений
«Творчество»
Проблемная ситуация
Выведение на диалог
Прогнозирование содержания
и постановка целей
Рисование словесного и художественного портрета героя Составление рассказа о герое, не называя его
Инсценирование маленьких сцен
Мини-пантомимы Конкурс на лучший фантик
Музей пластилиновых фигур Составление пожелания персонажу
«От понимания – к творчеству»
Умение читать «между строк»
Создание мини-рассказов, мини-сочинений
Создание ситуации противоречий
Прием деформации текста
Продуктивное чтение
«От непонимания – к пониманию»
Проблемная ситуация
Побуждающий диалог
Подводящий диалог
Прием «Умное спрашивание»
Гипотеза
Прогнозирование содержания
и постановка целей
«От понимания – к творчеству»
«Творчество»
Технология сотрудничества
Работа в паре
Работа в группе
Продуктивное чтение
Результативность
НАВЫКИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ, СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
В СЕМЬЕ
(Кинестетический рисунок)
(Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
(Наблюдения учителя и психолога за детьми на уроках и внеурочное время)
(Методика “Беседа о школе»)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
По О.Б. Иншаковой
Выводы:
Школьники приобрели навыки
работы по соотнесению
результата своей деятельности
с поставленной целью.
Научились находить
нужную текстовую информацию
и интерпретировать ее.
Благодаря применению технологии продуктивного
чтения дети научились формулировать свои мысли, понимать собеседника.
Значительно повысился
уровень мотивации
учащихся, развилась
потребность учиться с
интересом и увлечением.
Развилась самостоятельность, уверенность, ответственность, стремление к сотрудничеству.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


