Вопросы:
- Как можно классифицировать все органические соединения?
- Что такое углеводороды?
- Какие углеводороды вы знаете?
- Что такое насыщенные и ненасыщенные углеводороды?
- Что вы знаете о простейшем
представителе насыщенных углеводородов?
Ода углеводородам
Я должен был учить зачет- Но не запомнил легкий счет. Сказали формулы писать- Не смог с тетради их списать. И я пошел на компромисс. Чтоб не учить про гидролиз, Алканы и алкадиены- Стих написал на эту тему. Простите, коль звучит абсурдно- От изомеров стало дурно. Простите, что и рифмы нет- Видно плохой с меня поэт. Но надо уж давно начать. Рукой открылася тетрадь, И взору встретился этан, Пропан, бутан, метан, пентан. Не зря он нам в подарок дан- Этот предельный класс - Алкан. Ты твердым можешь быть, и газом, Иль в жидкость превратишься разом. Гореть ты можешь, разлагаться, А иногда и замещаться. Уж долго формулу твою, Вбивал я в голову свою. И все ж запомнил навсегда Я CnH2n+2!
Найдем тебя в куске резины, Увидим в топливе машины, А может быть, заметим в саже, И в типографской краске даже… Уж можно долго продолжать, Но надо о других вещать. Бутен, пропен, и этилен, Откроют новый класс – алкен. Ты полимером можешь быть, Иль с галогеном в связь вступить. Уж очень трудно без тебя Представить мир планеты земля! Ты непределен, изомер, А может быть, и мономер. И говорю я громко всем: «CnH2 помножь на n!» Ты в жизни очень помогаешь- Нам огороды удобряешь, Пакетом можешь быть, и пленкой, Иль упаковочной клеёнкой. Спасибо, что ты есть на свете, Надеюсь, видишь строки эти. И будем дальше мы вещать, Чтоб новый класс вам показать.
Цель урока
- Сформировать представление о составе, строении, химических свойствах, получении и применении этилена – первого представителя ненасыщенных соединений с одной двойной связью.
В известной книге Кэрролла « Алиса в стране чудес» Алиса обращается к Чеширскому Коту: «Скажите, пожалуйста, куда мне идти?» На что Чеширский Кот резонно замечает: «Это во многом зависит от того, куда ты хочешь придти».
Задачи:
- Сформировать представление о ненасыщенных углеводородах
- Сформировать представление о строении этилена, его физических и химических свойствах.
- Развивать умения составлять уравнения реакций этилена с теми веществами, которыми он реагирует.
- Выяснить способы получения этилена
- Определить области применения и значение этилена
Историческая справка
- 1669г: Немецкий учёный Иоганн Бехер , нагревая этиловый спирт с серной кислотой, получил неизвестный ранее газ , названный “газ Бехера”.
Историческая справка
- 1795г: Голландский химик И. Дейман пробно изучил “газ Бехера”. Его состав: углерод и водород, при взаимодействии с хлором превращается в маслянистую жидкость-1,2 дихлорэтан. Так произошло название ОЛЕФИНЫ, что означает Маслородный.
Заполните таблицу
Вопросы для сравнения
МЕТАН
Количество одинарных и двойных связей в молекуле
ЭТЕН
4 одинарные связи. Двойных нет
Пространственное строение молекулы
тэтраэдрическое
4 одинарные связи. 1 двойная
Валентный угол
плоская
109
120
Физические свойства
- газ ( при об . усл .)
- М r = 28
- ρ = 1, 25 г /л ( при н . у .)
- немного легче воздуха
- t кип = - 103,7 0 С
- имеет слабый запах
- малорастворим в воде
- Горит ярким коптящим пламенем
Этилен С 2 Н 4
Знаете ли вы , что …
- этилен содержится в коксовом газе ( 3 – 5 % ) , в газах нефтепереработки, например крекинга ( до 20% )
- этилен образуется в незначительных
количествах в тканях растений и животных как промежуточный продукт обмена веществ ; ингибирует биосинтез и функционирование регуляторов роста растений (ауксинов)
- этилен используют для ускорения созревания
плодов, дефолиации растений, снижения преждевременного опадения плодов
Во все стороны
Не поворачивая
головы, двигайте
глазами вверх – вниз,
вправо – влево.
По 10 – 15 раз.
Вращение
Не двигая головой, начинайте
вращать глазами сначала
по часовой стрелке, потом
в обратную сторону. По 10
раз туда и обратно. А теперь
то же самое, только с
закрытыми глазами.
Пальчик
Прижмите палец к
переносице и посмотрите
на него. Затем медленно
отводите палец от себя,
продолжая следить за
ним глазами. Повторите это
упражнение несколько раз.
2) Этилен – ненасыщенный углеводород , поэтому для него характерны реакции присоединения.
К ним относятся , например , такие реакции , как :
- галогенирования( реакция с галогенами)
- гидрирования (реакция с водородом )
Присоединение идет по месту двойной связи .
Двойная связь превращается при этом в простую химическую связь
Уравнения реакций присоединения
СН 2 = СН 2 + В r 2 ═ СН 2 В r - СН 2 В r
1,2 - дибромэтан
СН 2 = СН 2 + Н 2 ═ СН 3 - СН 3
этан
Видеоопыт
- Взаимодействие этилена с бромной водой
- https://youtu.be/nbyWphHCfOg
Отгадайте загадку:
Если "эМ", то маленький макет, Если "Пэ", то с ручками:
Применение этилена и его соединений
Используется для получения :
1 - топлива с высоким октановым числом ; 2 - пластмасс ;
3, 4 - взрывчатых веществ ; 5 - антифризов ; 6, 9 - растворителей ;
7 - синтетического каучука ; 10 - ацетальдегида
8 - Используется для ускорения созревания плодов
Закрепление. Выплните тестовое задание.
- Молекулярная формула этилена: а) С 2 Н 3 ; б) С 2 Н 2 ; в) С 2 Н 5 ; г) С 2 Н 4 ;
- Валентные углы в молекуле этилена равны: а)60 0 ; б)90 0 ; в)120 0 ;г)180 0
- Для метана характерна: : а) реакция замещения; б) реакция присоединения; в) высокая реакционноспособность; г) реакция разложения.
- Характерным свойством этилена является: а) реакция разложения; б) реакция присоединения; в) реакция замещения; г) малая реакционноспособность
- При взаимодействии этилена с водородом образуется: а) бутан; б) пропан; в) этан; г) метан. Проводится взаимопроверка.
Проверь себя
- 1. г
- 2. в
- 3. а
- 4. б
- 5. в
Рефлексия
Продолжите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:
- Урок не вызвал _________________________
- Своей работой на уроке __________________
- Сегодня я узнал (а)______________________
Домашнее задание
Параграф27, составить кроссворд про этилен. Упр. 6,7
Оцените своё состояние после урока
Мне хорошо. Как всегда. Уныло. Я много знаю Я плохо понял. и умею!
«Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача — не беда, пробуйте еще...» Д.И.Менделеев
03.02.20