«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Предшкольная подготовка как средство формирования преемственности детского сада и начальной школы

В статье представлен опыт работы по формированию преемственности детского сада и начальной школы

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Предшкольная подготовка как средство формирования преемственности детского сада и начальной школы


Ширшова Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

1 категория

МАОУ «Начальная школа - детский сад №15»

г. Кунгура Пермского края


«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребенком»

Л.С.Выготский


Современный энциклопедический словарь говорит, что преемственность - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.

Сегодня понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить три сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Если сравнивать ФГОС ДО и ФГОС НОО, можно проследить сходство

  • по структурно-организационным подходам, заключающимся в совокупности требований к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам ООП, образовательным результатам;

  • по единому психолого - методологическому подходу: ориентация на деятельностный подход, учет возрастных и психологических особенностей ребенка, понятие об универсальных учебных действиях, опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития;

  • по преемственности образовательных областей в детском саду и начальной школе;

  • направленности основных образовательных программ ДО и НОО: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей, успешная социализация, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Работая более двадцати пяти лет учителем начальной школы, считаю, что предшкольная подготовка может служить одним из средств формирования преемственности, своеобразным «мостиком преемственности». В своей практике выделяю два направления по преемственности: подготовка детей и родителей.

Занятия по предшкольной подготовке проводим в течение учебного года; еженедельно три занятия по 30 минут: обучение грамоте, подготовку к письму и математику.

На занятиях по письму даю задания на штриховку и раскрашивание; написание различных графических элементов букв и цифр; обращаю внимание на правильную посадку во время занятия, правильное положение ручки при письме. Делаю акцент на соблюдение правильного наклона элементов, равномерность их расположения, соблюдение контуров рисунка. Задания расположены по степени возрастания сложности. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом, следовательно, влияет на способность освоить процесс письма в 1 классе начальной школы.

Занятия по обучению грамоте формируют у детей начальные навыки чтения: учат различать гласные и согласные звуки; закладывают основы звуко-буквенного анализа; учат читать простые слова и предложения. Игровая форма построения занятий и материалов тетради вызывает у ребят интерес к чтению. Обращаю внимание на понимание смысла предложения, небольшого текста, т.е. идет развитие аналитического отдела головного мозга, формируется навык осознанного чтения, что очень ценно в учебной деятельности.

Занятия формируют предпосылки УУД, что является основой формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Так, во время занятий формируются

  • личностные действия - умение соотносить поступки с принятыми моральными нормами. Знакомим детей с пословицами и поговорками, объясняем их смысл, прививаем умение делать собственные выводы;

  • регулятивные - организация каждым ребенком своего рабочего места; понимание учебной задачи, её самостоятельное решение; формируются навыки самоконтроля и самооценки. В конце каждого занятия прошу оценить свою работу, проанализировать, какие задания были трудными для выполнения;

  • познавательные - ребёнок учится самостоятельно строить высказывания, выбирает эффективный способ выполнения задания;

  • логические - анализ и синтез; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; знаково-символическое моделирование;

  • коммуникативные - дети учатся вступать в диалог, работать в паре или группе сверстников, продуктивно с ними сотрудничать.

На занятиях по математике дети учатся соотносить цифры с количеством предметов, усваивают счёт, пишут цифры до 10; учатся решать примеры и простые задачи; знакомятся с составом чисел; геометрическими фигурами; сравнивают предметы по разным признакам. Акцентирую внимание на логических заданиях, развивая таким образом операции анализа, синтеза, классификации, обобщения. Таким образом, занятия формируют у детей начальные математические понятия и представления, необходимые для успешного обучения в начальной школе.

При проведении занятий используются методы, соответствующие возрастным особенностям ребёнка. Интересно и то, что занятия построены по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей. Так, интегрируются познавательные области «познание», «коммуникация» (основная функция — общение, обогащение словаря ребёнка, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха), «чтение художественной литературы» (стихи о звуках и буквах, заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок), «художественное творчество» (задания на соединение, штриховку, рисование и дорисовывание предметов), что является основным в период обучения грамоте в 1 классе начальной школы; «физическая культура» (физминутки, выполнение движений по тексту стихотворений, пальчиковая гимнастика, танцевальные паузы), что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

Во время занятий осуществляется и психологическая адаптация детей: происходит знакомство со школой, учителем; привыкание к коллективу сверстников; знакомство с приёмами обратной связи; развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Все это в целом готовит мотивационно-психологическую сферу ребенка к школьному обучению, ребенок осознает свою роль ученика, адаптируется к новой роли естественным образом на основе знакомых ему видов деятельности.

Родители также нуждаются в подготовительной работе, т.к. с 1 сентября кардинально меняется их статус: они станут родителями учеников, а это влечет определенный уровень обязанностей и ответственности. Поэтому родителям необходимо:

  1. адаптировать к новым требованиям и условиям развития их детей;

  2. оказать неоходимую психологическую помощь в преодолении проблем при переходе детей на следующую ступень образования.

Формы работы с родителями давно знакомы, но действенны:

  • экскурсия по школе с целью знакомства с условиями обучения;

  • встречи с администрацией – знакомство с Уставом, правами и обязанностями родителей, программой школы;

  • анкетирование – изучение запросов родителей и прогнозирование ожидаемых результатов;

  • встречи с педагогом – психологом с целью информирования родителей о психологических особенностях возраста, возможных сложностях и оказания консультативной помощи.

Предполагаемый результат такой работы: психологическая готовность родителей к новому статусу – родителей учеников.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что занятия по предшкольной подготовке работают на осуществление преемственности между детским садом и начальной школой, так как в них интегрированы все образовательные области, занятия направлены на формирование основ УУД, способствуют психологической адаптации детей к школе.






Список литературы

  1. Современный Энциклопедический словарь Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997 г.

  2. Текст Федерального государственного стандарта дошкольного образования http: //минобрнауки.рф/

  3. Текст Федерального государственного стандарта начального общего образования http: //минобрнауки.рф/




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее