Дисциплина: Химия
Дата __________________ Группа __________________
Тема раздела: Углеводороды и их природные источники
Тема: Предельные углеводороды. Алканы. (Занятие 1)
Цель: дать представление о предельных углеводородах-алканах, используя материалы предыдущих занятий
Задачи:
Обучающая: используя материал предыдущих занятий раскрыть понятие предельных углеводородов алканов, начать формирование умения называть углеводороды по формуле и наоборот.
Развивающая: создать условия для развития внимания, умения слушать друг друга.
Воспитательная: чувство патриотизма, интереса к предмету.
Тип урока: получение новых знаний.
Средства обучения: учебник, компьютер, презентация, плакат «Сравнение углеводородов», набор шаростержневых моделей.
Ход занятия:
1. Организационный момент – 2мин.
Приветствие обучающихся. Староста озвучивает имена отсутствующих обучающихся.
Проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Актуализация знаний- 8 мин.
Даю для проверки знаний разноуровневые задания. Время выполнения 8 минут. (Приложение 3 )
3. Изучение нового материала-15 мин.
-Введение понятия «углеводороды».
Обучающиеся самостоятельно выписывают из учебника определение «Алканы» стр. 71 в рамке.
-Электронное и пространственное строение метана.
Зарисовывают себе в тетрадь.
- Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.
Выписать определение «гомологического ряда» и какой вид изомерии характерен алканам.
Вывести общую формулу алканов.
Записать гомологический ряд алканов в тетрадь.
Преподаватель демонстрирует шаростержневые модели структурных изомеров пентана и записывает их на доске (пентан, изопентан, 2,2-диметилпропан). Первым 2-м даются названия, но возникает проблема как назвать третий изомер?
Обучающиеся вспоминают алгоритм составления названий органических соединений.
Раздаю обучающимся раздаточный материал: «Гомологический ряд алканов», «Алгоритм составления названия алканов», вклеивается в тетрадь. (ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2)
4. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
5. Закрепление материала
К доске идут 2-ое обучающихся и пишут структурные формулы
2,3-диметилпентан 3-метил-3-этилпентан
Остальным обучающимся даю творческое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
6. Рефлексия
Метод облако "тегов". Дополните начатые предложения:
-сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог…было интересно узнать, что…
7. Варианты домашнего задания:
§ 4.1 и 4.2 Составить изомеры и гомологи вещества состава С6Н14. Дать им названия.
Дополнительно: стр. учебника № 77 № 5,6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм составления названия алканов
Этапы составления названия | Пример |
1. Найдите по структурной формуле самую длинную цепь атомов углерода | СН3-СН2-СН-СН3 ׀ СН3 |
2. Пронумеруйте атомы углерода в ней, начиная с того конца, к которому ближе разветвление | 4 3 2 1 СН3-СН2-СН-СН3 ׀ СН3 |
3. Перед основой названия укажите номер атома углерода, у которого есть разветвление (радикал-заместитель), и дайте ему название* |
2-метил….. |
4. Назовите главную углеродную цепь (в ней 4 атома углерода)- основу названия | 2-метилбутан |
* Если радикалов несколько, нумерацию начинайте с того конца, к которому ближе старший заместитель (старшинство определяется по алфавиту) | 1 2 3 4 5 СН3-СН-СН-СН2-СН3 ׀ ׀ СН3 С2Н5 2-метил-3-этилпентан |
Если радикалы одинаковые, используйте приставки: ди-, три-, тетра-. Число цифр в названии равно количеству радикалов | СН3 ׀ СН3−С−СН3 ׀ СН3 2,2-диметилпропан |
Алгоритм составления названия алканов
Этапы составления названия | Пример |
1. Найдите по структурной формуле самую длинную цепь атомов углерода | СН3-СН2-СН-СН3 ׀ СН3 |
2. Пронумеруйте атомы углерода в ней, начиная с того конца, к которому ближе разветвление | 4 3 2 1 СН3-СН2-СН-СН3 ׀ СН3 |
3. Перед основой названия укажите номер атома углерода, у которого есть разветвление (радикал-заместитель), и дайте ему название* |
2-метил….. |
4. Назовите главную углеродную цепь (в ней 4 атома углерода)- основу названия | 2-метилбутан |
* Если радикалов несколько, нумерацию начинайте с того конца, к которому ближе старший заместитель (старшинство определяется по алфавиту) | 1 2 3 4 5 СН3-СН-СН-СН2-СН3 ׀ ׀ СН3 С2Н5 2-метил-3-этилпентан |
Если радикалы одинаковые, используйте приставки: ди-, три-, тетра-. Число цифр в названии равно количеству радикалов | СН3 ׀ СН3−С−СН3 ׀ СН3 2,2-диметилпропан |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карточка 1.
1. Закончите определение.
Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но различное химическое строение и свойства называют……………….
2. Подпишите название орбиталей:
3. Основной элемент органических веществ:
а) сера
б) азот
в) углерод
4. Валентность углерода в органических соединениях всегда равна:
а) IV
б) III
в) II
5. Создатель теории химического строения органических соединений:
а) А.М. Бутлеров
б) Д.И. Менделеев
в) Й.Я. Берцелиус
Карточка 2.
1. Закончите определение.
Способность атомов химических элементов образовывать определенное число связей с другими элементами называют…………..
2. Зарисуйте формы s, p, d – орбиталей.
3. Атому какого химического элемента соответствует электронная формула: 1s 22s 22p 63s 23p2 ?
4. «Дедушкой» органической химии считают:
а) Д.И. Менделеев
б) Й.Я. Берцелиус
в) А.М. Бутлеров
5. В органических веществах углерод четырехвалентен. Изображая валентную связь черточками, составьте структурные формулы веществ: CH4- метан, C2H6-этан, C3H8-пропан.
Карточка 3.
1. Напишите электронно-графическую формулу атома углерода в спокойном и «возбужденном» состояниях. В каком состоянии углерод находится в органических соединениях.
2. Вычислите массовую долю углерода в метане, этане. На основании расчетов объясните, почему метан горит голубоватым пламенем, этилен- желтым пламенем?
3. Напишите схему образования сигма-связи в молекуле водорода.
Карточка 4.
1. За счет перекрывания орбиталей какого типа образованы химические связи в молекулах H2, HF, F2?
2. Напишите структурные формулы изомеров возможных изомеров, имеющих состав С6Н14. Назовите их.
3. Среди названных ниже веществ выберите изомеры: а) 2,2-диметилпентан б) 4-метилгептан
в)3-этилпентан г) 2-метилпентан д) 2,2,3-триметилбутан е) гептан
Критерии оценивания:
Карточки 1, 2.
Все задания оцениваются в 1 бал
«5»-5 балов
«4»- 4 бала
«3» - не менее 3 балов
«2»- 2 бала и менее
Критерии оценивания:
Карточки 3, 4.
Все задания оцениваются в 2 бала
«5» -6 балов
«4»- 5-4 бала
«3» - не менее 4 балов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.
Д | Н | Б | О | П | Т |
Е | О | У | К | Р | А |
К | Н | Г | Т | О | Г |
А | А | Е | А | П | Е |
Н | Н | П | Н | А | К |
М | Е | Т | А | Н | С |
Э | Т | А | Н | Н | А |
П | Е | Н | Т | А | Н |
Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.
Д | Н | Б | О | П | Т |
Е | О | У | К | Р | А |
К | Н | Г | Т | О | Г |
А | А | Е | А | П | Е |
Н | Н | П | Н | А | К |
М | Е | Т | А | Н | С |
Э | Т | А | Н | Н | А |
П | Е | Н | Т | А | Н |
Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.
Д | Н | Б | О | П | Т |
Е | О | У | К | Р | А |
К | Н | Г | Т | О | Г |
А | А | Е | А | П | Е |
Н | Н | П | Н | А | К |
М | Е | Т | А | Н | С |
Э | Т | А | Н | Н | А |
П | Е | Н | Т | А | Н |
Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.
Д | Н | Б | О | П | Т |
Е | О | У | К | Р | А |
К | Н | Г | Т | О | Г |
А | А | Е | А | П | Е |
Н | Н | П | Н | А | К |
М | Е | Т | А | Н | С |
Э | Т | А | Н | Н | А |
П | Е | Н | Т | А | Н |
Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.
Д | Н | Б | О | П | Т |
Е | О | У | К | Р | А |
К | Н | Г | Т | О | Г |
А | А | Е | А | П | Е |
Н | Н | П | Н | А | К |
М | Е | Т | А | Н | С |
Э | Т | А | Н | Н | А |
П | Е | Н | Т | А | Н |
Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога
Д | Н | Б | О | П | Т |
Е | О | У | К | Р | А |
К | Н | Г | Т | О | Г |
А | А | Е | А | П | Е |
Н | Н | П | Н | А | К |
М | Е | Т | А | Н | С |
Э | Т | А | Н | Н | А |
П | Е | Н | Т | А | Н |