«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

актуализировать правила написания слов с буквосочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу;

развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку

по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2-й класс)


Панасенко Надежда Михайловна, учитель начальных классов 1 квал. категории

Цель: повторить, систематизацировать и расширить грамматический материал по данной теме


Задачи:

актуализировать правила написания слов с буквосочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу;

развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.


Оборудование: карточки и картинки со словарными словами машина, ужи, чучело, щавель, чайник, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), Словарь русского языка Ожегова, магнитофон и диск с фрагментами песен, чучела птиц.


Сценарий урока


Организационный момент:


а)


Прозвенел звонок сейчас

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Вижу: класс мой - хоть куда!

Мы начнём урок русского языка.


б) Гимнастика для пальцев. Упражнение на внимание.


в) Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.


Подготовка к обобщающей деятельности:


а) Словарная работа.


Загадка №1:


Пьёб бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Носит обувь из резины,

А зовут её : (машина)


Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:

машинка

машинное (масло)

машинист

машинистка

машиностроение


Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека.


Загадка №2:


Очень мирные мы змеи.

Любим жить в лесах у рек

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним во век (ужи)


Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?


Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.


Загадка № 3:


На огне ворчу-бурчу,


А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)


Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.


Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.


Загадка № 4:


Он хорошо для кислых щей

Помимо прочих овощей (щавель)


Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.


Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.


Загадка № 5:


Урод стоит на палке


С бородой из мочалки (чучело)


Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение.


Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц. Старайтесь ходить красивыми и аккуратными, чтобы не быть похожими на "чучело"


Загадка № 6:


Полосатая злодейка

Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку

Не проглотит лишь ерша (щука)


Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.


Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.


б) Определение темы урока


Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.


в) Физминутка:


Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:


Щуку я тащу-тащу

Щуку я не упущу.


Проговорили 2-3 раза.


Обобщение силами учащихся


а) Письмо по памяти:


Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.


Вывод: чу-щу пишу с буквой у.


б) Составление деформированного предложения:


Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.


На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.


Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении.


Вывод: жи-ши пиши с буквой и.


в) Игра "Фотогрф"


Накормили Пушинку, отдохнём и поиграем.


Описание игры: на доске 20 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча, туча, свеча, пища, каланча, чай, чайник, часы, часовщик, чащоба, кричать, чашечка и др. Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.


Проверка: кто больше запомнил и написал слов?


Вывод: ча-ща пишу с буквой а.


г) Физминутка: упражнение для глаз, упражнение для внимания.


д) Музыкальная пауза:


Дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.


"Песенка крокодила Гены" (прохожим, непогожий)


"Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье, жить)


"Два весёлых гуся" (жили)


"Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается)


"Крейсер Аврора" (притихший)


"Песенка Красной шапочки" (вышины, ширины)


"Шире круг" (шире)


"Добрый жук" (жил)


"Катюша" (груши)


"Если с другом вышел в путь" (чуть-чуть)


и другие


Проверка.


Вывод: хоровое проговаривание каждого правила жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у. На доске появляются карточки с правилами.


Самостоятельная работа учащихся


Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропушенные буквы и выделить орфограммы. Для сильных учащихся - 5 предложений. Для слабых учащихся - 3 предложения.


В ч...ще щебеч...т стриж... и чиж... .


Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.


У Маш... и Миш... цветные карандаш... .


У Серёж... ч...десный новый рюкзак.


Бабушка сварила щ...велевый суп.


Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.


Вывод: какие правила вы применяли при выполнение этого задания?


Подведение итогов урока


Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу).


Рефлексия:


Какова была тема нашего урока?


Какие правила мы повторили?


Что нового узнали?


Кому понравился урок?


Кому скажем спасибо?


Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?


Инструктаж о домашнем задании: Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык 2 класс М.: Баллас, 2008г. - 160 с.: илл. стр. 108 упр. 180.


Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.


Дополнительные задания:


Заучивание стихов:


Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины камыши.

Запомни слоги жи и ши

Ты с буквой и всегда пиши.

Ча и ща, ча и ща -

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча -

С буквой а и ща и ча.

Я грамотно писать хочу

Слова на чу и шу учу:

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун

Чумазый, чучело, чурбан,

Чдесный, чувство и чулан.

Кричу, ворчу, ищу, тащу -

Я с у пишу и чу, и щу.



Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.

Знаем твердо: жи и ши

Пишем только с буквой и.


Чудо, щука, ухвачу.

И кричу, лечу, хочу,

Сочетания чу-щу

Пишем только с буквой у.


Чаща, чайка, каланча,

Роща, чаща, и свеча

Точно знаем: ча и ща

Пишем только с буквой а.


Точно, точка, стрелочка,

Тучка, срочно, белочка,

Где чк – чн напишем

Мягкий знак уже не пишем.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее