Конспект урока по русскому языку
по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2-й класс)
Панасенко Надежда Михайловна, учитель начальных классов 1 квал. категории
Цель: повторить, систематизацировать и расширить грамматический материал по данной теме
Задачи:
актуализировать правила написания слов с буквосочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу;
развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;
воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.
Оборудование: карточки и картинки со словарными словами машина, ужи, чучело, щавель, чайник, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), Словарь русского языка Ожегова, магнитофон и диск с фрагментами песен, чучела птиц.
Сценарий урока
Организационный момент:
а)
Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.
б) Гимнастика для пальцев. Упражнение на внимание.
в) Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.
Подготовка к обобщающей деятельности:
а) Словарная работа.
Загадка №1:
Пьёб бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:
машинка
машинное (масло)
машинист
машинистка
машиностроение
Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека.
Загадка №2:
Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век (ужи)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?
Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.
Загадка № 3:
На огне ворчу-бурчу,
А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.
Загадка № 4:
Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.
Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.
Загадка № 5:
Урод стоит на палке
С бородой из мочалки (чучело)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение.
Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц. Старайтесь ходить красивыми и аккуратными, чтобы не быть похожими на "чучело"
Загадка № 6:
Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша (щука)
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.
б) Определение темы урока
Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.
в) Физминутка:
Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:
Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу.
Проговорили 2-3 раза.
Обобщение силами учащихся
а) Письмо по памяти:
Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.
Вывод: чу-щу пишу с буквой у.
б) Составление деформированного предложения:
Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.
На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.
Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении.
Вывод: жи-ши пиши с буквой и.
в) Игра "Фотогрф"
Накормили Пушинку, отдохнём и поиграем.
Описание игры: на доске 20 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча, туча, свеча, пища, каланча, чай, чайник, часы, часовщик, чащоба, кричать, чашечка и др. Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.
Проверка: кто больше запомнил и написал слов?
Вывод: ча-ща пишу с буквой а.
г) Физминутка: упражнение для глаз, упражнение для внимания.
д) Музыкальная пауза:
Дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
"Песенка крокодила Гены" (прохожим, непогожий)
"Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье, жить)
"Два весёлых гуся" (жили)
"Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается)
"Крейсер Аврора" (притихший)
"Песенка Красной шапочки" (вышины, ширины)
"Шире круг" (шире)
"Добрый жук" (жил)
"Катюша" (груши)
"Если с другом вышел в путь" (чуть-чуть)
и другие
Проверка.
Вывод: хоровое проговаривание каждого правила жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у. На доске появляются карточки с правилами.
Самостоятельная работа учащихся
Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропушенные буквы и выделить орфограммы. Для сильных учащихся - 5 предложений. Для слабых учащихся - 3 предложения.
В ч...ще щебеч...т стриж... и чиж... .
Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.
У Маш... и Миш... цветные карандаш... .
У Серёж... ч...десный новый рюкзак.
Бабушка сварила щ...велевый суп.
Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.
Вывод: какие правила вы применяли при выполнение этого задания?
Подведение итогов урока
Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Рефлексия:
Какова была тема нашего урока?
Какие правила мы повторили?
Что нового узнали?
Кому понравился урок?
Кому скажем спасибо?
Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?
Инструктаж о домашнем задании: Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык 2 класс М.: Баллас, 2008г. - 160 с.: илл. стр. 108 упр. 180.
Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.
Дополнительные задания:
Заучивание стихов:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины камыши.
Запомни слоги жи и ши
Ты с буквой и всегда пиши.
Ча и ща, ча и ща -
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча -
С буквой а и ща и ча.
Я грамотно писать хочу
Слова на чу и шу учу:
Чулок и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун
Чумазый, чучело, чурбан,
Чдесный, чувство и чулан.
Кричу, ворчу, ищу, тащу -
Я с у пишу и чу, и щу.
Мыши, ёжики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.
Знаем твердо: жи и ши
Пишем только с буквой и.
Чудо, щука, ухвачу.
И кричу, лечу, хочу,
Сочетания чу-щу
Пишем только с буквой у.
Чаща, чайка, каланча,
Роща, чаща, и свеча
Точно знаем: ча и ща
Пишем только с буквой а.
Точно, точка, стрелочка,
Тучка, срочно, белочка,
Где чк – чн напишем
Мягкий знак уже не пишем.