«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Цель урока: формировать представление о правописании безударных окончаний имен прилагательных. Урок разработан по программе "Школа 2100"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок по русскому языку

в 4 классе

по УМК «Школа 2100»

Учителя начальных классов

Захаровой Ларисы Анатольевны

Староказинского филиала МОУ Новоникольской СОШ





Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Цели: формировать представление о правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

  1. - обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма, чтобы правильно написать гласную в безударном окончании прилагательного;

  2. - развивать умение определять род, число, падеж имен прилагательных;

  3. - повысить уровень знаний учащихся  по теме “Имя прилагательное”.


Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Основные понятия: безударные гласные окончания имен прилагательных.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, чтение.


Ресурсы:

Основные: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева русский язык, учебник для 4 класса, часть 2, стр. 40-41.,

Оборудование: Проектор, презентация «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных», сигнальные карточки-смайлики, карточки-листочки с заданиями.


Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Формирование

УУД


1. Мотивация

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Буду правильно писать,

Буду много – много знать.

Приветствуют учителя и улыбаются друг другу.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

2. Актуализация опорных знаний.


- Ребята, у нас сегодня урок необычный.

- Я предлагаю, вам, отправится в путешествие.

- Вы любите путешествовать?

- В этот чудесный зимний день,

Если только вам не лень,

Предлагаю не скучать,

И путешествовать.

Путешествие начнем …

С вами в зимний лес пойдем.


_Но, чтобы мы не сбились с пути, нам придется взять с собой надежного проводника.

- Таким проводником будет замечательная часть речи, узнаете ли вы ее?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам нужно знать, беречь.


_Как вы догадались?

-Значит, с нами в путешествие отправляется прекраснейшая часть речи – имя прилагательное.

- Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.

- На доске написаны, что? (словосочетание) Что мы можем о них сказать? (имеют одинаковый род, число вместе с существительным, но разные падежные окончания) Слайд 1.

Дети слушают, отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают о имени прилагательном, указывают род, число, падеж.









Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД).


3.Формулирование темы урока, постановка цели.































Словарная работа

- Зимой в лесу снег глубокий. Матушка - зима постаралась, все лесные тропки замела.

Нужен нам для путешествия зимний вид транспорта, чтобы в сугробах не увязнуть. Перед вами слайд 2.:

Телега

Ковёр – самолёт

Сани – едут сами

Велосипед

- Выберите из него самый зимний вид транспорта.

- В какой сказке сани ездили сами?

- Вот и наши сани могут ехать сами, но они с секретом и начинают движение только тогда, когда мы выполним их задание.

- Приготовьтесь к поездке. Откройте тетради, запишите дату, вид работы

- Отгадайте загадку: Слайд 3

Невидимкой осторожно он является ко мне

И рисует, как художник, он узоры на окне.

( мороз)

Слайд 4

- Давайте с вами разделимся на группы и сделаем морфологический разбор слов мороз и морозный (день).

-А, теперь посмотрите на Слайд 5. Здесь написаны слова: мороз, морозный , морозище.

-Что можно о них сказать? Разберите их по составу в группах и прикрепите к доске для сравнения листы вашего ответа.

- Какое слово здесь лишнее? Почему?

- Молодцы! Наши волшебные сани наконец-то тронулись и несут нас прямо в зимний лес.

Полюбуемся его красотами.

(Слайд 6-7)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. ( Ф. Тютчев)

-Вот наши сани притормозили. (Слайд 8-9) Мы можем понаблюдать за словосочетаниями лесных жителей. Но что с ними случилось? Видно какой –то злой волшебник здесь побывал до нас и перепутал все признаки животных.

- Помогите лесным жителям вернуть первоначальные признаки. Расставьте существительные по своим местам к подходящим по смыслу прилагательным.

Хитрая лисица

пугливый заяц

спелая рябина

красногрудый снегирь

косолапый медведь

суетливая сорока

высокая берёза

шустрый воробей


- Запишите полученные словосочетания.

- Прилагательные какого рода нам встретились?

- Как вы определили род?

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли вы написали словарные слова.



Ученики слушают, отвечают, записывают дату и вид работы.






































Записывают в тетрадях правильные словосочетания и проверяют в парах.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя . (Регулятивные УУД)

4.Работа над новым материалом.







- И снова мчат нас волшебные сани по зимнему лесу.(Слайд10) Полюбуйтесь его красотами и может быть заметите, сколько имён прилагательных прячется здесь.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. ( А.С. Пушкин « Зимнее утро»)Слайд11

- Выписать словосочетания прилаг. + сущест., вставить окончания, выделить окончания, какие эти окончания ударные или безударные.

- Погода отличная! Хорошо в зимнем лесу!


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Долго по лесу гуляли.

Мы в сугробах утопали.

Мчались с ледяной горы.

Поиграли мы в снежки.

И лесным жильцам решили

Подарить снеговика.

Два часа его лепили.

Получилась красота!

- Вот какой снеговик у нас получился!(Слайд12)

- Только что-то у него невесёлый вид.

- Догадываюсь, почему. Пока мы его лепили, всё в его снежной голове перемешалось. И он никак не может вспомнить, из какого сугроба какая часть вылеплена.

- Надо помочь бедняжке. Прочитайте словосочетания, которые написаны на сугробах и распределите таблички к нужным падежам, которые записаны на снеговике.

Обоснуйте свой выбор.(Слайд13)

- В каких прилагательных написание окончаний не вызывает сомнений? ( В ударных или безударных)

- Сравните написание ударных и безударных окончаний в одних и тех же падежах, за исключением Им. падежа.

- Что вы заметили? ( И в ударном и в безударном положении окончания одинаковые)

- Какой вывод можно сделать?

Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же, как и ударные.


-Составить алгоритм

(Слайд 14)

Дети с помощью учителя отвечают на поставленные вопросы.


Выбирают запись к составленному рассказу и рисунку.




Выписывают словосочетания, выделяют окончания



Ученики проводят физкультминутку.









Расставляют таблички в нужных падежах














Вместе с учителем составляют алгоритм.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).










5.Первичное закрепление


- А куда сейчас завезли нас волшебные сани? Из какой сказки этот персонаж? Слайд 15

- Кто автор? ( «Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Вы помните, что в своём ледяном дворце Снежная королева заставляла мальчика Кая складывать ледяные головоломки.

- Вот и нам, чтобы вырваться из этого ледяного плена, нужно выполнить задание и применить на практике полученные знания.

(На доске текст с пропущенными окончаниями прилагательных)

-Прочитайте текст. Слайд 16

Чудесн… январск.. днём мы гуляли по зимн… лесу. Легкие снежинки кружились в весёл… хороводе. Они устилали землю мягк… пушист… ковром.

- Какие части слов пропущены?

Вставьте пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных и запишите предложения.


- Но прислушайтесь, что это за звуки?

( звучит запись звуков вьюги)

- Кажется, начинается вьюга. Нам пора возвращаться домой.














Дети выполняют задание в тетради.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Пропедевтика решения задач(ПознавательныеУУД)

6.Самостоятельная работа







- А ну-ка, сани, езжайте домой с нами. Не заводятся!? Конечно, ведь мы же не выполнили последнее задание!

- Найдите задание на карточках.

- Какие части имён прилагательных пропущены?

- Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Определите их падеж.



Дети самостоятельно выполняют работу в карточках


(На доске 3 столбика примеров)

Дети работают в паре, самостоятельно выполняют задание, проверяют и объясняют, как меняются ответы в каждом столбике.






Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(РегулятивныеУУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Пропедевтика решения задач(Познавательные УУД)



7.Рефлексия учебной деятельности на уроке






8. Домашнее задание


















Вот теперь мы точно возвращаемся из путешествия.(Слайд17)

- И вот мы дома, все на месте. (Слайд 18)

- Вам понравилось в лесу?

- Какая часть речи помогала нам путешествовать?

- Какие способы проверки безударных окончаний имён прилагательных вы запомнили?



Чтобы вы не забыли о нашем путешествии, предлагаю вам в качестве домашнего задания выполнить упр. 7 стр. 50



-Дописать предложения:

На уроке

- я узнал…

-я научился….

- мне понравилось…

_А сейчас я хочу увидеть ваше настроение, покажите его!

Дети работают с листочками, дописывая предложение.








Записывают домашнее задание

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).



Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).






































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее