Проверочная практическая работа к модулю 4
по теме «Мотивация и лидерство»
Задание №1. Применение техники «5 почему» по отношению к рутинным делам. Выбрать одну такую задачу. Записать цепочку вопросов и ответов к рутинной задаче. Проанализировать – определить ценность. Соответствует ли она стратегической картонке? Сделать выводы. Мотивирует ли это? Что необходимо сделать для повышения мотивации?
С сентября 2017 года и до сегодняшнего дня для меня была задача №1 - пройти курсы повышения квалификации по преподаванию обществознания в средней общеобразовательной школе. Изначально, в начале учебного года, попыталась записаться на курсы повышения квалификации в Институте Развития Образования Забайкальского края в г.Чита. В итоге оказалось, что две группы укомплектованы и мест на очные курсы повышения квалификации в этом учебном году не предвидится. Встал вопрос: «Где обучаться?» Благо, что на августовском педагогическом совете нам, учителям, предложили дистанционное обучение. Просмотрев по интернету множество учебных заведений, предлагающих дистанционное образование по повышению квалификации, я остановилась на «Инфоуроке».
С 27 сентября 2017 года началось дистанционное обучение. Начало учебного года, после отпуска, показалось мне «адом кромешным», так как я почему-то не стала успевать подготовиться к урокам к завтрашнему дню (приходилось потом работать ночью), домашние дела были «запущены» и шли с трудом, а здесь добавилась ещё учёба. Невольно пришлось задуматься над таким вопросом «А почему я не стала успевать?».
Для начала я интуитивно стала записывать в тетрадь список дел, которые нужно выполнять в течение дня и ставить отметки галочкой - что выполнила и что не смогла сделать. Просмотрев и проанализировав свои записи за неделю, я пришла к выводу, что очень много планирую на один день. Чтобы было удобнее видеть на бумаге, что мне предстоит выполнить за день, я купила обычный школьный дневник и стала всё записывать в нём. Оказалось, что это очень удобно! На работе я пользуюсь «Ежедневником»,
1
так как считаю, дела на работе и домашние дела должны иметь какое-то разграничение.
Сейчас, когда изучила лекции по курсу повышения квалификации «Тайм-менеджмент – персональная эффективность преподавателя» и что-то не удаётся выполнить, я стала пользоваться методом «5 почему». И этот метод отлично помогает в работе.
Моя стратегическая картонка.
Карьера
Преподавание уроков обществознания в 10-11 классах (в данное время веду в 5-9 классах)
| Семья Баловать своих домашних вкусной, разнообразной и полезной пищей (консервирование, вкусные блюда, выпечка и т.д.) |
Саморазвитие
Окончить дистанционные курсы ПК
| Досуг и подработка в удовольствие
Пошив изделий на заказ
|
Мои «5 почему»:
1. Почему мне не хватает времени? (Нерационально использую своё время)
2. Почему у меня остаётся 2 – 3 незаконченных дел на завтра? (Много планирую на день)
3. Почему не хватает времени на нормальный сон? (Стараюсь всё делать сама, не доверяю остальным членам семьи)
4. Почему некогда заниматься любимым занятием – пошивом изделий? (Много сижу в интернете с делом и без дела)
5. Почему учёба отодвигается на задний план? (Личная неорганизованность)
Повторно сделав анализ, я пришла к выводу, что очень много планирую на день, не умею сказать «нет» людям, которые приходят и просят что-то ушить, пришить, сшить и т.д., не умею чётко планировать свой день
2
и слишком много времени уделяю мелочам, то есть у меня не срабатывает закон Паретто, а именно, когда работаю над чем-то важным, я получаю результат в 4 раза меньше, а трачу сил в 4 раза больше.
Таким образом, при планировании нужно уметь правильно расставлять приоритеты – какие дела нужно выполнить в первую очередь, а какие – могут подождать. Моя стратегическая картонка действительно мотивирует, так как я научилась отделять важные дела от второстепенных; перестала сидеть в интернете без дела; привела в порядок рабочее место, где находится компьютер, нужные папки для работы и всё – больше ничего лишнего; научилась отказывать заказчикам по простой причине, что я обучаюсь на курсах; научилась запланированное на день контролировать, отмечая всё в дневнике.
Например, при прохождении первого курса повышения квалификации до завершения учёбы я затратила 2 месяца! Затем, когда мне стал интересен сам процесс дистанционного обучения, в феврале я записалась ещё на два курса дополнительного образования взрослых и детей и закончила параллельно в апреле месяце. В марте месяце дали старт на «Инфоуроке» конкурсу «Современный учитель - 2018» и тут, войдя в азарт конкурса, пришлось записаться на 4 курса сразу. Что интересно, никаких проблем с учёбой и совмещением с работой и ещё конкурсом не возникло благодаря чётко спланированному времени на все дела – и рабочие моменты не были упущены, и домашние дела не помешали учёбе, и в конкурсе принимаю участие – вошла в первую «1000», а именно место в рейтинге – 309. В итоге я с сентября месяца заканчиваю 12-ый курс повышения квалификации объёмом в 680 часов!
Выводы:
1. Важно составлять список дел – это самый простой метод планирования.
2. Для расстановки приоритетов в списке дел отлично помогает матрица Эйзенхауэра.
3.Планировать только 60% своего дня.
4. Распределение обязанностей и делегирование полномочий – способ рационального использования времени.
3
Задание 2. Заполнить таблицу по отношению к любому из дней. Сделать вывод о приоритетности целей и ценностей. Что мотивирует?
День (дата) | Главное событие дня | Ценность | Цель |
30.05.2018 г
| 1. Подготовка к экзамену по обществознанию в 9 классе (консультация с 10-00 до 12-00)
2. Подготовиться к итоговому тесту по двум курсам ПК (16-00 до 20-00). Сдача итоговых тестов.
3. Приготовить позы к ужину. (20-00 до 22-00)
4.Чтение лекций по тайм-менеджменту. (22-00 до 24-00)
| Настроить детей на сдачу экзамена, убедить их в том, что это нужно для будущей карьеры.
Саморазвитие
Семья, мои близкие
Самообразование | Быть уверенной, что все дети смогут сдать ОГЭ по обществознанию.
Завершение двух курсов ПК и на будущий учебный год получать ежемесячно стабильный и высокий доход.
Сделать приятное мужу и сыновьям.
Подготовиться к выполнению проверочной практической работе по теме.
|
1. Из таблицы видно, что для одного дня я запланировала всего 4 пункта. Я не стала планировать утренние домашние дела, потому что решила посвятить время до консультации чисто житейским хлопотам по дому – уборке, приготовлению обеда для семьи и, таким образом, высвободила 2 часа для отдыха перед тем, как идти на работу. На домашние дела у меня ушло ровно 4 часа – в 10-00 я была свободна. Отдохнув 1,5 часа, я за 12 минут дошла до школы.
4
2. До проведения консультации у меня оставалось ровно 15 минут, чтобы внутренне собраться самой и настроиться на рабочий лад. Последняя консультация с ребятами прошла очень продуктивно, настроила их на хорошую сдачу экзамена и осталась уверенной, что дети экзамен сдадут.
3. В перерыве до 15-00 часов я успела просмотреть недочёты в журналах и исправить их, а также заполнила «Личные дела» 10 класса, в котором являюсь классным руководителем.
4. С 16-00 до 18-00 я просмотрела лекции и до 19-00 успешно сдала итоговые тесты по двум курсам ПК. Таким образом, у меня высвободился целый час до приготовления ужина.
5. Приготовление национального блюда «Позы» занял 1 час 30 минут. Все остались сыты и довольны.
6. Просмотр лекций по тайм - менеджменту у меня занял 1 час 30 минут, поэтому я на целый час раньше отошла ко сну.
Выводы:
1. С помощью планирования и рациональной организации времени я шаг за шагом двигаюсь к достижению одной долгосрочной цели.
2. Научилась правильно формулировать цель и ставить конкретные задачи на 1, 3-5 лет.
3. Умею устанавливать первоочерёдность и приоритетность выбранных целей.
4. Для рационального использования времени я использую схему Шлимана, техники «Круг забот» и «Круг влияния», «5 почему».
5. Для мотивации и выполнения приоритетных задач у меня постоянно на виду красиво оформленная «Моя стратегическая картонка».
6. Завела «Тетрадь успеха», в которой фиксирую свои достижения.
7. Определила «свои биологические часы».
5
Задание 3. Составить свой список поглотителей времени. Попробовать найти символьное обозначение или иллюстрацию в Интернете. Зафиксировать их. Ответить на вопросы:
- к какой группе поглотителей относится большинство моих;
- объяснить опасность этого поглотителя;
- какова причина появления этой «ловушки времени;
- насколько я могу контролировать поглотители;
- предложить варианты борьбы с поглотителем.
Сделать выводы.
Поглотители времени (хронофаги) – термин, обозначающий любые виды объектов и дел, отвлекающих от выполнения основных задач и запланированной работы.
К основным поглотителям времени можно отнести:
- выполнение ненужных дел;
- исполнение чужих обязанностей;
- нерациональная трата времени;
- трата чужого времени.
До обучения курса «Тайм – менеджмент – персональная эффективность преподавателя» основными поглотителями моего времени оказались из группы «Нерациональная трата времени», а именно:
- моя личная неорганизованность;
- неумение сказать «нет»;
- неумение распределять обязанности и отсутствие делегирования;
- бралась за работу без предварительной разработки чёткого плана;
- пыталась всё сделать самостоятельно.
6
Причиной появления этой «ловушки времени» явилось стремление всё сделать самой и самой контролировать все процессы, а также неумение делегировать полномочия.
В последнее время я стараюсь контролировать эти поглотители времени и, как показалось, мне неплохо удаётся. Постоянно ловлю себя на мысли, что перед тем как что-то сделать, я задаю сама себе вопросы:
- Есть ли необходимость это делать именно сейчас?
- Какое дело приоритетнее?
Чтобы увидеть сколько у меня времени уходит впустую, а также мотивировать себя на более полезное времяпрепровождение, я завела себе «Календарик – пинарик» (от слова «пинать» в значении «подталкивать»)
Суть нижеприведённой таблицы в том, что в пустых клетках нужно записать все дела и заботы, которые пришлось выполнить за неделю. Закрасить одним цветом время, потраченное впустую, а другим полезное время. Какого цвета оказалось больше в таблице? Вам сразу станет понятно – чем вы занимались за прошедшую неделю (полезной деятельностью или не совсем).
| 6 | 7 | 8 | 9 | 1 0 | 1 1 | 1 2 | 1 3 | 1 4 | 1 5 | 1 6 | 1 7 | 1 8 | 1 9 | 2 0 | 2 1 | 2 2 | 2 3 | 2 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого за день + | Итого за день - |
Пн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ср |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого за неделю + | Итого за неделю - |
Использование «Календарика – пинарика» в работе показало, что количество потерянных часов сокращается. И пусть он постоянно находится перед глазами и сигнализирует о том, чтобы не пришлось тратить впустую своё драгоценное время!
7
Выводы:
1. «Тайм – менеджмент» - это система управления временем, совокупность схем и способов успешно его использовать.
2. Большинство людей думают, что распределять время просто и этому не нужно учиться специально. Но бережное отношение ко времени создаёт предпосылки эффективного управления им. Я с удовольствием прошла этот курс, многое пересмотрела, проанализировала и порекомендую своим коллегам и друзьям.
3. На основе анализа нужно знать свои «поглотители времени» и как с ними бороться.
4. Каждому человеку нужно стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию, уметь расставлять приоритеты, ставить личные цели, учиться на собственном опыте и опыте других.
5. Овладевать навыками эффективной организации работы, развивать способности рационально планировать свою деятельность и анализировать её результаты.
6. Владеть методами планирования времени.
7. Следовать такому принципу, чтобы наши дела не становились срочными.
8. Время – невосполнимый ресурс, оно уходит безвозвратно. Но при помощи личного тайм – менеджмента можно получить выигрыш во времени в 25 –30%. А это получается несколько дополнительных часов в сутки для выполнения всех дел и начинайте прямо сегодня!
8