Технологическая карта урока
ТЕМА УРОКА: Повторение и обобщение изученного материала. Проект «Сказка в орфограммах».
ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА: проверить умения учащихся зрительно находить в тексте орфограммы на изученные правила, писать в соответствии с правилами письма слова и предложения; проверить умения подбирать к тексту заголовок; формировать умение подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации самое главное и основное; учить представлять свой проект.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся заинтересованность, любовь к уроку «русский язык», взаимоуважение, самостоятельность, активность в процессе обучения.
Развивающая: развивать навыки самоконтроля, устойчивость внимания через организацию парной работы, индивидуального контроля, карточки самопроверки; развивать зрительную и слуховую память посредством фронтального, индивидуального проговаривания и наглядности.
Образовательная: повторить и обобщить творческий опыт известных русских писателей; ознакомиться с темой сказки в русском фольклёре и на основании полученного опыта создать своё творческое произведение о сказках.
Формируемые УУД.
Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, к учебному материалу;
Познавательные:
-развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
-устанавливать аналогии;
-решать языковые задачи моделированием;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
применять правила проверки безударной гласной;
выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом;
Регулятивные:
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
-формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности
Коммуникативные:
- формировать умение находить общее решение;
-умение аргументировать своё предложение убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
Личностные УУД:
-осознание значимости отобранного материала;
-формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости её;
-формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
учащиеся закрепят знания, умения и навыки, приобретённые при изучении курса русского языка в первом классе; научатся выделять из большого количества информации самое главное и основное; представлять свой проект.
Педагогические технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения
Методы обучения: метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод самоконтроля в обучении.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, выполненная учителем; карточки с предложениями, словами; маски, рисунки учащихся для защиты проектов.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Тихо скрипят половицы,
Налейте в чашки чаек.
Под тихий шелест страницы
К нам кто-то (сказка) в гости идет…
Актуализация знаний.
- Сейчас, ребята, разгадайте кроссворд и скажите, кто же к нам идет на урок
- Назвать орфограммы
Р | у | с | а | л | о | ч | к | а |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
м | у | ж | и | к |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
р | е | п | к | а |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
| з | а | я | ц |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
И | в | а | н | у | ш | к | а |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
к | о | з | л | я | т | а |
|
|
|
|
Девочка с рыбьим хвостом.
Кто в сказке «Вершки и корешки» обманул медведя и оставил его голодным?
Что посадил дед и выросло большое-пребольшое
Кого выгнала лиса из избушки.
У сестрицы Алёнушки был братец
Кто из героев дружно кричал: «Слышим, слышим, да не матушкин это голосок. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает!»
3.Сообщение темы, постановка задач.
Кто пришёл к нам на урок? Сказка. Не просто сказка, а сказка с орфограммами. С какими орфограммами мы будем работать? Мы знакомы с этими орфограммами?
Так какая цель нашего урока? Повторить орфограммы русского языка.
Сегодня на уроке вы не только будете закреплять знания, повторять орфограммы, а создадите свой сборник «Орфограммы в сказках»
Отталкиваясь от цели урока, предположите тему нашего урока. Проект «Орфограммы в сказках»
4. Организация деятельности по достижении цели
Работать будете в группах. Давайте повторим правила работы в группах. У каждой группы есть маски. По вашим героям определите, с каким видом орфограмм будете работать.
В каждой группе есть маршрутный лист. Вы будете выполнять задания в этом маршрутном листе.
5. Построение проекта.
1.Вскройте красный конверт. Волшебные предметы. Прочитайте задание и запишите в маршрутный лист. Выписать слова волшебные предметы, которые подходят к вашей орфограмме.
Сапог, ковёр, шапка, перо Жар-птицы, блюдечко, остров Буян, земля Лукоморье, царство Салтана, дудочка, кувшин, гриб, медведь, щука, курочка Ряба, чашка, живая вода, почтальон Печкин, чудеса
Буквосочетание ЧК ЧН ЧТ
Блюдечко, дудочка, курочка, почтальон, Печкин.
Гласные после шипящих
Кувшин, щука, чашка, живая вода, чудеса
Проверяемая и непроверяемая безударная гласная
Ковёр, перо, земля, медведь, вода, почтальон.
Заглавная буква. Имя собственное
Жар-птица, Буян, Лукоморье, Салтан, Ряба, Печкин
Парная согласная
Сапог, шапка, остров, гриб, медведь.
Проверка по эталону на экране.
Ребята, кто нашёл информацию об острове Буяне и земле Лукоморье.
Если вы полностью справились с заданием, наклейте фонарики в маршрутный лист.
2.Вскройте белый конверт. Лабиринт. Прочитайте задание и запишите в маршрутный лист. Собери пословицу.
Пройдите лабиринт. Собери пословицу. Составь из слов предложение, запиши в маршрутный лист. Объясни пословицу.
Буквосочетание ЧК ЧН ЧТ
Красная Шапочка (Волков бояться — в лес не ходить) Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело.
Гласные после шипящих
Мужик и медведь. (Большой вырос, да ума не нажил). Глупый человек
Проверяемая и непроверяемая безударная гласная
Теремок. («В тесноте, да не в обиде»). Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного, о взаимовыручке.
Заглавная буква. Имя собственное
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. (Мир не без добрых людей). Иногда абсолютно посторонние люди приходят на помощь в той или иной ситуации. Качество - доброта
Парная согласная
Волк и семеро козлят. (Кто матери не послушает — в беду попадёт). Непослушание детей приводит к беде.
Проверка. Каждая группа рассказывает пословицу. Наклейте фонарики в маршрутный лист.
Физминутка.
3.Вскройте желтый конверт. Сказочные пазлы. Прочитайте задание. Соберите и наклейте в маршрутный лист. Работаете быстро, дружно и аккуратно.
Буквосочетание ЧК ЧН ЧТ
Снегурочка
Гласные после шипящих
Лиса и кувшин
Проверяемая и непроверяемая безударная гласная
Лиса и заяц
Заглавная буква. Имя собственное
Буратино
Парная согласная
Сказка о рыбаке и рыбке
Проверка каждой группы. Поднять пазлы. Наклейте фонарик в маршрутный лист. Посмотрите, сколько у вас получилось фонариков.
5. Включение в систему знаний и повторений.
Вывод. Поделитесь со мной вашими знаниями, которыми вы закрепили во время работы над проектом.
Найдите правило, которое соответствует вашей орфограмме, приклейте. Проверка каждой группы.
Найдите сказочных героев и назовите орфограмму. (На стене)
Итак, чтобы наш сборник был запоминающим, ярким и красочным, интересным добавим ваши иллюстрации, которые вы нарисовали дома. Выберите те иллюстрации, которые подходят к вашей орфограмме.
6. Самооценка групп
Капитаны оцените работу своей группы.
7.Рефлексия
Тут и сказке конец, а кто сборник издавал, свои знания применял, от друзей не отставал, и команду выручал, тот похвалу и получал.
Чему нас учат сказки? ( Сказки учат творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми).
(Дети говорят)
Мы мешок развязали, вам сказок насказали. А теперь завяжем мешок – и дальше пойдем, новых сказок наберём. А вы нас ждите - пироги пеките!