Сабақтың жоспары ЗТС
План урока
Пән предмет | Рус. литература | Күні дата |
|
|
|
|
| |
№ сабақ занятие № |
| Топ группа |
|
|
|
|
| |
Тақырып Тема | Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Обзор произведений («Бедные люди», «Братья Карамазовы»). | |||||||
Мақсат Цели Білімділік: Дидактическая углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время. Дамытушылық критического мышления, речи ,умения анализировать,находить главное Развивающая ______________________________________________________ Тәрбиелік: нравственно-патриотическое воспитание Воспитывающая | ||||||||
Сабақтын типі (тұрпаты) Тип урока | Изучение нового материала | |||||||
Сабақтын әдісі Метод обучения | Проблемно-поисковый, исследовательский | |||||||
Корнекілік Оснащение | тексты | |||||||
Сабақтын барысы Ход урока | ||||||||
1. Бағдарлану – мотивациялық блок Мотивационно – ориентировочный блок | ||||||||
Сабақтың тақырыбын шығу, жазұ Выход на тему, запись темы урока Іске құжаттарды қалыптастыру
| Оқу мақсатын қою Постановка цели, задач урока Оқу мақсатын қою Білімдік және дамытушылық | |||||||
Сабақтың барысымен танысу Знакомство с ходом урока | ||||||||
Білім жаңғыртуы Актуализация знаний | ||||||||
Проверка дом.задания Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное. Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием». Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.
|
2. Операциялық- танымдық блогы
Жаңа материалды мазмұндау (баяндау)
Изучение нового материала:
Беседа с учащимися о жизни и личности Ф. М. Достоевского.
Вопросы.
1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.
Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.
1. «Униженные и оскорбленные» (1861)
Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.
В. Г. Белинский об авторе романа: «…так еще никто не писал».
2. «Записки из Мертвого дома» (1859–1861)
Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел найти что-то человеческое. По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».
3. «Преступление и наказание» (1866)
Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.
Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.
4. «Идиот» (1868)
Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.
В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».
5. «Братья Карамазовы» (1879–1880)
задумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова [2], духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.
В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…
В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».
Білімдерін бекіту
Закрепление знаний:
В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?
3.Рефлексия бақылау блогы
Рефлексивно – оценочный блок
нәтижелерді жинақтап қорыту, қорытындылау
обобщение результатов, подведение итогов
Рефлексия
Рефлексия
Чем запомнился урок?
Үй тапсырмасы
Домашнее задание
1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.
2. Устно ответить на вопросы:
1) Какими вы видите улицы Петербурга?
2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.
3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)
4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?
Подпись
қолы ___________________