«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Получение и химические свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов

Открытый урок для 8 класса на углубление знаний по теме "Оксиды" с применением разноуровневых заданий.

Цель урока: углубить знания обучающихся об оксидах, способах их получения, свойствах и областях применения; развить у обучающихся активизацию, сотрудничество и сплоченность в коллективе.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки


Тема: Получение и химические свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов. Х.Э : изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты. (8б - 08.02.24)

Цель урока:  углубить знания обучающихся об оксидах, способах их получения, свойствах и областях применения; развивать у обучающихся активизацию, сотрудничество и сплоченность в коллективе.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.

  1. Метапредметные:

Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,

оценивать свои  учебные достижения.

  1. Предметные:

Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, описывать свойства оксидов с помощью уравнений химических реакций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование раздаточный материал – карточки с заданиями;
лабораторное оборудование: сухое горючее на плитке спички, пробиркодержатель,

оксид меди( II) и раствор серной кислоты


Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация.

- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова китайской пословицы: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Подумайте до конца урока, почему именно эти слова стали эпиграфом на нашем уроке. В конце урока мы снова к ним вернемся.

  1. Актуализация знаний.

На предыдущем уроке вы начали знакомство с классом неорганических соединений – оксидами.

- Какие вопросы из данной темы мы с вами разобрали?

1. Какие вещества называются оксидами?

2.Игра “Найди родственников”. Из приведенных формул выберите формулы оксидов и

назовите их: H2SO4, NaOH, CuO, Na2SO4, O2, SO3, HCl, Na2O, Fe2O3, Mn2O7, HMnO4 (формулы написаны на доске).

3. На какие две группы по делятся оксиды?

4. На какие группы делятся солеобразующие оксиды?

5. Дать определения основных, амфотерных, кислотных оксидов.

6.Определите классификацию следующих оксидов: ZnO, Na2O, CaO, Al2O3, SiO2, CO, SO3 (формулы написаны на доске).

6. Игра “ Третий лишний”: 1) GeO, ZnO, CO 2) Na2O, SiO2, CaO 3) CO, CO2, SO2 4) N2O, P2O5, NO (формулы написаны на доске).

Тест №1 Тест проверяется и оценивается учащимися самостоятельно (взаимопроверка). (Письменная проверочная работа по вариантам, содержит вопросы предыдущей темы – 5 минут).

Вариант №1.

1. Среди следующих формул оксидом является: 1) НСl 2) Na 2SO4 3) Na 2O 4) NaOH

2. Среди следующих оксидов несолеобразующим является: 1) СО2 2) СО 3) Na 2O 4) SO3

3. Среди следующих оксидов кислотным является: 1) СО 2) N2O 3) N2O3 4) Al2O3

4. Среди следующих оксидов основным является: 1) СО2 2) FeO 3) ZnO 4) N2O

5. Среди следующих оксидов амфотерным является 1) SO2 2) CO 3) BeO 4) Mn2O7

Вариант №2.

1. Среди следующих формул оксидом является: 1) НСl 2) SO3 3) CuSO4 4) NaOH

2. Среди следующих оксидов солеобразующим является: 1) N2О 2) СО 3) P2O5 4) NO

3. Среди следующих оксидов кислотным является: 1) SО3 2) CaO 3) BaO 4) Fe2O3

4. Среди следующих оксидов основным является: 1) СО2 2) N2O5 3) ZnO 4) Na2O

5. Среди следующих оксидов амфотерным является 1) SO2 2) CO 2 3) Cl2O7 4) Al2O3

Проверка тестовой работы правильные ответы и нормы (презентация)

Вариант 1. Вариант 2.

1 – 3 1 – 2

2 – 2 2 - 3

3 – 3 3 - 1

4 – 2 4 - 4

5 – 3 5 – 4

правильные ответы оценка

5 «5»

4 «4»

3 «3»

2 «2»

 А сейчас я предлагаю вам выполнить задание. У каждой группы на столах есть листки, которые называются «Определите соответствие…». Внимательно познакомьтесь с тем, что вы должны сделать и приступайте к выполнению задания. Работаете вы 3 минуты.

1 группа. Определите соответствие между названием вещества и его формулой. Обведите буквы, которые находятся на пересечении.

Название

Оксида



Форму ла

оксида

Оксид натрия

Оксид серы (IV)

Оксид бора

Оксид углерода (II)

Оксид азота (V)

Оксид кальция

Оксид углерода (IV)

Оксид марганца (IV)

Оксид цинка

Оксид меди (II)

SO2

Ц

И

Э

К

Л

О

Ж

С

Ц

С

N2O5

Ё

Е

Ъ

Т

Ч

Ь

Я

А

О

Д

CO2

Д

К

А

Н

А

П

С

Д

Г

А

MnO2

Ш

Й

Л

Ч

О

Ю

Ц

К

Я

Т

CuO

Э

Д

Г

Р

С

Э

В

Л

Х

Е

ZnO

У

Щ

Ь

Щ

Ы

И

Р

Ь

И

Щ

B2O3

Г

В

М

В

Ц

А

Ч

Б

У

Ч

CaO

О

С

О

Л

У

Е

К

Г

В

О

Na2O

Х

П

Ю

П

К

Т

У

О

Д

Х

CuO

Н

А

Ц

Я

Д

Ц

Г

Э

Т

М

CO

К

В

И

И

Х

Ф

Л

У

Ю

В



2 группа. Определите валентность элемента в оксиде Обведите буквы ,которые находятся на пересечении.


Формула

валентность


валентность


Na2O



Mn2O7



Cu2O



Cr2O3



N2O5



H2O



CaO



P2O5


7

К

В

Г

М

Ш

Х

Д

Х

6

Л

А

Ы

З

Ф

В

М

И

55 5

Д

Ш

Н

Р

С

А

П

А

4

О

П

Ч

П

Х

О

У

Ы

33 3 3

Ж

В

И

Й

Я

Ж

Ч

С

2

З

У

Л

У

Ц

Э

В

Г

1

С

4

О

Н

Л

Т

Л

К

3 группа. Определите соответствие между формулой оксида и его агрегатным состоянием при нормальных условиях. Обведите буквы, которые находятся на пересечении.

Формула



Агрегатное

состояние

Fe2O3


CO

Cu2O

SO2

NO

H2O

CO2

Твердое вещество

О

Ё

С

К

Е

Б

Н

Жидкое вещество

Ы

М

У

П

Г

О

Ю

Газообразное вещество

Й

К

М

И

Д

И

В

Химические свойства оксидов( записывают в тетради)

Следует акцентировать внимание учащихся на правиле: оксид взаимодействует с водой, если образуется растворимый гидроксид.

Схема 3.


Химические свойства оксидов

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ 

1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль          (р. соединения)

CaO + SO2 = CaSO3

2. Основной оксид + Кислота = Соль + Н2О               (р. обмена)

3K2O + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O

3. Основной оксид + Вода = Щёлочь                            (р. соединения)

Na2O + H2O = 2NaOH

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ 

1. Кислотный оксид + Вода = Кислота                      (р. соединения)

СOH2O = H2CO3,      SiO2 – не реагирует

2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О      (р. обмена)

P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O

3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль          (р. соединения)

CaO + SO2 = CaSO3

4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей

CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 +CO2


Некоторые оксиды (оксид серы (IV), оксид азота и др.) образуются в промышленном производстве. В больших количествах эти оксиды попадают в атмосферу, где парами воды образуют кислоты, и выпадают в виде так называемых кислотных дождей. Кислотные дожди наносят огромный вред окружающей среде, поэтому необходимо принимать меры, способствующие снижению попадания оксидов в атмосферу.

Оксиды образуются:

1) при горении простых и сложных веществ;
2) при разложении сложных веществ – нерастворимых оснований, кислот, солей (схема 4)

Схема 4.


Получение оксидов 


1. Горение веществ (Окисление кислородом)

а) простых веществ


2Mg +O2=2MgO

б) сложных веществ

2H2S+3O2=2H2O+2SO2

2.Разложение сложных веществ


а) солей

СОЛЬt= ОСНОВНЫЙ ОКСИД+КИСЛОТНЫЙ ОКСИД

СaCO3=CaO+CO2

б) Нерастворимых оснований

Ме(ОН)tMexOH2O

Cu (OH)t=CuO+H2O

в) кислородсодержащих кислот

НnA = КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + H2O

H2SO3=H2O+SO2

Применение оксидов. ( устный Доклад ученика)

Закрепление полученного материала:

Лабораторный опыт ( демонстрационный)

ТЕМА: «Изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты»

Ход работы:

 Взаимодействие оксида меди II (CuO) с серной кислотой. 

В чистую пробирку насыпьте немного оксида меди II (CuO) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь.Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в тетрадях.

Подведение итога урока . Вернемся к э пиграфу нашего сегодняшнего урока слова китайской пословицы:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Почему именно эти слова стали эпиграфом на нашем уроке.


Домашнее задание:   40, выполнить задания № 2,3,4 на стр.13.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ для сильных учеников

Задание 1

Даны вещества:

CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO,SO3, Na2SO4,

ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3

Подчеркните формулы оксидов и подпишите над ними их тип (кислотные – К, основные – О, амфотерные – А, несолеобразующие – Н)

Задание 2

Только кислотные оксиды расположены в ряду:

1) CaO, Fe2O3

2) N2O5, Na2O

3) N2O5, CO

4) CuO, Al2O3

Задание 3

Только основные оксиды расположены в ряду:

1) CaO, Fe2O3 2) N2O5, Na2O 3) N2O5, CO 4) CuO, Al2O3

Задание 4

Даны вещества:

CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO,SO3, Na2SO4,

ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3

Подчеркните формулы оксидов и подпишите над ними их тип (кислотные – К, основные – О, амфотерные – А, несолеобразующие – Н)

Задание 5

Только кислотные оксиды расположены в ряду:

1) CaO, Fe2O3

2) N2O5, Na2O

3) N2O5, CO

4) CuO, Al2O3

Задание 6

Только основные оксиды расположены в ряду:

1) CaO, Fe2O3 2) N2O5, Na2O 3) N2O5, CO 4) CuO, Al2O3




КАРТОЧКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (отработка знаний на этапе актуализации)


1. Игра “Найди родственников”. Из приведенных формул выберите формулы оксидов и назовите их:

H2SO4, NaOH, CuO, Na2SO4, O2, SO3, HCl, Na2O, Fe2O3, Mn2O7, HMnO4

(формулы написаны на доске).

2. Определите классификацию следующих оксидов: ZnO, Na2O, CaO, Al2O3, SiO2, CO, SO3 (формулы написаны на доске).


3. Игра “ Третий лишний”:

1) GeO, ZnO, CO 2) Na2O, SiO2, CaO

3) CO, CO2, SO2 4) N2O, P2O5, NO

(формулы написаны на доске).

Определите какая формула оксида лишняя в ряду, учитывая классификацию оксидов

6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее