Урок литературного чтения в 4 «В» классе модуль: Поэтическая тетрадь №2 Урок обобщения по теме: «Поэзии прекрасные страницы»
Поэтическая тетрадь №2
- Поэзии прекрасные страницы
Цели раздела
- 1. Познакомиться с лирическими произведениями русских поэтов хх века; узнать, что сближает разные виды искусства.
- 2. Научиться определять настроение и чувства поэта.
- 3. Учиться сравнивать произведения живописи и литературы;
- Составлять рассказ по картине с использованием слов и выражений авторского текста.
Назови имя и отчество поэта
- 1. Пастернак . .
- 2. Клычков . .
- 3. Кедрин . .
- 4. Рубцов . .
- 5. Есенин . .
Какие произведения написал?
- 1. Пастернак . .
- 2. Клычков . .
- 3. Кедрин . .
- 4. Рубцов . .
- 5. Есенин . .
Подбери иллюстрацию
Пастернак Борис Леонидович
- Поэт родился в Москве 28 января 1890г в интеллигентной еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак.
- Пастернак увлекался музыкой, которой занимался в течение шести лет .
- В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета.
- Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году .
- 1942—1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой — Ариадне Эфрон.
- В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт.
- Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкино.
Клычков Сергей Антонович
- Родился 1 июля 1889г в деревне Дубовки Тверской губернии в семье сапожника- старообрядца.
- Участвовал в революции1905г. В 1906г написал ряд революционных стихов.
- Воевал во время Первой мировой войны, был в звании прапорщика.
- Поэт был знаком с С.Есениным.
- В 1937г был арестован по ложному обвинению .
- 8 октября 1937г был приговорен к смертной казни и в тот же день расстрелян.
- В 1956г реабилитирован.
Кедрин Дмитрий Борисович
- Родился 14 февраля 1907г.
- Русский поэт, переводчик.
- Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой- дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко.
- В 1923г, бросив учёбу в техникуме, Дмитрий Борисович начал работать в газете, писал стихи.
- В 1929г его арестовывают. С 1931г, после освобождения , Кедрин поселяется в Подмосковье, служит литконсультантом в издательстве «Молодая гвардия»
- Во время Великой Отечественной войны служит на фронте Корреспондентом. После возвращения с войны замечает за собой слежку. Спустя три месяца его находят убитым. Погиб Кедрин 19 сентября 1945г
Рубцов Николай Михайлович
- Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк Архангельской области. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой — отец, Михаил Адриянович Рубцов (1900—1963), ушёл на фронт и погиб в 1941 (на самом деле отец бросил семью и жил отдельно в Вологде после войны). В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.
- С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Затем с 1952 по 1953 работал кочегаром в архангельском траловом флоте . В июле 1962 с помощью Бориса Тайгина выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы».
- В июле 1962 с помощью Бориса Тайгина выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы».
Есенин Сергей Александрович
- Родился 21 сентября 1895г в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье
- В 1904г пошёл учиться в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе. По окончании которой в1912году Есенин прибыл в Москву.
- Работал в книжном магазине, а потом в типографии.
- В 1913г поступил вольнослушателем на историко- философское отделение в московский городской народный университет. В 1914 г были опубликованы его первые стихи.
- С.Есенин был очень влюбчивым, женился четыре раза.
- Покончил жизнь самоубийством 28 декабря 1925г. Ему было всего 30 лет
Назови произведение и его автора
- И зари вишнёвый клей
- Застывает в виде сгустка.
Назови произведение и его автора
- И зари вишнёвый клей
- Застывает в виде сгустка.
- «Золотая осень».
- Б.Пастернак
Назови произведение и его автора
- И когда заря скрывалася,
- Снова бегали - резвилися.
Назови произведение и его автора
- И когда заря скрывалася,
- Снова бегали - резвилися.
- «Лебёдушка»
- С.Есенин
Назови произведение и его автора
- Солнечный блеск твой чудесный
- С нашей играет рекой.
Назови произведение и его автора
- Солнечный блеск твой чудесный
- С нашей играет рекой.
- «Сентябрь»
- Н.Рубцов
Назови произведение и его автора
- Завтра хлынет дождик быстрый,
- Тучей солнце заслоня.
Назови произведение и его автора
- Завтра хлынет дождик быстрый,
- Тучей солнце заслоня.
- «Бабье лето»
- Д.Кедрин
Назови произведение и его автора
- Как гуляет перед бором
- Чудный странничек в кустах.
Назови произведение и его автора
- Как гуляет перед бором
- Чудный странничек в кустах.
- «Весна в лесу»
- С.Клычков
Назови произведение и его автора
- И ничего не желаю,
- И ничего не хочу!
Назови произведение и его автора
- И ничего не желаю,
- И ничего не хочу!
- «Сентябрь»
- Н.Рубцов
Назови произведение и его автора
- Паутинок лёгких пряжа
- Обвилась вокруг сучка
Назови произведение и его автора
- Паутинок лёгких пряжа
- Обвилась вокруг сучка.
- «Бабье лето»
- Д.Кедрин
Назови произведение и его автора
- Липы обруч золотой –
- Как венец на новобрачной.
Назови произведение и его автора
- Липы обруч золотой –
- Как венец на новобрачной.
- «Золотая осень»
- Б.Пастернак
Назови произведение и его автора
- Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие.
Назови произведение и его автора
- Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие.
- «Лебёдушка»
- С.Есенин
Назови произведение и его автора
- Над опушкою лесною
- Гаснут звёзды на верху.
Назови произведение и его автора
- Над опушкою лесною
- Гаснут звёзды на верху.
- «Весна в лесу»
- С.Клычков
Поэтический этап
- Чтение стихотворений наизусть
Контрольный этап
- Обсуди в группе:
- № 1 – Уч. С.115 №1
- № 2 – Уч. С. 117 №1
- № 3 – Уч. С. 118 №2
- № 4 – Уч. С. 119 №1
- № 5 – Уч. С. 125 №2
Рефлексия (синквейн):
- Пятистрочная стихотворная форма:
- Сущ. – стихотворения
- Прил. –
- Гл.-
- Смысловое предложение
- Эмоциональное отношение
Рефлексия (синквейн):
- Стихотворения
- Грустные, радостные, задумчивые
- Пишут, читают, поют, рассказывают
- Разнообразные интересные тексты.
- Живут в веках.
Оцените себя (свой успех на уроке), используя смайлики:
:-) - те, кто считает, что хорошо понял
тему и поработал на уроке
:-? - те , кто считает, что недостаточно
хорошо понял тему , поработал на уроке
:-( - те, кто считает, что ему ещё много нужно
работать над данной темой
Спасибо за урок!
Молодцы!