«Подвижные игры как средство развития двигательных качеств младших школьников».
Физическая культура - это часть образа жизни человека – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных качеств. Физическая культура входит в жизнь человека с раннего возраста.Для наших детей развитие физических качеств имеет очень большое значение. Уроки физической культуры в школе, основной задачей которых является сохранение и укрепление здоровья, должны быть большей частью жизни ребёнка и занимать достаточно важное место. Они выполняют ряд задач: образовательную, общекультурную, развивающую,оздоровительную.
В современном обществе постоянно растёт объём информации и других технических средств. Обучение в школе постоянно ограничивает двигательную активность. Для умственных перегрузок характерны нервно -эмоциональные срывы, снижение работоспособности и как следствие -высокий уровень заболеваемости среди обучающихся.
В данной статье попробую раскрыть проблему -как развить активность и интерес на уроках физической культуры посредством подвижных игр, которые в свою очередь обеспечивают интерес, т.е. мотивируют обучающихся на продуктивную работу на уроке.
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.
Выделяются три основные задачи, с помощью которых формируется всестороннее развитие личности:
1.Воспитательные ;
Образовательные ;
Оздоровительные.
Рассмотрим по порядку.
Воспитательные задачи:
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого участника. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение сверстников; так дети приучаются к деятельности в команде.
Игре свойственны противостояния одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие быстрого разрешения. Для этого необходимо в краткий срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так подвижные игры способствуют самопознанию.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Соревновательный характер подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения результата. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять детей. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие правил, принятых в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.
Интересный игровой сюжет вызывает у обучающихся положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь преодоления препятствий, которые надо пройти для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Образовательные задачи:
Игра оказывает огромное воздействие на формирование личности: это такая позитивная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми.
Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику.
Оздоровительные задачи:
При правильной организации занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности обучающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно - мышечного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а так же повышают функциональную деятельность всего детского организма.
Гибкость, выносливость,сила,быстрота, развитие координации - вот неполный перечень качеств,которые способствуют активному развитию детского организма,устойчивой психике и укреплению здоровья школьников.
Известный педагог П.Ф. Лесгафт давал понятие подвижной игры как задание, с помощью которого человек готовиться к дальнейшей жизни.
Высокая эмоциональность подвижных игр позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.
Подвижные игры способствуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми. Подвижные игры – это отличный способ закаливания и повышения иммунитета. Подвижные игры приносят пользу нашему здоровью.
Автор: Пундикова Елена Александровна
Учитель физической культуры