«Зимний фестиваль знаний 2025»

Победа искренней дружбы, доброты над ледяным равнодушием Снежной Королевы

учить учащихся анализировать текст, целостно воспринимать его, быстро ориентироваться в нем ; помочь ученикам постигнуть величие красоты человеческого сердца ; дать понятие об антитезе, раскрыть основной конфликт сказки - столкновение красоты живой и неживой, добра со злом ;развивать речь, навыки образного, логического и ассоциативного мышления; способствовать воспитанию нравственных качеств.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки











Урок по литературе

«Победа искренней дружбы, доброты над ледяным равнодушием Снежной Королевы»

( серия уроков: урок № 4 )

5 класс

Из опыта работы

Ткачевой Елены Петровны, учителя русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 8 им. С. В. Полуянова»















Ровеньки

2024



Урок 4

Тема. Победа искренней дружбы, доброты над ледяным равнодушием Снежной Королевы.

Цель: учить учащихся анализировать текст, целостно воспринимать его, быстро ориентироваться в нем ; помочь ученикам постигнуть величие красоты человеческого сердца ; дать понятие об антитезе, раскрыть основной конфликт сказки - столкновение красоты живой и неживой, добра со злом ;развивать речь, навыки образного, логического и ассоциативного мышления; способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование :

1.Портрет писателя

2.Карта путешествия Герды



Тип урока : урок - путешествие.



Эпиграф.

- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила ? Не видишь, что ей служат и люди и животные. Ведь она босая обошла полсвета . Сила - в ее сердце.

Х. К. Андерсен " Снежная Королева ".

Актуализация опорных знаний. ( 6 мин. )

Пересказ описаний портрета Снежной Королевы с собственной оценкой ее внешности и поступков.

Мотивация учебной деятельности ( 1 мин. )

Давайте вспомним, как заканчивается сказка "Снежная Королева" и пройдем этот путь вместе с главными героями. Готовы ? Мы отправляемся в увлекательное путешествие. Сказка зовет нас в путешествие, учит быть в жизни смелыми и мудрыми, преодолевать препятствия и беды и не забывать добро; только этим и измеряется наша человеческая сущность.

- Как вы думаете, что нам с вами нужно, чтобы отправиться в путешествие? ( Карта.)

- Вашим домашним заданием было нарисовать карту путешествия Герды. Именно ею мы и воспользуемся, чтобы безошибочно попасть к владениям Снежной Королевы и найти Кая.

Работа над анализом содержания 3-7 сказок ( 30 мин.)

Первая остановка.

- Внимательно смотрим на карту. Куда мы путешествуем (к реке). - Куда мы пойдем дальше ? ( В сад к старушке - колдунье, которая хотела оставить у себя девочку ). - Хорошо ли Герде жилось у старушки ? - Какие волшебные вещи или превращения вы заметили ?

Помните, старушка, чтобы Герда не вспомнила о Кае, убрала все розы из сада. Но позже они появились.

- Как это произошло ? ( Девочка заплакала, слезы капнули на землю и появились розовые кусты ).

- С чем ассоциируются розы ? ( Красота, любовь, добро, нежность, лето, тепло, солнце. )

Приветливо нам было в саду старушки - волшебницы, но мы оставляем его и вместе с Гердой холодной осенью продолжаем путешествие.

Вторая остановка.

- Куда нас привела Герда ? - С какими новыми героями мы познакомились ? ( Лесной ворон, придворная ворона, принц и принцесса ). - При каких условиях произошла встреча Герды с принцем и принцессой ? - Как принц и принцесса приняли Герду ? - Нашла ли здесь Герда Кая ?

Итак, путешествие продолжается, садимся в новенькую золотую карету и путешествуем дальше.

Третья остановка.

Мы заехали в темный густой лес. Ой , что это ? Свист ? Шум ? Гам ?

- Кто остановил карету ? - Кого встретила Герда в лесу ? - Кто ее защитил ? - Какое впечатление произвела на вас маленькая разбойница ? - Почему она такая ? Какое увлечение было у маленькой разбойницы ? - Кто рассказал Герде, что Кая увезла Снежная Королева ?

Итак, следующее транспортное средство для нашего путешествия - Северный Олень, которого любезно подарила Герде Маленькая Разбойница.

- Куда же везет нас олень ? ( Обращаемся к карте ).

Четвертая остановка.

Вот безграничные снежные равнины, гуляет вьюга, ветер пронизывает насквозь. Вам не холодно ? Не повернуть назад ? Герде еще холоднее, ей страшно, но невыразимое желание найти Кая ведет ее вперед.

Наконец появился маленький домик. Посмотрим, кто здесь живет ? - Расскажите о пребывании Герда у лапландки ( пересказ эпизода ). - Куда направила Герду старая женщина ? - О чем попросил Олень финку ? - Что она ответила на это? ( чтение эпизода ). - В чем же сила Герды ?

Пятая остановка

Обессиленная Герда продолжает свои поиски по ледяной пустыне. Вокруг метель. Навстречу ей несется целый полк хлопьев-это передовые отряды войска Снежной Королевы, похожие то на уродливых ежей, то на стоголовых змей, то на толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Наконец подходим к замку Снежной Королевы.

- Зачитайте, как автор описывает замок Снежной Королевы ? - Как выглядит Кай ? - - Найдите, какие художественные средства использует автор, описывая мальчика ? (Эпитеты: бледный, нерушимый, холодный). - С чем можно сравнить состояние души Кая ? ( С незыблемой холодной пустыней ). - Что делает Кай ? - К чему привели волшебные поцелуи Снежной Королевы? - Как Герде удалось вернуть Кая к жизни ? - Почему маленькая Герда оказалась сильнее повелительницы снегов ? - Как вы понимаете слова финки, которые взяты эпиграфом к уроку ( по словам финки, сила в ее сердце - горячем, нежном, наполненном любвью ко всему живому, способному растопить даже лед ).

Вывод

Снежная Королева с ее холодом, ветрами и чарами оказалась бессильной перед маленькой босоногой девочкой, сила которой в горячем сердце, верной любви, самоотверженности.

Слово "Вечность" , которое так долго не мог составить Кай , сложилось само собой, когда Герда растопила сердце мальчика. Почему? - Что вечно : холодное сердце Снежной Королевы или горячее сердце Герды ? - Маленькая разбойница встретила Кая и Герду, когда они возвращались домой, и сказала мальчику : "Хотела бы я знать , достоин ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света ? " - Как по вашему мнению, стоит ли того Кай ? - Дети, вернувшись домой, заметили, что они выросли . Подумайте, почему они пришли к такому выводу ? Как они изменились?

Ассоциативная дорожка ( 5 мин. )

Запишите в два столбика слова, которые бы соответствовали характеру Герды и Снежной Королевы :

Герда Снежная Королева

Роза Снежинка

Живая Неживая

Лето Зима

Жизнь Смерть

Тепло Холод

Радость Грусть

Свет Темнота

Смех Слезы

Гомон Тишина, покой

Цветы Снег

Жара Лед

Любовь Ненависть

Добро Зло



Наверное, вы заметили, что и в самой сказке писатель постоянно использует прием противопоставления ( великолепные пейзажи - вареный шпинат, красота - уродство , теплый весенний сад старушки - холодный осенний день, радость Герды - равнодушие Кая, красивые лица - уродливые лица, горячее сердце - холодная льдинка, маленький Кай - бесконечный ледяной дворец ).

Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных мнений или образов для усиления впечатления, называется антитезой ( запись в тетради ).

Итог урока ( 2 мин.)

Закончилось наше путешествие с героями сказки "Снежная Королева" . Помните: "Ну , начнем ! Дойдя до конца нашей истории , мы будем знать больше , чем теперь! " - Что нового узнали ? - Подросли ли вы вместе с Каем и Гердой ?

- Чему научили вас главные герои ?

Домашнее задание

1.Сочинение - миниатюра " В чем сила Герды ?"

2.Рисунки к сказке



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее