"По лабиринтам Конституции"

Внеклассное мероприятие по обществознанию в 9 классах раскрывает основы конституционного строя России через занимательные задания.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Правовой турнир «По лабиринтам Конституции России»




Цель : обобщить знания по изучению основных положений Конституции России

Задачи :

  • закрепить полученные на уроках обществознания знания основных положений Конституции России, основ конституционного строя России, прав и свобод человека и гражданина;

  • расширить знания по Конституции России, символике государства;

  • формировать правовую культуру учащихся;

  • воспитывать осознанное уважение к законам страны


Тип : закрепление новых знаний с использованием

  • способов критического мышления на уроках обществознания

  • творческих заданий,

  • информационных компьютерных технологий


Техническое оснащение: ПК, проектор, экран, листы для творческого задания, символика РФ и Ростовской области

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Wоrd





























Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников

1. Организационный момент.

(1мин)

Приветствие.



Проверка готовности к началу работы

2. «Погружение в тему»


Слайд 1


Как вы считаете, с помощью какого документа можно достоверно убедиться в том, что перед нами именно тот человек, который нужен?

– Правильно, это можно сделать с помощью паспорта. Именно в нем мы найдём все необходимые сведения: фамилию, имя, отчество, год и место рождения, место проживания и др. Но если брать в пример ученика, то, помимо паспорта, таким документом станет еще и дневник. В нем тоже есть масса персональных данных, а также сведения об успеваемости нашего героя. Так, и у любого государства тоже должны быть подобные документы, в которых можно узнать основную информацию о нем.

Работа с материалом презентации

Слайд 2


И такой документ есть – это КОНСТИТУЦИЯ. -

Работа с материалом презентации

Слайд 3

И дату нашей встречи я выбрала тоже не случайно. Скажите, пожалуйста, почему?

( 12 декабря- день принятия Конституции России)

( звучит Гимн России)

Разрешите представить тех, кто присутствует на нашем турнире

1.

2.

3.



Работа с материалом презентации

Слайд 4

- Итак, наше мероприятие называется : правовой турнир «По лабиринтам Конституции России».

В турнире принимают участие команды 9а и 9б классов и их болельщики, которые также могут добавить дополнительные баллы своей команде, отвечая правильно.


Работа с материалом презентации

Слайд 5

- Почему именно «лабиринт»? Лабиринт- это структура, состоящая из запутанных путей, выход из которых только один.


Устные ответы учащихся

Слайд 6

- Вспомните и скажите, при изучении истории с каким персонажем связано слово «лабиринт».( Ответ: Тессей после схватки с Минотавром на мог выбраться из лабиринта, в этом ему помогла нить Ариадны). Вот почему я обозначила форму нашего необычного урока как лабиринт, выход из которого мы будем искать с вами вместе, изучая Конституцию нашей страны.


Устные ответы учащихся

Слайд 7

Перед собой и вами ставлю такие цели:

( чтение слайда)


Работа с материалом презентации.

Слайд 8

-Эпиграфом нашей встречи я выбрала высказывание римского политического деятеля Цицерона : «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью есть истинное вместилище свободы»

Скажите, ребята, как называется такое общество? ( Правовое)

(Ответы учеников).

Какие ещё признаки правового государства вам известны? (Ответы учеников).


Работа с материалом презентации. Устные ответы учащихся

Слайд 9

- Сегодня мы проверим ваши знания основных положений Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г


Работа с материалом презентации

Видео

- А что же знают об этом празднике и самой Конституции маленькие граждане и жители нашего села. Мы провели опрос и вот что у нас получилось.


Работа с материалом презентации

Слайд 10

- Обобщив эти данные, результаты можно представить в виде диаграммы.


Работа с материалом презентации

3.Повторение ранее изученного




Слайд 11

- Давайте вспомним основные признаки Кон Конституции России. Итак, Конституция – это…. ( чтение слайда)

Работа с материалом презентации

Слайд 12

- Что это за текст перед вами? ( преамбула к Конституции)

- Что означают слова…………..

- А теперь перейдём к проверке знания содержания основных статей Конституции.

Капитаны команд:

- Шипулина Инга

- Бондаренко Юлия


Устные ответы учащихся

Слайд 13

- Итак, первый конкурс называется

«Вопрос- ответ»( объясняются условия) –см. Приложение №1


Выполнение задания

Слайд 14

Второй конкурс называется «Восстанови истину»( восстановить правильный текст)-см.Приложение №2

- Пока участники команд выполняют задание- проверим знания зрителей.


Работа учащихся над текстом

Слайд 15

Игра со зрителями «Знаете ли вы государственные праздники?»( на слайде только даты праздников- нужно правильно дать название этим праздникам.


Дата праздников на карточках

Слайд 16

( слайд с правильными ответами)

Работа с материалом презентации

Слайд 17

- А сейчас давайте проверим тексты наших команд.


Работа с материалом презентации

Слайд 18

Третий конкурс называется «Права и

свободы человека и гражданина» В чём разница или эти понятия тождественны? Какие группы прав вы знаете? ( условия)-

см. Приложение №3


Устные ответы учащихся

Слайд 19

- 4 Конкурс «Литературный»


Работа с материалом презентации

Слайд 20-23



( нарушение прав в сказках)


Работа с материалом презентации

Слайд 24




5 Конкурс «Символика России». Что является символами России. ( ответы)

Что вы о них знаете? ( условия)

( из полосок составить флаг Ростовской области+ по I строчке Гимна составить первый куплет и припев Гимна9


Устные ответы о символах России



Работа по заданию

Слайд 25

( флаг Ростовской области+ I куплет

Гимна России) Со зрителями- не сказанные сведения о символах


Устные ответы

Слайд 26



- 6 конкурс «Составление кластера»

«Конституционные обязанности»


С болельщиками- права чел человека в пословицах

Письменное составление кластера

Слайд 27

7 конкурс «Жизненные ситуации»

( разыгрывают болельщики)


Разыгрывание ситуаций

Слайд 28

8 конкурс «Конкурс капитанов»

Домашнее задание «Если бы я был

Президентом России, то моё новогоднее обращение звучало так…»


Чтение обращения

3.Слайд 29

Подведение итогов. Рефлексия.


Подходит к концу наше путешествие по лабиринту . В каком обществе вы предпочитаете провести свою дальнейшую жизнь- свободном или несвободном, выбирать вам. Для того, чтобы жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет суть всех законов, невозможно стать свободными и ответственными гражданами своей страны.

В России масса нерешённых проблем: коррупция, бедность, усиление межнациональной жестокости, в молодёжной среде- проблема поддержания здорового образа жизни и, конечно же, правовой культуры: понимание и соблюдение законов.

Ответьте, пожалуйста, в чём польза для меня этого необычного мероприятия?

Ответы на вопросы «В чем польза данного мероприятия для меня?»


Слово гостям. Подведение итогов.

Результаты турнира

4.Итог

Слайд 30

А закончить наш турнир я хочу словами нашего Президента – В.В.Путина, который сказал:

«Научиться жить по Конституции- это и есть высшая школа демократии, школа, которую все мы обязаны освоить»

Работа с материалом презентации












































Приложение №1

Конкурс «Вопрос-ответ»( для 1 команды)

  1. Федеральное Собрание- это орган ……. власти в РФ? ( законодательной)

  2. На сколько лет избираются депутаты Государственной Думы? ( 5 лет)

  3. Согласно Конституции Россия- федеративное государство? ( Да)

  4. В России не существует обязательной религии,церковь отделена от государства. Это характеризует РФ как ……государство? ( светское)

  5. Что такое референдум? ( всенародное голосование)

  6. Кто является Верховным Главнокомандующим ВС России? ( Президент)

  7. Федеральное собрание делится на ……и……( Гос.Дума и Совет Федерации)

  8. Какого возраста нужно достигнуть, чтобы можно было стать Президентом РФ? ( 35)

  9. Кто является гарантом Конституции? ( Президент)

  10. Кто не имеет права участвовать в выборах? ( не достигший 18 лет, признанный по суду недееспособным, находящийся в местах лишения свободы)






Конкурс «Вопрос- ответ».( для 2 команды)

  1. Правительство- это орган……власти? ( исполнительной)

  2. На сколько лет избирается Президент ? ( 6 лет)

  3. Согласно Конституции Россия- многонациональное государство? ( Да)

  4. Россия обеспечивает право на достойную жизнь и развитие каждого гражданина. Это характеризует её как…..государство (социальное)

  5. Что такое суверенитет? ( независимость)

  6. Кто является Председателем Правительства? ( Медведев)

  7. Первая Конституция возникла в …..стране? ( Англия)

  8. Какого возраста нужно достигнуть, чтобы можно было стать депутатом Гос. Думы? ( 21)

  9. Можно ли не находясь в России, но являясь её гражданином, участвовать в выборах? ( Да)

  10. Судебная власть в РФ состоит из …. видов судов? (конституционный. Арбитражный, суды общей юрисдикции)
















Приложение №2

Конкурс «Восстанови истину» ( найти ошибки в данных высказываниях)

Для 1 команды


1.РФ – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления.



2.Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.


3.Высшей ценностью по Конституции является закон.


4.Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

__________________________________________________________________

Для 2 команды

1.Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность.


2. В РФ признается идеологическое единство.


3. Единственным источником власти является Конституция.


4. Право частной собственности охраняется гражданином.








Ответы: для 1 команды

1.РФ – Россия есть демократическое государство с республиканской формой правления.

2.Достоинство личности охраняется государством.

 

3.Высшей ценностью по Конституции являются человек, его права и свободы.


4.Граждане РФ
имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Ответы: для 2 команды

1.Все граждане РФ имеют право на свободу и личную неприкосновенность.


2. В РФ признается идеологическое
многообразие.

 

3. Единственным источником власти является народ.


4. Право частной собственности охраняется
государством.






Приложение №3


Конкурс «Права и свободы человека и гражданина»

Команда № 1


1.Право на свободу мысли и слова- политическое

2. Право на свободное передвижение по стране- гражданское

3. Право избирать и быть избранным- политическое

4. Право на образование- культурное

5. Право на невмешательство в личную жизнь- гражданское

6. Право на предпринимательство- экономическое

7. Право на благоприятную окружающую среду- социальное




Команда № 2

1.Право указывать свою национальность- гражданское

2. Право на отдых- социальное

3. Право на жизнь- гражданское

4. Право обращаться в органы власти- политическое

5. Право на труд- экономическое

6. Право на свободу творчества- культурное

7. Право собираться мирно, проводить собрания- политическое




Приложение №4

Конкурс «Жизненные ситуации»

Ситуация № 1.

У вас день рождения и большая шумная кампания. К вам стучит соседка по дому.

Соседка ( обиженно): Паша, уже 12 час ночи. Сделай, пожалуйста, музыку потише.

Подросток: А у меня сегодня День рождения! И вообще. Я имею право на досуг и культурную жизнь!


Конкурс «Жизненные ситуации»

Ситуация № 2.

Старшеклассник встретил в коридоре школы 3-классника.

Старшеклассник: Ну что, попался? Видел я, как ты курил после школы.

3-классник: Я не курил, я только хотел попробовать, но не успел.

Старшеклассник: Да не рассказывай сказки! Отдавай мне свой смартфон, а то всё отцу твоему расскажу.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее