Тема: Правовой турнир «По лабиринтам Конституции России»
Цель : обобщить знания по изучению основных положений Конституции России
Задачи :
закрепить полученные на уроках обществознания знания основных положений Конституции России, основ конституционного строя России, прав и свобод человека и гражданина;
расширить знания по Конституции России, символике государства;
формировать правовую культуру учащихся;
воспитывать осознанное уважение к законам страны
Тип : закрепление новых знаний с использованием
способов критического мышления на уроках обществознания
творческих заданий,
информационных компьютерных технологий
Техническое оснащение: ПК, проектор, экран, листы для творческого задания, символика РФ и Ростовской области
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Wоrd
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный момент. (1мин) | Приветствие.
| Проверка готовности к началу работы |
2. «Погружение в тему»
Слайд 1
| Как вы считаете, с помощью какого документа можно достоверно убедиться в том, что перед нами именно тот человек, который нужен? – Правильно, это можно сделать с помощью паспорта. Именно в нем мы найдём все необходимые сведения: фамилию, имя, отчество, год и место рождения, место проживания и др. Но если брать в пример ученика, то, помимо паспорта, таким документом станет еще и дневник. В нем тоже есть масса персональных данных, а также сведения об успеваемости нашего героя. Так, и у любого государства тоже должны быть подобные документы, в которых можно узнать основную информацию о нем. | Работа с материалом презентации |
Слайд 2
| И такой документ есть – это КОНСТИТУЦИЯ. - | Работа с материалом презентации |
Слайд 3 | И дату нашей встречи я выбрала тоже не случайно. Скажите, пожалуйста, почему? ( 12 декабря- день принятия Конституции России) ( звучит Гимн России) Разрешите представить тех, кто присутствует на нашем турнире 1. 2. 3.
| Работа с материалом презентации |
Слайд 4 | - Итак, наше мероприятие называется : правовой турнир «По лабиринтам Конституции России». В турнире принимают участие команды 9а и 9б классов и их болельщики, которые также могут добавить дополнительные баллы своей команде, отвечая правильно.
| Работа с материалом презентации |
Слайд 5 | - Почему именно «лабиринт»? Лабиринт- это структура, состоящая из запутанных путей, выход из которых только один.
| Устные ответы учащихся |
Слайд 6 | - Вспомните и скажите, при изучении истории с каким персонажем связано слово «лабиринт».( Ответ: Тессей после схватки с Минотавром на мог выбраться из лабиринта, в этом ему помогла нить Ариадны). Вот почему я обозначила форму нашего необычного урока как лабиринт, выход из которого мы будем искать с вами вместе, изучая Конституцию нашей страны.
| Устные ответы учащихся |
Слайд 7 | Перед собой и вами ставлю такие цели: ( чтение слайда)
| Работа с материалом презентации. |
Слайд 8 | -Эпиграфом нашей встречи я выбрала высказывание римского политического деятеля Цицерона : «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью есть истинное вместилище свободы» Скажите, ребята, как называется такое общество? ( Правовое) (Ответы учеников). Какие ещё признаки правового государства вам известны? (Ответы учеников).
| Работа с материалом презентации. Устные ответы учащихся |
Слайд 9 | - Сегодня мы проверим ваши знания основных положений Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г
| Работа с материалом презентации |
Видео | - А что же знают об этом празднике и самой Конституции маленькие граждане и жители нашего села. Мы провели опрос и вот что у нас получилось.
| Работа с материалом презентации |
Слайд 10 | - Обобщив эти данные, результаты можно представить в виде диаграммы.
| Работа с материалом презентации |
3.Повторение ранее изученного
|
|
|
Слайд 11 | - Давайте вспомним основные признаки Кон Конституции России. Итак, Конституция – это…. ( чтение слайда) | Работа с материалом презентации |
Слайд 12 | - Что это за текст перед вами? ( преамбула к Конституции) - Что означают слова………….. - А теперь перейдём к проверке знания содержания основных статей Конституции.
Капитаны команд: - Шипулина Инга - Бондаренко Юлия
| Устные ответы учащихся |
Слайд 13 | - Итак, первый конкурс называется «Вопрос- ответ»( объясняются условия) –см. Приложение №1
| Выполнение задания |
Слайд 14 | Второй конкурс называется «Восстанови истину»( восстановить правильный текст)-см.Приложение №2 - Пока участники команд выполняют задание- проверим знания зрителей.
| Работа учащихся над текстом |
Слайд 15 | Игра со зрителями «Знаете ли вы государственные праздники?»( на слайде только даты праздников- нужно правильно дать название этим праздникам.
| Дата праздников на карточках |
Слайд 16 | ( слайд с правильными ответами) | Работа с материалом презентации |
Слайд 17 | - А сейчас давайте проверим тексты наших команд.
| Работа с материалом презентации |
Слайд 18 | Третий конкурс называется «Права и свободы человека и гражданина» В чём разница или эти понятия тождественны? Какие группы прав вы знаете? ( условия)- см. Приложение №3
| Устные ответы учащихся |
Слайд 19 | - 4 Конкурс «Литературный»
| Работа с материалом презентации |
Слайд 20-23
| ( нарушение прав в сказках)
| Работа с материалом презентации |
Слайд 24
| 5 Конкурс «Символика России». Что является символами России. ( ответы) Что вы о них знаете? ( условия) ( из полосок составить флаг Ростовской области+ по I строчке Гимна составить первый куплет и припев Гимна9
| Устные ответы о символах России
Работа по заданию |
Слайд 25 | ( флаг Ростовской области+ I куплет Гимна России) Со зрителями- не сказанные сведения о символах
| Устные ответы |
Слайд 26
| - 6 конкурс «Составление кластера» «Конституционные обязанности» С болельщиками- права чел человека в пословицах | Письменное составление кластера |
Слайд 27 | 7 конкурс «Жизненные ситуации» ( разыгрывают болельщики)
| Разыгрывание ситуаций |
Слайд 28 | 8 конкурс «Конкурс капитанов» Домашнее задание «Если бы я был Президентом России, то моё новогоднее обращение звучало так…»
| Чтение обращения |
3.Слайд 29 Подведение итогов. Рефлексия.
| Подходит к концу наше путешествие по лабиринту . В каком обществе вы предпочитаете провести свою дальнейшую жизнь- свободном или несвободном, выбирать вам. Для того, чтобы жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет суть всех законов, невозможно стать свободными и ответственными гражданами своей страны. В России масса нерешённых проблем: коррупция, бедность, усиление межнациональной жестокости, в молодёжной среде- проблема поддержания здорового образа жизни и, конечно же, правовой культуры: понимание и соблюдение законов. Ответьте, пожалуйста, в чём польза для меня этого необычного мероприятия? | Ответы на вопросы «В чем польза данного мероприятия для меня?» |
| Слово гостям. Подведение итогов. | Результаты турнира |
4.Итог Слайд 30 | А закончить наш турнир я хочу словами нашего Президента – В.В.Путина, который сказал: «Научиться жить по Конституции- это и есть высшая школа демократии, школа, которую все мы обязаны освоить» | Работа с материалом презентации |
Приложение №1
Конкурс «Вопрос-ответ»( для 1 команды)
Федеральное Собрание- это орган ……. власти в РФ? ( законодательной)
На сколько лет избираются депутаты Государственной Думы? ( 5 лет)
Согласно Конституции Россия- федеративное государство? ( Да)
В России не существует обязательной религии,церковь отделена от государства. Это характеризует РФ как ……государство? ( светское)
Что такое референдум? ( всенародное голосование)
Кто является Верховным Главнокомандующим ВС России? ( Президент)
Федеральное собрание делится на ……и……( Гос.Дума и Совет Федерации)
Какого возраста нужно достигнуть, чтобы можно было стать Президентом РФ? ( 35)
Кто является гарантом Конституции? ( Президент)
Кто не имеет права участвовать в выборах? ( не достигший 18 лет, признанный по суду недееспособным, находящийся в местах лишения свободы)
Конкурс «Вопрос- ответ».( для 2 команды)
Правительство- это орган……власти? ( исполнительной)
На сколько лет избирается Президент ? ( 6 лет)
Согласно Конституции Россия- многонациональное государство? ( Да)
Россия обеспечивает право на достойную жизнь и развитие каждого гражданина. Это характеризует её как…..государство (социальное)
Что такое суверенитет? ( независимость)
Кто является Председателем Правительства? ( Медведев)
Первая Конституция возникла в …..стране? ( Англия)
Какого возраста нужно достигнуть, чтобы можно было стать депутатом Гос. Думы? ( 21)
Можно ли не находясь в России, но являясь её гражданином, участвовать в выборах? ( Да)
Судебная власть в РФ состоит из …. видов судов? (конституционный. Арбитражный, суды общей юрисдикции)
Приложение №2
Конкурс «Восстанови истину» ( найти ошибки в данных высказываниях)
Для 1 команды
1.РФ – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления.
2.Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
3.Высшей ценностью по Конституции является закон.
4.Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
__________________________________________________________________
Для 2 команды
1.Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
2. В РФ признается идеологическое единство.
3. Единственным источником власти является Конституция.
4. Право частной собственности охраняется гражданином.
Ответы: для 1 команды
1.РФ – Россия есть демократическое государство с республиканской формой правления.
2.Достоинство личности охраняется государством.
3.Высшей ценностью по Конституции являются человек, его права и свободы.
4.Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Ответы: для 2 команды
1.Все граждане РФ имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
2. В РФ признается идеологическое многообразие.
3. Единственным источником власти является народ.
4. Право частной собственности охраняется государством.
Приложение №3
Конкурс «Права и свободы человека и гражданина»
Команда № 1
1.Право на свободу мысли и слова- политическое
2. Право на свободное передвижение по стране- гражданское
3. Право избирать и быть избранным- политическое
4. Право на образование- культурное
5. Право на невмешательство в личную жизнь- гражданское
6. Право на предпринимательство- экономическое
7. Право на благоприятную окружающую среду- социальное
Команда № 2
1.Право указывать свою национальность- гражданское
2. Право на отдых- социальное
3. Право на жизнь- гражданское
4. Право обращаться в органы власти- политическое
5. Право на труд- экономическое
6. Право на свободу творчества- культурное
7. Право собираться мирно, проводить собрания- политическое
Приложение №4
Конкурс «Жизненные ситуации»
Ситуация № 1.
У вас день рождения и большая шумная кампания. К вам стучит соседка по дому.
Соседка ( обиженно): Паша, уже 12 час ночи. Сделай, пожалуйста, музыку потише.
Подросток: А у меня сегодня День рождения! И вообще. Я имею право на досуг и культурную жизнь!
Конкурс «Жизненные ситуации»
Ситуация № 2.
Старшеклассник встретил в коридоре школы 3-классника.
Старшеклассник: Ну что, попался? Видел я, как ты курил после школы.
3-классник: Я не курил, я только хотел попробовать, но не успел.
Старшеклассник: Да не рассказывай сказки! Отдавай мне свой смартфон, а то всё отцу твоему расскажу.