«Зимний фестиваль знаний 2025»

План урока на тему : "Здравствуй племя младое, незнакомое" для 10 класса национальной школы

План урока по литературе "Здравствуй, племя младое, незнакомое" для учащихся 10 класса национальной школы

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Раимбекова Улжан Кеттешкызы

КГУ «Школа-гимназия «Туран», Южно-Казахстанская область

Мактааральский район город Жетысай



Урок литературы в 10-м классе

Тема: «Здравствуй, племя младое, незнакомое…», посвященном Дню русского языка и 217-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Цели:

  1. Систематизировать пройденный материал о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

  2. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

  3. Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А.С.Пушкина.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С.Пушкин. “К Чаадаеву”

Ход урока

I.Психологическая разминка. Деление на группы

II. Вступительное слово учителя.

Творческая биография Пушкина (слайд №1) ведётся с того дня, когда он, пятнадцатилетний юнец, отроческим ломким голосом продекламировал перед изумленным Державиным:

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый, 
Плывет в сребристых облаках.

Державин был поражен: если этот недоросль так начинает – что же обещает его поэзия в дальнейшем?!

Что было дальше – вы узнаете позже, и не раз будете возвращаться к произведениям А.С.Пушкина. Взрослея, вы откроете для себя новый, более глубокий смысл пушкинских строк.

А перед Державиным на лицейском экзамене стоял будущий величайший поэт России, и сам он вряд ли догадывался об этом.

Беседа с учащимися.

А что мы знаем о нем? Ведь каждый год на уроках литературы мы читали, обсуждали его произведения. Для начала у вас есть возможность встретиться с самим А.С.Пушкиным. Итак , авторский стул «Здравствуй, племя младое, незнакомое».

1.Сколько вам было лет, когда стали увлекаться чтением книг?(8лет)

2.Как вы поступили в лицей?(благодаря связям отца)

3. Какие предметы во время обучения в лицее вам нравились больше всего?(французский язык, литература, грамматика)

4. Говорят, вы отставали в точных науках, то есть по математике, физике ?

(я старался)

5.Назовите ваших лицейских друзей (А. Дельвиг,К.Ф. Рылеев, П.Я. Чаадаев

В. Кюхельбекер, Н.Н. Раевский, И.И. Пущин)

5. Сколько вы написали сказок? (Может быть вы скажете? Хотелось бы узнать ваши знания)

6.Директор Лицея (Малиновский)

7. Ваш наиболее плодотворный период в творчестве? (Болдинская осень,1830. Осень, как вы знаете ,мое любимое время года )

8.Гражданская лирика в ваших произведениях занимает серьезное место, благодаря чему вы стали вольнолюбивым писателем. Но это не нравилось императору , да и всему царскому самодержавию. Вас это не угнетало? Вы могли спокойно быть придворным поэтом и сочинять оды. (Ответ один: любовь к Родине. Иначе что мы оставим своим потомкам. А вы сами , любите Родину? …..Ну тогда вы должны меня понять)

9. Я помню чудное мгновенье…..(Оооооо, знакомые строки. Анна Керн, этой даме были посвящены эти строки)

10.Зачем вы вышли на дуэль? Ведь вы могли создать больше свих шедевров.(Честь, и еще раз честь. Если бы я вернулся в 19 век, я поступил бы также)

Ребята, скажем спасибо великому поэту, солнцу русской поэзии и продолжим далее наш турнир

А какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете наизусть? Я приглашаю вас в литературную гостиную, где Пушкин любил читать свои стихи друзьям

II. Выразительное чтение наизусть учащимися подготовленных дома стихотворений Пушкина.

III. Предлагаю вам составить хронопоэму “Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина” (по ходу урока колонки таблицы будут заполняться)

Период

Годы

Детство поэта

(1799-1811)

Лицей

(1811-1817)

Южная ссылка

(1820-1824)

Михайловское

(1824-1826)

Болдинская осень

(1830)

Последние годы жизни

(1834-1837)



Период

Годы

Детство поэта

(1799-1811)

Лицей

(1811-1817)

Южная ссылка

(1820-1824)

Михайловское

(1824-1826)

Болдинская осень

(1830)

Последние годы жизни

(1834-1837)



IV. Проверка индивидуальных заданий:

  1. Сообщение на тему “Детство” (Асем)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.

Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о его особом даре.

Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим “пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом”.

По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по-русски. Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; няня Арина Родионовна, сказочница и певунья; дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря им, да общению с крестьянскими детьми Пушкин выучился русской грамоте, усвоил дух родной речи. “Преданья старины глубокой”, рассказываемые бабушкой, няней, уживались с чтением иностранной и отечественной литературы.

2.Сообщение на тему “Лицей” (Динара)

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 г. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали.

В свободные часы воспитанники вместе с педагогами спешили в Газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Патриотическое воодушевление сблизило лицеистов.

Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, а также играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда проигрывал. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьезные, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки его никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

Педагоги поощряли литературное творчество, и вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев. Стихи писали Кюхельбекер, Дельвиг, Илличевский, Корсаков и Яковлев, но первенство Пушкина признавали все. И, конечно, не случайно, что именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 г. в присутствии знатных вельмож.

Лицеисты знали, что сам Державин — первый поэт XVIII в. – будет среди именитых гостей. В оде “Воспоминания о Царском Селе” Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Его привлекла патриотическая тема тесного союза ратного подвига и поэзии.

Лицейский период — пора ученичества и поисков самостоятельного пути — запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 г., и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом eго поэтической славы.

3. Сообщение на тему “Южная ссылка” (Акерке )

Гроза над Пушкиным разразилась внезапно.

Казалось, ничто не могло омрачить ни светлого настроения Пушкина. Но вот Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник “наводнил Россию возмутительными стихами”, и приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. И апреле 1820 г. Милорадович пригласил к себе Пушкина и сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения, кроме одной эпиграммы. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать Пушкина — в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все — и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направился в южные губернии . 6 мая 1820 г. он вы ехал в южную ссылку.

4.Сообщение на тему “Михайловское” (Ельнур)

8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно.

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала мелодии русских народных песен.

Вначале пушкинское творчество в Михайловском было проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 г. и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостен, душевно спокоен и сосредоточен. Своему другу Раевскому Пушкин писал летом 1825 г.: “Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить”.

5. Сообщение на тему “Болдинская осень” (Тогжан)

Весной 1829 г. Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 г. Поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. В Болдине ему пришлось пробыть не месяц, как он намеревался, а целых три: началась эпидемия холеры.

Здесь Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем “маленькими трагедиями”, народно-лирическую драму “Русалка”, поэму “Домик в Коломне”, “Сказку о попе и о работнике его Балде” и несколько прекрасных лирических стихотворений.

8. Сообщение на тему “Последние годы жизни” (Диана)

1834 г. явился переломным годом в жизни Пушкина: в дневнике поэт записал, что переходит к открытой оппозиции. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина: обычно такие звания давались юношам, а Пушкин был уже не молод. Но он вынужден служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.

Светское общество не могло простить Пушкину его гениальности. Пушкина травили клеветой, сплетнями, и это неуклонно вело к кровавой развязке.

Пушкин не знал покоя и в семье. Молодой француз Дантес, зимой 1836 г. стал оказывать Наталье Николаевне явные знаки внимания. Пушкин был взбешен: стал мрачен, молчалив, вид его был угрожающ.

25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену. Пушкин решил положить всему этому конец. В тот же день он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его приёмного сына. В ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал. Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь.

Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой у него начались сильные боли. Рана оказалась смертельной. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: “Кончена жизнь”. 29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.

В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 г. (18 февраля) рядом с могилами деда, бабушки и матери Пушкина похоронили.

Ребята, продолжим далее наш турнир. Мы сейчас с вами назвали друзей Пушкина по лицею. Насколько хорошо вы знаете его друзей и их высказывания

«Друзья А.С. Пушкина».

  • 1 – А. Дельвиг,2. – К.Ф. Рылеев, 3 – П.Я. Чаадаев, 4 – В. Кюхельбекер

  • 5 – Н.Н. Раевский, 6 – И.И. Пущин

  1. Кому адресовано послание, начинающееся словами:

«Любви, надежды тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…»

(3 – П.Я. Чаадаев)



  1. О нём А.С. Пушкин сказал:

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил…»

(6 – И.И. Пущин)



  1. О ком из своих друзей Пушкин писал так:

 «Дай, руку……, что ты спишь

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыплённый».

  1. А. Дельвиг)



  1. Декабрист, поэт, один из самых близких лицейских друзей А. С. Пушкина. «Мой брат по Музе, по судьбе», - так писал он о своём друге. Его имя Пушкин упоминает во многих произведениях. Смерть Пушкина настолько огорчила его, что он навсегда лишился вдохновения.

(4 – В. Кюхельбекер)

«Дамы в жизни А.С. Пушкина».

-Перед вами портреты женщин А.С. Пушкина, которым он посвящал стихи:

  • 1 - Н.Н. Гончарова, 2 – А.П. Керн, 3 – А. Родионовна,

  1. Встречи с ней запечатлены Пушкиным в одном из лучших его стихотворений – «Я помню чудное мгновенье».

  1. А.П. Керн)

2.Ей, доброй нянюшке своей, посвятил поэт проникновенные строчки:

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня…»

  1. А. Родионовна)

3.Когда ей было 16 лет, вся Москва заговорила о ней как о необыкновенной «романтической» красавице.

К ней обращено стихотворение:

«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Именно о ней поэт написал: «Тебя мне ниспослал, тебя моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец».

(1 – Н.Н. Гончарова)

«Где жил и бывал А.С. Пушкин?»

- Перед нами фотографии и репродукции с видами мест, где бывал А. С. Пушкин:

  • 1 – г. Москва, 2 – г. Санкт-Петербург, 3 – Царское Село

  • 4 – г. Бахчисарай, 5 – с. Михайловское ,6 – с. Болдино



  1. В пушкинское время – небольшое татарское селение, где единственно примечательным был заброшенный ханский дворец. По–татарски это слово обозначает «дворец садов». Внутри дворца есть «фонтан слёз», которому Пушкин посвятил такие строчки:

 «Фонтан любви, фонтан живой!

Принёс я в дар тебе две розы…»

(4 – г. Бахчисарай)



  1. Родина Пушкина, город, где прошло его детство, где поэт получил первые впечатления, где на всю жизнь подружился с книгами. Это город, в котором поэт прожил около трети всей жизни. Поэт горячо любил этот город и писал о нём:

 «…… как много в этом звуке

для сердца милого слилось,

Как много в нём отозвалось!»

(1 – г. Москва)

  1. Окончив лицей, Пушкин три года своей юности провёл в этом городе. Во многих произведениях: и в романе «Евгений Онегин», и в поэмах «Домик в Коломне», «Медный всадник», в повестях «Египетские ночи», «Пиковая дама», «Арап Петра Великого» - поэт рассказал об этом городе, о его жизни, о людях:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид!»

(2 – г. Санкт-Петербург)

«Композиторы».

- Перед нами портреты композиторов, написавших музыку к произведениям А.С. Пушкина:

  • 1 – М.И. Глинка , 2 – А.П. Бородин, 3 – М.П. Мусоргский

  • 4 – П.И. Чайковский, 5 – Н.А. Римский-Корсаков , Г.В. Свиридов

  1. Всем известно стихотворение А.С.Пушкина

«Я помню чудное мгновенье».

А какой композитор написал к нему музыку?

(1 - М.И. Глинка)

  1. Расцвет творчества этого композитора ознаменовала опера «Евгений Онегин». К последнему периоду жизни композитора относится создание наиболее трагического произведения «Пиковая дама».

(4 – П.И. Чайковский)

  1. Этот композитор создал музыку к стихотворениям «Зимняя дорога», «Няне», но всемирную известность принесла ему музыка к повести «Метель».

(6 – Г.В. Свиридов)

А теперь конкурс капитанов.

Задание будет таким: я читаю отрывок из сказки, а вы должны мимикой и движениями показать происходящее.

1 отрывок.

«На девичник собираясь

Вот царица наряжаясь

Перед зеркальцем своим

Перемолвилася с ним:

-Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Что же зеркальце в ответ?

-Ты прекрасна, спору нет,

Но царица всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком – то как притопнет..»

А сейчас задание для второй команды.

«В комнату вошла она,

Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблочко. Оно

Соку спелого полно…

Подождать она хотела

До обеда; не стерпела.

В руки яблоко взяла,

К алым губкам поднесла

Потихоньку прикусила

И кусочек проглотила..

Вдруг она, моя душа

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха недвижна стала…»

А теперь третье задание

С закрытыми глазами нарисовать на листе бумаги море, а в нем золотую рыбку.

Конкурс для болельщиков, которые могут добавить своими ответами очко своей команде. У нас есть «Мешок сказок», достав предмет из которого, вы должны назвать из какой он сказки (заяц, петушок, сеть, яблоко, собака).

Конкурс называется «Кто быстрее?»

Сейчас я буду задавать вопросы для обеих команд сразу. Отвечает та команда, которая первой подготовит ответ и поднимет руку. Правильный ответ оценивается в 1 очко.

1 вопрос: Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

«Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

2 вопрос: Что кричал Петушок, сидя на спице?

«Кири-ку-ку! Царствуй лежа на боку!»

3 вопрос: Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря..»

4 вопрос: Какие две сказки А.С. Пушкина заканчиваются словами: «Я там был, мед, пиво пил – и усы лишь обмочил»?

«Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне»

5 вопрос: Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»

Какие вам известны кинофильмы, поставленные по историческим произведениям А.С. Пушкина? («Капитанская дочка», «Как царь Пётр арапа женил» , «Дубровский», «Руслан и Людмила», сказки , «Барышня-крестьянка»,«Станционный смотритель»,)

Брейн-ринг

1.Сколько лет было Пушкину, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила»?20

2.В связи с чем и когда в повести «Капитанская дочка» упоминается Мыс Доброй Надежды?

3.Назовите произведение Пушкина, где есть строки:

Москва!.. Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! (ЕО)

4.Какое время года любила Татьяна Ларина?

5.Назовите журнал, который начал издавать Пушкин в 1836 году.

«Современник»

6. Какой великий русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвящённое гибели Пушкина? М.Ю. Лермонтов.

7. Назовите клички поэта

Арзамасец, Сверчок, Феофилакт, Косичкин

8. Какой эпиграф взял А.С. Пушкин к повести «Капитанская дочка»

«Береги честь смолоду»

9.Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин?

Пушкин написал 7 сказок: «Жених», «Сказка о попе..», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке»


И завершает наш турнир «Музей восковых фигур» по произведениям А.С.Пушкина

Каждой команде выдается персонаж, который они должны показать. Команда, далее зрители должны угадать



А.С.Пушкин. «Мадонна».

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.


В простом углу моём , средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель―


Она с величием, он с разумом в очах―

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.


Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.

1830





13


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее